RU  UA

Четвер, 18 квітня
  • НБУ:USD 39.25
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.25
Фiнанси

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Регулирование финансового сектора Украины: как приструнить нечестных игроков

Законопроект призван решить проблемы регулирования финсектора

Законопроект призван решить проблемы регулирования финсектора Фото: president.gov.ua

Уже в ближайшее время Верховная Рада рассмотрит президентский законопроект "О СПЛИТе", который призван решить ряд вопросов регулирования деятельности небанковских учреждений, в том числе, в сфере страхования. "Апостроф" разобрался, насколько своевременным и нужным является этот документ.

Ожидается, что уже в ближайшее время Верховная Рада рассмотрит во втором чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг". Этот документ, известный в профессиональных кругах как "законопроект о СПЛИТе", в первую очередь призван скорректировать вопросы регулирования деятельности небанковских учреждений.

Отложенная неотложность

Инициатором законопроекта является Петр Порошенко, направив документ в парламент еще в 2015 году. При этом президент определил его для рассмотрения как неотложный. Но учитывая, что законопроект попал в Раду в июле, то есть перед самыми летними каникулами, парламентский профильный комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности рассмотрел его только в середине сентября. При этом члены комитета весьма сдержанно отреагировали на президентские инициативы, отметив, что к некоторым из них есть вопросы (о которых чуть позже). В результате комитет нет стал однозначно рекомендовать Верховной Раде поддержать данный законопроект в первом чтении, предложив народным избранникам путем голосования "принять одно из решений", предусмотренных регламентом (в том смысле – как будет, так и будет).

Ну а до сессионного зала документ "добрался" уже в следующем, 2016 году. Более того, несмотря на "неотложность", принятие решения по законопроекту было отложено на месяц. В результате, он был проголосован в первом чтении в июле 2016 года, то есть ровно через год после того, как в Раду его направил президент.

Далее, как говорится, "не прошло и двух лет", как законопроект снова оказался в профильном комитете. В начале октября 2018 года комитет рекомендовал парламенту принять документ во втором чтении и в целом.

Неоправданные страхи

Так что же так напугало депутатов из профильного комитета, да и не только их, на начальном этапе рассмотрения законопроекта? В ходе обсуждения высказывались сомнения в целесообразности фактически ликвидации Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, в связи с ожидаемой передачей ее функций другим регуляторам – Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и Национальному банку Украины. Кроме того, высказывалась обеспокоенность в связи с тем, что законопроектом Нацбанк наделяется широким кругом дополнительных полномочий, что должно превратить его в такой себе "мегарегулятор".

Фото: НБУ

Но эти опасения разделяют далеко не все. В частности, Независимая ассоциация банков Украины, объединяющая около 95% активов всей банковской системы страны, поддерживает законопроект.

Важно отметить, что Ассоциация принимала участие в работе над документом с самого начала и сформировала свои замечания к нему, предварительно проведя опрос среди банков. И, как утверждают в Ассоциации, замечания и предложения были учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Что касается "страхов" по поводу того, что Нацкомфинуслуг должна быть упразднена вследствие принятия законопроекта, то следует учесть, что комиссия продолжит работать в переходный период. Ну, а что касается "мегарегулятора", то мировой, в частности, европейской практикой является то, что регулирование рынков финансовых услуг осуществляет преимущественно центральный банк, коим в Украине является НБУ.

В мировом тренде

Находящийся на рассмотрении Рады законопроект своевременен и необходим. Во многом этом связано с теми тенденциями, которые хорошо заметны на мировых финансовых рынках. И эти тенденции, безусловно, затронут, вернее, уже затронули нашу страну. В частности, речь идет о том, что небанковские учреждения и финтек-стартапы пока еще медленно, но весьма уверенно осваивают традиционные банковские сервисы.

Кроме того, - и на это указывает Независимая ассоциация банков Украины – если существующее на сегодня "неравенство" в регулировании деятельности банков небанковских игроков финансового рынка не будет ликвидировано, "уже скоро финкомпании смогут предоставлять клиентам банковские услуги удобнее, чем банки, дешевле, чем банки, и почти бесконтрольно". В том время, как банки вынуждены постоянно наращивать капитал, выстраивать многоуровневые системы управления рисками и комплаенс, платить миллионные штрафы за любые нарушения и увольнять топ-менеджеров, которые не смогли эти нарушения предотвратить. Больше всего из-за этого пострадают небольшие банки.

Проблемное страхование

Особо важно выделить страховую отрасль, которая связана с банками через общие комплексные финансовые продукты и является одним из важнейших элементов финансовой системы. Страховой сектор также обеспечивает формирование в экономике долгосрочного инвестиционного ресурса и дополняет финансовое обеспечение систем социальной поддержки населения. Учитывая, что в Украине начаты реформы пенсионной системы и системы медицинского обслуживания, необходимы условия, в первую очередь, на уровне регулирования, для развития полноценного страхового рынка.

Это также важно в связи с ухудшающимся в последние годы имиджем отечественного страхового сектора. Так, на сегодня существует законодательный вакуум вокруг проблемы ухода с рынка страховиков, в первую очередь, из числа недобросовестных игроков, в результате чего потребители остаются незащищенными, без причитающихся им выплат и возможности защитить свои права. Это порождает непрозрачность рынка, ставит под сомнение финансовую надежность его участников, угрожает процессу пенсионной и других реформ. Статистика также не радует - за последние 8 лет 44 страховые компании обанкротились. За последние 4 года из страны ушли 5 международных страховых групп, а это – иностранные инвестиции, которые так нужны Украине.

Фото: pixabay.com

И это при том, что страховая отрасль среди небанковских финучреждений обслуживает наибольшее количество физических лиц. Так, в 2017 году было заключено 7,4 миллиона договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств, более 2,5 миллиона договоров трахования медицинских расходов во время поездок граждан за границу, более 1,5 миллиона договоров медицинского страхования. Больше потребителей – физических лиц имеет только банковский сектор.

Надежность регулятора

А в банковском секторе в последнее время произошли серьезные изменения. Система в последние 3 года была очищена и стабилизирована, на рынке остались финансово стабильные банки с прозрачной структурой собственности и жизнеспособными бизнес-моделями. По итогам первого квартала 2018 года банковская система Украины вернулась на путь прибыльной деятельности.

Очевидная заслуга в этом принадлежит регулятору - Национальному банку. Справившись с банковским сектором, НБУ способен наладить эффективное регулирование и небанковского финансового сектора, в том числе, страхового, убеждены в Независимой ассоциации банков Украины. И, что важно, в этом с Ассоциацией солидарна Украинская федерация страхования (Українська федерація убезпечення, УФУ).

"Таким образом, передача Национальному банку Украины ряда полномочий Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, которые связаны с регулированием деятельности определенных небанковских финансовых учреждений, в том числе страховых компаний, видится как необходимый и неотложный шаг", - говорится в совместном обращении двух организаций в адрес народных депутатов в связи с предстоящим им рассмотрением во втором чтении законопроекта о СПЛИТе. И банкиры, и страховщики уверены, что документ должен быть утвержден Радой и обрести силу закона.

Читайте також

Україна має рекордні борги: скільки тепер винен кожен українець

Борг кожного українця, виходячи із загального розміру боргу країни, становить 4000 доларів

Створення електронної гривні. Чи запрацює український біткоін

Цифрова гривня, використання якої протестує Нацбанк України, мало чим відрізняється від звичайної, але вона має свої переваги

Україна йде до дефолту: чим це загрожує кожному українцю

Якщо Україна не знайде коштів для погашення зовнішнього боргу, країна зануриться у стан дефолту