RU  UA

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Фiнанси

Новый налог может лишить Украину миллиардов: главные риски "приоритета" Порошенко

Для привлечения в страну инвестиций нужны комплексные меры

Для привлечения в страну инвестиций нужны комплексные меры Фото: УНИАН

Власти Украины предлагают вместо налога на прибыль ввести налог на выведенный капитал. Это должно обеспечить привлечение в отечественную экономику иностранных инвестиций. Однако одновременно возникнет риск значительного сокращения доходов бюджета, которые формируются, в том числе, за счет поступлений от налога на прибыль крупных предприятий. К тому же далеко не факт, что указанные налоговые изменения обеспечат существенный приток инвестиции в страну. "Апостроф" разбирался, что не так с инициативами властей.

Президент Украины Петр Порошенко назвал одним из приоритетов работы на 2018 год замену действующего налога на прибыль налогом на выведенный капитал. По мнению главы государства, этот шаг должен обеспечить приток инвестиций в украинскую экономику и впоследствии приведет к значительному экономическому росту. Кроме того, по его словам, инициатива будет иметь "огромное антикоррупционное значение", так как сокрытие прибыли потеряет для налогоплательщиков всякий смысл. Предполагается, что налог на выведенный капитал будет введен с 1 января 2019 года.

Идея с налоговой рокировкой не нова – Кабинет министров одобрил законопроект, предусматривающий внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс, еще в октябре 2017 года. Однако документ до сих пор не внесен в Верховную Раду.

Власти осознают, что в первый год-два после отмены налога на прибыль государственный бюджет недосчитается десятков миллиардов гривен (по словам Порошенко, речь идет о 20-23 млрд грн, премьер-министр Владимир Гройсман называл сумму в 40 млрд грн). Но предполагается, что в будущем можно ожидать пополнения госказны, так как бизнесу будет невыгодно выводить капитал из страны, и его будут реинвестировать в украинскую экономику, что обеспечит устойчивый экономический рост.

Однако существует мнение, что потери бюджета от отмены налога на прибыль могут оказаться существенно больше. Так, глава Офиса крупных налогоплательщиков Государственной фискальной службы Евгений Бамбизов утверждает, что речь идет о сумме, превышающей 80 млрд грн.

Кто прав

Так кто все-таки прав – те, кто утверждают, что эффект от введения налога на выведенный капитал перекроет потери бюджета, или те, что бьют тревогу по поводу разрастающейся бюджетной дыры вследствие такого шага?

Заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Николай Фролов убежден, что озвученная президентом инициатива полезна.

"Это действительно надо делать, это – один из фундаментальных подходов", - сказал нардеп в комментарии "Апострофу".

Вместе с тем, по его словам, самый главный вопрос – как эта инициатива будет внедряться. В профильном парламентском комитете идет дискуссия по этому вопросу. При этом сам законопроект, который бы предусматривал замену одного налога на другой, депутатам пока не поступил.

Отвечая на вопрос "Апострофа", обеспечит ли такой налоговый маневр бурный экономический рост в стране, нардеп сказал: "Мы все, как всегда, на это надеемся".

Фото: НБУ

Профессор кафедры финансов Киево-Могилянской академии Александр Мертенс отметил, что доходы бюджета вследствие отмены налога на прибыль будут значительно снижаться на первом этапе. Однако пока непонятно, насколько это будет драматично. По его мнению, поступления от налога на прибыль довольно существенны, но не критичны (по статистике, порядка 10% всех налоговых сборов в Украине).

"Основная логика в том, что налог на прибыль требует огромных усилий по администрированию. Его проще заменить налогом на выведенный капитал, который легче администрировать, а также создавать стимул для предприятий не занижать прибыль, но при этом не тратить огромные усилия, чтобы следить за этими налогами на прибыль", - сказал Мертенс.

При этом, как это часто бывает, прогрессивная идея может споткнуться на стадии реализации. "Я боюсь, что у нас в хорошую инициативу, когда она доходит до законопроекта, начинают вносить кучу поправок, которые ее выхолащивают", - пояснил специалист.

Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак отмечает большой риск того, что из-за отмены налога на прибыль, особенно в первые годы, бюджет недосчитается нескольких десятков миллиардов гривен.

"Как минимум он потеряет ту сумму, которую он получает от налога на прибыль (около 70 млрд грн в 2017 году, более 80 млрд грн ожидается в 2018 году, – "Апостроф"), в то же время по новому налогу могут быть "сюрпризы" с незначительными поступлениями, особенно в первые годы. Поэтому здесь нужно несколько раз отмерить, прежде чем отрезать налог на прибыль предприятий из налоговой системы страны", - сказал эксперт "Апострофу".

Налоги – не главное

Вместе с тем дискуссия по поводу введения того или иного налога не затрагивает главного – состояния бизнес-климата в стране.

"Бюджет неизбежно будет терять деньги – с реформой или без нее, просто потому что бизнес бежит в "тень", - заявила "Апострофу" кандидат экономических наук Алла Шлапак.

По ее мнению, ни одна налоговая реформа за годы существования Украины не решила ни задачи по наполнению бюджета, ни задачи по выводу экономики из "тени".

"Вполне очевидно, что проблема кроется далеко не в налогах, - отметила Шлапак. – Если государство хочет собирать больше налогов, работа "в тени" должна стать опасной с точки зрения закона, дорогой, невозможной и экономически нецелесообразной. Сейчас, к сожалению, все эти сомнительные "прелести" ощущает на себе только легальный бизнес, в то время как в "тени" работается довольно комфортно. На протяжении десятилетий никто не предложил внятной политики для сокращения и легализации "теневого сектора". Здесь кроется потенциал увеличения бюджетных поступлений".

Экономист напомнила, что Налоговый кодекс был принят в Украине в 2010 году, то есть ему еще не исполнилось и 10 лет. "Мы постоянно слышим о становлении в этой стране системного бизнеса и ожидаем прихода иностранных инвесторов. Но они рассчитывают свои перспективы на 10-15 и больше лет вперед, в том числе с учетом режима налогообложения в стране. Для бизнеса более важны стабильность режима налогообложения и неприкосновенность частной собственности, чем хаотические реформы государственных и экспертных активистов в погоне за идеалом", - резюмировала она.

"Наибольшая проблема Украины состоит в том, почему к нам не идут инвестиции, - это даже не коррупция, о которой говорят больше всего, а непрогнозируемость экономической политики правительства и особенно Национального банка Украины, - указывает экономист Андрей Новак. – В непрогнозируемую среду никто большие деньги вкладывать не будет, потому что любой инвестор, когда принимает решение об инвестировании, пишет для себя бизнес-план минимум на 10 лет. Как можно в Украине написать бизнес-план на 10 лет, когда у нас ежеквартально вносятся изменения в налоговое законодательство, таможенное законодательство, а то, что делает Нацбанк в денежно-кредитной политике, мониторинге и контроле за коммерческими банками, вообще не поддается прогнозированию? Даже если отменить налог на прибыль, это абсолютно не заменит общую непрогнозируемость бизнес-среды в Украине".

Читайте також

Банківські таємниці "Національного кешбеку": які ризики для українців

Розкриття банківської таємниці учасників програми Національного кешбеку навряд чи становить загрозу, але є ризик злому

"Вовина тисяча": на що українці витратять нову допомогу від влади

Допомога на 1000 гривень навряд чи покращить економічне становище українців, але дозволить сплатити за комуналку та задонатити на ЗСУ

Світу загрожує нова фінансова криза: що буде з допомогою союзників для України

Світова фінансова криза найближчим часом можлива, для України вона означатиме скорочення закордонної допомоги