RU  UA  EN

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.60
  • НБУ:EUR 43.30
НБУ:USD  41.60
Політика
Погляд

Що можна запропонувати Україні та Грузії замість членства в НАТО

Прийшов час домовитися про нову архітектуру безпеки для нейтральних країн Східної Європи

Прийшов час домовитися про нову архітектуру безпеки для нейтральних країн Східної Європи НАТО обіцяє можливість членства України, однак тимчасових рамок у обіцянки немає Фото: EPA/UPG

Те, кто поднял шумиху из-за того, что Трамп и его команда будут слишком дружественными по отношению к президенту России Владимиру Путину, ошиблись и упустили из виду более важный вопрос. Если администрация Трампа серьезно относится к своей цели — улучшения отношений США с Россией, то как именно она может сделать это, пишет старший научный сотрудник в Институте Брукингса Майкл О'Хэнлон.

Безусловно, Путин и его окружение бескомпромиссны, поэтому вернуть отношения РФ и США в правильное русло будет непросто. Однако уменьшить риск соперничества и войны, понимая то, что для Путина расширение НАТО является основной проблемой, можно.

США ничего не должны русскому "силачу", и речь не идет об извинениях за расширение НАТО, в том числе за вхождение в Организацию Договора и трех бывших советских республик. США не должны отказываться от демократических друзей — Украины и Грузии – и предоставить их российскому доминированию. Однако Штатам нужен способ, который поможет этим странам.

Сегодня мы, возможно, имеем худший из всех миров. На саммите НАТО 2008 года пообещали возможное членство Украине и Грузии в Альянсе. Однако обещание не содержало каких-то конкретных временных рамок. Сейчас эти две страны, а также другие восточно-европейские нейтральные государства, не имеют какой-либо защиты от НАТО. Зная о возможной заинтересованности в них, у Путина есть основания ослаблять эти страны и влиять на их неустойчивость, чтобы лишить их права на членство в Альянсе.

Расходы на вооруженные силы у некоторых из них, в том числе у Грузии и Украины (а также Армении и Азербайджана — в основном из-за их соперничества) уже превышают уровень требований НАТО — тратить 2% ВВП, но большинство из этих стран просто слишком малы и бедны, чтобы дать отпор вмешательству Москвы. Кроме того, они слишком близко находятся к России, чтобы НАТО мог защитить их без развертывания большой и постоянной передовой обороны. Так, президент Украины Петр Порошенко в настоящее время рассматривает возможность проведения внутреннего референдума по вопросу возможного членства страны в НАТО — это еще больше раздувает пламя.

Пришло время, когда западные страны начали стремиться к договоренностям о новой архитектуре безопасности для нейтральных стран в Восточной Европе. Концепция этого ядра — это постоянный нейтралитет, по крайней мере, с точки зрения формального членства в договорных взаимных оборонных организациях. Новый договор может быть между странами "дуги Европы": Украиной, Молдовой и Беларусью, Грузией, Арменией и Азербайджаном, Кипром и Сербией, и, возможно, другими балканскими государствами. Процесс обсуждения должен начаться в рамках НАТО, а затем должны подключиться и нейтральные страны, тогда можно будет проводить и официальные переговоры с Россией.

Новая архитектура безопасности потребует, чтобы Россия, как и НАТО, дала обязательства поддерживать безопасность Украины, Грузии, Молдовы и других стран в регионе. России придется вывести свои войска из этих стран под надзором, и только после этого нынешние санкции могут быть сняты. Вопрос с Крымом можно было бы разрешить различными способами, в том числе и отказаться от аннексии, а иначе пришлось бы пока отложить этот вопрос. Нейтральные страны сохранили бы свое право на участие в многосторонних операциях даже в тех, которые могут проводиться во главе с НАТО.

Новый порядок безопасности также будет гарантировать нейтральным государствам право выбирать свою форму правления, политическое руководство, дипломатические отношения и экономические объединения. Примечательно, что Россия тогда могла бы получить прерогативу присоединиться к Европейскому союзу.

НАТО упорно работал над отношениями с Россией со времен холодной войны. Альянс согласился не размещать значительные иностранные боевые силы на территории любого из ее новых членов и после окончания холодной войны. И даже сегодня после нескольких лет российских провокаций он развернул только 5 тысяч военнослужащих в странах Балтии и Польше. НАТО также создал такие механизмы, как Партнерство ради мира, чтобы выйти на какие-то совместные пути построения диалога с Россией и другими бывшими советскими республикам.

Тем не менее, россияне видят ситуацию по-другому. Большинство воспринимают НАТО как физическую угрозу, многие рассматривают это как некое оскорбление со стороны бывшего врага, который подошел вплотную к их границам.

Безусловно, нет гарантии, что Путин заинтересуется этой идеей. Он может предпочесть ей продолжение прежней политики российского возвеличивания и спорного отношения с Западом.

Тем не менее, попытка переговоров должна быть предпринята. Если Россия отказывается вести переговоры по доброй воле, то прежняя политика ужесточения отношений с РФ будет оставаться в силе. Однако, с такой идей у Трампа есть реальный шанс положить начало лучшего курса отношений между США и Россией.

Оригинал

Читайте також