RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Суспільство

Рейс «С любовью из Украины»

А’ сопроводил одну из гуманитарных колонн в Донецкую область

А’ сопроводил одну из гуманитарных колонн в Донецкую область Грузовик с гуманитарной помощью не смог пробиться через кордон добровольцев Фото: Матвей Никитин

Днепропетровскую область закрыли для прохождения всех гуманитарных грузов, следующих из подконтрольных Украине областей на оккупированные территории. Во многом этот запрет коснется гуманитарных грузов, которые направляет фонд Рината Ахметова. Бойцы добровольческих батальонов заявили, что не будут пропускать фуры, пока боевики не освободят пленных. Вместе с тем, 19 декабря один из рейсов фонда все же прорвался на оккупированную территорию. Его сопровождал корреспондент А’ МАТВЕЙ НИКИТИН.

В воскресенье на совещании в ГУ МВД в Днепропетровской области было принято решение не пропускать через Днепропетровскую область колонны с гуманитарной помощью, в том числе те, которые формировались фондом Рината Ахметова, «до того, пока не будет обеспечен контроль их доставки со стороны международных организаций», а также пока не будет предъявлена отчетность «за каждый килограмм гуманитарки». Напомним, 16 декабря командир батальона «Донбасс», а ныне народный депутат Семен Семенченко («Самопомич») заявил, что добровольцы не намерены пропускать гуманитарный груз в контролируемые боевиками регионы Донбасса до освобождения пленных.

В частности, на въезде в Донецкую область добровольцы дважды останавливали гуманитарные рейсы фонда Рината Ахметова, сформированные в Днепропетровске. В прошлый четверг, 18 декабря, корреспондент А’ сопровождал третью колонну фонда. Она состояла из 21 грузовика с продуктами ‒ каждый весом в 20 т. Все они были опечатаны сотрудниками Госслужбы по вопросам чрезвычайных ситуаций в присутствии представителей ООН и ОБСЕ в Днепропетровске. Машины следовали в Донецк.

В двух предыдущих случаях бойцы добровольческих батальонов заподозрили фонд в передаче помощи террористам и заявили, что пропустят рейс только в обмен на заложников. Фонд принялся опровергать обвинения в свой адрес, предоставив доказательства выдачи продуктовых пакетов только социально незащищенным категориям населения, согласно соответствующим спискам, а также выложив в открытый доступ документы, легализующие рейс.

Накануне, в среду, фонд обратился к президенту Петру Порошенко с просьбой способствовать проезду рейса, поясняя это критическим ухудшением положения адресатов помощи. Пресс-секретарь президента Святослав Цеголко сказал корреспонденту А’, что официальным комментарием можно считать заявление уполномоченного главы государства по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях Ирины Геращенко: «Глава государства даст поручение СНБО изучить ситуацию с гуманитарными грузами».

Таким образом, на утро четверга никаких гарантий у фонда не было, и вероятность попадания продуктов в Донецк все участники рейса считали крайне низкой. А водители грузовиков вообще боялись, что на блокпостах по ним откроют огонь – якобы, в прошлый раз они уже получали такие угрозы.

В итоге отправиться в рейс согласились только четыре водителя. За десять километров до блокпоста на границе с Донецкой областью колонна остановилась. Возник спор о том, что дорога возле блокпоста слишком узкая для разворота, а обочина размыта дождем, и если уж застревать (участникам рейса стало известно, что на блокпост подтянулись дополнительные силы добровольцев), то лучше уж одной машиной, а не четырьмя.

В итоге, в Донецкую область отправился всего один грузовик, в котором находился волонтер гуманитарного штаба фонда Максим Ровинский. Решено было поговорить с бойцами батальонов, чтобы попытаться найти компромисс или, по крайней мере, узнать их новые требования. На блокпосту в поселке Искра представителей фонда встретил комбат добровольческого корпуса «Правый сектор» Черный в окружении 20 бойцов, которые «приветствовали» господина Ровинского передергиванием затворов автоматов.

Комбат Черный уточнил, чей именно фонд везет гуманитарную помощь и, услышав фамилию Ахметов, вполне ожидаемо заявил, что никого не пропустит. Когда ему принялись описывать ужасы нахождения мирных граждан на оккупированной территории, в разговор вмешался один из бойцов:

‒ Да нас тут половина из Донецка.

‒ Так, может, у вас там и родственники есть? ‒ спросил волонтер.

‒ Там наши побратимы в заложниках.

‒ Но мы благотворительная организация. И кто вам вообще сказал, что заложников будут менять на макароны?

‒ Пускай Ринат (Ахметов.‒ А') пойдет к террористам и договорится.

В качестве компромисса комбат предложил пропускать по одному грузовику в обмен на двух пленных, «если террористам так хочется кушать». Далее участники рейса вполне мирно, но безрезультатно спорили с бойцами о необходимости помогать мирным жителям зоны АТО, потом развернули грузовик и поехали обратно.

На полпути в Днепропетровск с экспедиторами гуманитарного груза по телефону связались руководители милиции Днепропетровской и Донецкой областей. Они сказали, что получили команду безотлагательно сопроводить грузовики через блокпосты. Экспедиторы вынуждены были отказаться, ссылаясь на комендантский час в так называемой ДНР, куда бы их уже не пропустили боевики. Тогда милиция предложила взять под охрану грузовики на ночь и сопровождать их утром.

На следующий день в 10.00 16 машин вышли в рейс все с тем же пакетом документов, но уже в сопровождении четырех автомобилей милиции Днепропетровской области. Маршрут изменили ‒ блокпост между областями проходили через поселок Межевая. Там колонну встретили сотрудники милиции Донецкой области во главе с заместителем начальника ГУ МВД в Донецкой области Ильей Кывой, а также бойцы добровольческого батальона «Донбасс».

Вторая попытка доставить груз была предпринята с помощью милиции Фото: Матвей Никитин

Выборочно досмотрев содержимое автомобилей, Илья Кыва подтвердил, что груз соответствует документации, и объявил, что далее берет колонну под свою ответственность. На вопрос, почему грузовики не пропускали в прошлые разы, он ответил: «Наверное, не было достаточно документов».

В Донецкой области колонну снова сопровождали четыре машины: впереди ‒ автомобиль ГАИ, за ним ‒ три автомобиля, в одном из которых сидел сам господин Кыва, а в двух других ‒ бойцы спецподразделения МВД «Сокол».

В поле, на подъезде к городу Курахово, колонну догнали три военных джипа. Первый из них ударил автомобиль «Сокола» в задний бампер и пошел на обгон колонны. Одна из машин спецназа преградила ему путь, джип был окружен, водителя и пассажира силой вытащили наружу и разоружили. Когда им на помощь подоспели два других военных экипажа с приведенными в боевое положение автоматами, милицейский спецназ также поднял свое оружие, и бойцы, сцепив зубы, начали разговор, держа друг друга на прицеле.

Нападавшими оказались бойцы мобильной группы под руководством заместителя командира добровольческого полка «Днепр-1» Валентина Манько. В тот же день на своей странице в Facebook он написал, что команду пропустить колонну дал министр внутренних дел Арсен Аваков и такое же решение принял нынешний командир полка «Днепр-1» Вячеслав Печененко, но его группа «все равно догнала конвой».

Ограничившись словесной перепалкой, стороны разошлись, и колонна продолжила путь ‒ до следующего блокпоста на подъезде к поселку Марьинка. Там в течение двух часов пограничники проверяли груз, документы и заносили в базу данных всех водителей.

За несколько минут до комендантского часа грузовики все же успели въехать на оккупированную территорию и груз начали расфасовывать в продуктовые наборы. Впрочем, командиры добровольческих батальонов выдвинули общие требования ‒ предъявить публичный отчет об их выдаче. Во время воскресного совещания в ГУ МВД заместитель командира 1-го взвода, 1-й штабной роты батальона «Донбасс» (позывной «Камыш») заявил, что представители фонда Рината Ахметова не отчитались о передаче груза конечному потребителю, а также «проигнорировали» совещание в ГУ МВД. «Больше никаких гумконвоев не будет до соблюдения следующих условий: при формировании и погрузке должны присутствовать международные наблюдатели, которые также будут контролировать маршрут передвижения машин и то, кому будет роздан груз. И отдельное требование ‒ все грузовики должны идти в Донецк под государственными флагами и с надписями "С любовью из Украины"»,‒ заявил первый командир батальона «Днепр-1», народный депутат Юрий Береза («Народный фронт»).

Читайте також