Нынешняя структура доходов и расходов Укрзализныци деформирована и не соответствует европейской практике. Именно это приводит к накоплению убытков и потере грузовой базы.
Об этом рассказали руководитель ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Владимир Власюк и заместитель директора Сергей Поважнюк. Также на заседании экономического комитета ВР они представили выводы исследований экономической модели Укрзализныци и путей ее оздоровления.
Эксперты сравнили показатели маржинальности УЗ с железными дорогами Германии и Польши. Если в Украине пассажирские перевозки имеют убыточность на уровне около – 150% EBITDA, то у европейских аналогов этот сегмент почти безубыточен или приносит символический плюс в пределах 10–15%. В то же время промышленные перевозки в Украине демонстрируют чрезмерно высокую маржинальность – 38–40%, тогда как в Германии этот показатель не превышает 3%.
«Это свидетельствует о необходимости поэтапного, планового перехода к модели, когда пассажирские перевозки становятся близкими к нулевой рентабельности или имеют небольшой плюс, а промышленность перестает нести непропорционально высокое тарифное бремя. У нас же экономика заложник социального популизма. Когда страна производила 43 млн. тонн стали, повышение тарифов распределялось на большой объем. Но сегодня - всего на 6 млн тонн», — отметил он.
Ключевой угрозой для "Укрзализныци" эксперты называют резкую зависимость объемов грузовых перевозок от тарифной политики. По их данным, корреляция между повышением тарифов и падением грузовой базы составляет 0,98 и каждый рост цен стимулирует бизнес переходить на автотранспорт. В результате расходы компании растут, а доходы падают, что создает «замкнутый круг».
Власюк подчеркнул, что точечные решения проблему не решат - необходим комплексный подход с точными расчетами резервов и ресурсов. Среди факторов, которые могут частично улучшить ситуацию, он назвал уменьшение налоговой нагрузки (в частности, земельный налог объемом около 3 млрд грн), снятие акциза на горючее, а также возможные трансферы из местных бюджетов.
Выходом же для Укрзализныци является многолетний план реструктуризации с привлечением всех стейкхолдеров, включая правление компании. Следует сформировать модель, которая позволит обеспечить 5–10% маржинальной доходности, сбалансировать пассажирский и промышленный сегменты и постепенно ликвидировать хроническую убыточность пассажирских перевозок.
Как известно, "Укрзализныця" выступила с инициативой повысить на 40% тарифы на грузовые перевозки. В то же время против выступили в Минэкономики: там заявили, что прежде чем повышать тарифы на грузовые перевозки, Укрзализныця должна обновить тарифный сборник, который не пересматривался с 2009 года. «Просто всеобщее повышение тарифов не даст эффекта. Часть грузов пойдет на дороги или просто исчезнет из-за остановки предприятий», — заявил министр.