RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Суспільство

«Если УБОП расформируют, то проиграет в первую очередь государство»

Основатель столичного УБОП Валерий Кур о недостатках концепции реформирования МВД

Основатель столичного УБОП Валерий Кур о недостатках концепции реформирования МВД Основатель и первый руководитель УБОП Киева Валерий Кур Фото: Феликс Розенштейн/vk.com/gordondmitry

Основатель и первый руководитель УБОП Киева Валерий Кур убежден, что ликвидация УБОП приведет к утечке информации об агентах, внедренных в различные преступные организации. Напомним, ликвидация УБОП предусмотрена концепцией реформирования МВД, которая обнародована на прошлой неделе министром внутренних дел Арсеном Аваковым. ВАЛЕРИЙ КУР рассказал корреспонденту А' ВЯЧЕСЛАВУ ХРИПУНУ, что на базе УБОП необходимо сформировать профессиональное информационно-агентурное подразделение, которое занималось бы криминальной разведкой.

— Как создавали УБОП?

— История подразделений по борьбе с организованной преступностью в Украине началась в 1987 году. Первое такое подразделение в СССР создавал я по указанию тогдашнего начальника Управления МВД в Киеве Андрея Василишина (позднее – первый министр внутренних дел независимой Украины в 1991–1994 годах.– A'). Создано оно было в составе столичного уголовного розыска. Я написал на имя Андрея Василишина рапорт с просьбой выделить мне людей и автомобили для борьбы с рэкетом, бандитизмом, мошенничеством. Господин Василишин распорядился закрепить за мной группу штатных сотрудников уголовного розыска.

— Какие задачи вы исполняли в первое время?

— Особая группа должна была заниматься преступлениями, которыми действующие подразделения уголовного розыска просто не могли заниматься. Например, они не могли бороться с преступлениями и преступными группами, которые еще не предусматривались какими-либо нормативными актами. В 1980-х годах появилась «организованная преступность», а до этого существовала только «групповая преступность». К тому же во второй половине 1980-х годов ко всему этому добавились мошенничество, рэкет, с которым столкнулось появившееся тогда кооперативное движение.

— Кого брали в вашу особую группу уголовного розыска?

— Я подбирал людей, обученных для решения специфических задач. У нас были сотрудники, занимавшиеся борьбой с карманными кражами. Я также попросил начальника управления ГАИ Киева Ивана Стеценко дать мне несколько патрульных машин с сотрудниками, чтобы перекрывать возможные пути бегства преступников во время операций. Потом мне специально выделили следователя. Ну и в последнюю очередь у меня появились офицеры, специализирующиеся на экономических преступлениях. Для задержания преступников я попросил выделить мне бойцов из столичного полка патрульно-постовой службы (будущий ОМОН, а потом «Беркут».– А'). Впоследствии к моему подразделению была прикомандирована целая рота под командованием майора Романа Борисенко. Она стали прообразом спецподразделения УБОП «Сокол». Его первым командиром в 1994 году и стал господин Борисенко (руководил подразделением вплоть до бегства Виктора Януковича.– А').

— Предложенная концепция реформирования МВД предполагает ликвидацию УБОП. Как вы к этому относитесь?

— Однозначно, УБОП нужно реформировать, но ликвидировать его нельзя. Ведь в составе УБОП есть уникальные подразделения, например – криминальная разведка, которую я создавал в 1994 году по образцам соответствующих подразделений американской ФБР и немецкой BKA. Это подразделение является крайне важным для правоохранительной системы. В нем служили и служат около тысячи офицеров, которых внедрили за все эти годы в разные, как частные, так и государственные структуры по всей Украине. Эти люди внедряются и в банды, причем лидеры преступных группировок даже не подозревают, что рядом с ними находится наш человек. Криминальная разведка формировалось годами, ее передача в другое подразделение может обвалить разведывательную работу, привести к утечкам секретной информации о наших агентах. Если УБОП расформируют, то проиграет в первую очередь государство. Хотя бы потому, что министру придется увольнять на пенсию сотни сотрудников, а остальных переводить на другие должности, еще и с понижением. Возможны скандалы, судебные иски со стороны сотрудников, которых просто выбрасывают с работы.

— Чем УБОП так не угодил нынешнему милицейскому начальству, что его хотят ликвидировать?

— С момента создания этих подразделений прошло много лет. Ситуация в стране изменилась. Качество работы УБОП не всегда было высоким. Часто бывало так, что УБОП было лишь жалким подобием того подразделения, которое действовало первоначально. Важную роль играет конкуренция с криминальной милицией, руководители которой часто указывали, что их подразделения выполняют намного больший объем работы. Когда «наверху» сравнивали работу УБОП и криминальной милиции, то показатели второй выглядели весомее, хотя она, в отличие от УБОП, разбиралась со всеми подряд преступлениями. Мы же занимались только «сливками» преступного мира. Такой подход порождал определенное недовольство и раздражение со стороны наших коллег из других подразделений милиции.

— Как по-вашему следует перестроить работу УБОП?

— Организованная преступность сейчас изменилась. Мафиозные структуры чрезвычайно сильны, в тени находится до 60% экономики страны, ежегодно из легального оборота выводятся в тень десятки миллиардов долларов. Особенно это заметно в сфере энергетики. Управляют этим люди, имеющие «крышу» в Верховной раде, властных кабинетах. В такой ситуации УБОП фактически бессилен, потому что он сейчас следит за властью от имени самой власти. Необходимо создать специальный орган, который бы занимался управляющим звеном власти. Часть людей для такого ведомства можно взять из УБОП, а часть его кадров передать другим структурам МВД, чтобы не было дублирования функций. То есть, нужно кардинально поменять приоритеты в работе всей правоохранительной системы. Впрочем, учитывая то, как был провален законопроект о создании Национального антикоррупционного бюро, Верховная рада не собирается решительно бороться с организованной преступностью. УБОП необходимо сделать информационно-агентурной базой, где основу будет составлять криминальная разведка.

— Какие еще недостатки вы видите в предложенной руководством МВД реформе?

— Непонятно, что будет с подразделениями по работе с несовершеннолетними. Когда в 1970 году я пришел в уголовный розыск, моя первая должность называлась «инспектор по делам несовершеннолетних». Я занимался преступлениями, совершенными как несовершеннолетними, так и в отношении их. Была еще инспекция, которая занималась профилактикой преступлений среди несовершеннолетних. Это были больше воспитатели, чем милиционеры. Многое тогда удавалось сделать, например, такого явления как беспризорность просто не существовало. В 1990-х после ряда реформ в этих подразделениях качество работы начало ухудшаться, уменьшался штат, хотя количество беспризорных в эти годы только увеличивалось. Не знаю, как теперь будет строиться работа с несовершеннолетними.

Читайте також