Обнародованный аудит Государственной судебной администрации Украины выявил масштабные проблемы в работе органа, который должен обеспечивать функционирование судебной власти. Проверка показала: несмотря на формально стабильные бюджетные показатели, реальные потребности судов остаются не покрытыми, а критические направления финансирования – от ремонта помещений до материально-технической базы – хронически недополучают средства.
Вот лишь отдельные факты, выявленные аудитом:
В 2023 году ГСА не закупила ни одной из 2 597 необходимых скамей для залов судебных заседаний. В 2024-м из 1 082 скамей приобретена только одна. Из 173 трибун для заседаний: в 2023 году закупили — одну, в 2024 году — только две.
Вместо этого, по данным Счетной палаты, почти 972 миллиона гривен бюджетных средств, предусмотренных на ремонты, оборудование и другие базовые нужды судов, были возвращены обратно в бюджет как «неосвоенные». К этому добавляются сотни миллионов гривен задержек с зарплатами для работников аппаратов судов и судей — некоторые из них оставались невыплаченными или задерживались.
Также значительная часть потребностей судов не обеспечивается годами. Часть запрашиваемых средств вообще не доходит до исполнителей, а другая - возвращается в бюджет неиспользованной. При этом зафиксирована также серьезная кадровая нехватка: нагрузка на аппарат судов растет, а условия труда не улучшаются. Отдельно аудиторы обращают внимание на существенные отклонения между реальными потребностями в обеспечении судов и фактическим финансированием, что создает длительный кризис.
ДСА в настоящее время возглавляет временно исполняющий обязанности председателя Максим Пампура. Формально он отвечает за работу органа, и именно на его период руководства пришлось завершение аудита и обнародование его результатов. Хотя проблемы, выявленные проверкой, накапливались годами, теперь на руководстве ДСА лежит задача - предложить реальные механизмы их решения. Пока что публичной стратегии преодоления выявленных недостатков орган не представил. Поэтому нет ответов и на важные вопросы:
- будут ли закупки оборудования и мебели для уже существующих судов;
- будет ли пересмотр структуры администрации, сокращение лишних подразделений и экономия ресурсов;
- обеспечат ли прозрачное планирование финансов и контроль за выполнением бюджетных назначений.
Пампура, как глава ГСА, должен взять на себя ответственность, в частности, за реальные действия и результаты. Если этого не произойдет, то потеря доверия к судебной системе только усилится. А значит, вопрос о том, стоит ли допускать к руководству такой структуры человека, при руководстве которого аудит показал провал, станет еще острее.