Повышение тарифов "Укрзализныци" приведет к падению грузовой базы и потерям ВВП, поэтому финансирование льготных перевозок следует обеспечить за счет госбюджета и международных партнеров.
Об этом заявил президент объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков, комментируя намерение УЗ повысить тарифы на грузовые перевозки на 37% в следующем году.
"Повышение тарифов "Укрзализныци" является неправильным шагом, ведь украинские тарифы уже превышают уровень Польши и Словакии. Наши предприятия, работающие в этих странах, подтверждают, что им дешевле перевозить продукцию в Польше и Словакии, чем в Украине. Это ненормальная ситуация", – подчеркнул Каленков.
По его словам, первоочередной задачей должно стать выполнение государством своих обязательств и компенсация ущерба от пассажирских перевозок.
"Если "Укрзализныця" тратит более 30 млрд грн на пассажирские перевозки, а получает только 7 млрд, то разницу в 23–24 млрд должно закрывать государство. Если хотите держать низкие цены на билеты, это правильное решение, но тогда нужно предусмотреть финансирование", – подчеркнул он.
Каленков считает, что к финансированию следует привлечь международных партнеров: "Социальный бюджет Украины в значительной степени финансируется за счет помощи ЕС. Наши партнеры готовы поддержать расходы на пассажирские перевозки. Надо просто вынести этот вопрос на уровень Еврокомиссии".
В то же время эксперт подчеркнул, что "Укрзализныце" стоит работать над повышением эффективности, ведь у компании есть значительный потенциал для оптимизации затрат. Впрочем, начинать нужно все же с государства, а не с очередного повышения тарифов, убежден он.
"Согласно исследованию ГП "Укрпромвнешэкспертиза", повышение тарифов на 37% приведет к сокращению грузовой базы на 27 млн тонн, что составляет минус 15%. Это обернется падением ВВП почти на 96 млрд грн и потерями госбюджета в 36 млрд грн ежегодно. Потому прошу оставить разговоры об индексации. Сначала нужно реально посчитать себестоимость, установить экономически обоснованный тариф и обеспечить поддержку пассажирских перевозок за счет бюджета. Только после этого можно говорить о любых изменениях в тарифной политике", – подытожил Каленков.
Напомним, ранее представители украинской промышленности призвали правительство предусмотреть в госбюджете на 2026 год расходы на компенсацию убытков АО "Укрзализныця" от пассажирских перевозок. В обращении отмечается: нынешняя модель, когда компания вынуждена покрывать расходы за счет повышения тарифов на грузовые перевозки, опасна как для самой УЗ, так и для экономики Украины в целом.
Ранее Европейская бизнес-ассоциация также призвала правительство предусмотреть в госбюджете компенсации для "Укрзализныци", а также отменить земельный налог для компании – его отменили во всех развитых странах мира.