Сегодня в Великобритании завершается саммит НАТО. Одним из главных вопросов повестки дня было обсуждение ситуации, возникшей в связи с российской агрессией на территории Украины. Отдельные страны-члены альянса выразили готовность поставлять в Украину высокоточное оружие. Политологи считают, что это является самым лучшим результатом, которого могла добиться украинская делегация, принявшая участие в работе саммита.
Все основные решения саммита НАТО, касающиеся Украины, были приняты вчера вечером по киевскому времени. О них стало известно на совместной пресс-конференции, которую дали президент Украины Петр Порошенко и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Следует отметить, что украинская делегация под руководством господина Порошенко приняла активное участие в работе саммита, тогда как российская делегация вообще не получила приглашения в Уэльс.
Господин Расмуссен обратил внимание на то, что впервые с конца Второй мировой войны одна европейская страна попыталась захватить силой территорию другой страны. «Россия воюет против Украины в Украине. Российские войска и российские танки атакуют украинские силы. Говоря при этом о мире, РФ не сделала ни одного шага, чтобы мир стал возможным. Вместо деэскалации кризиса, Россия только углубляла его»,– заявил Андерс Фог Расмуссен.
По словам господина Расмуссена, альянс разработал всесторонний пакет мер для усиления безопасности в нашей стране. «Мы сосредоточимся на вопросах защиты киберпространства, проблемах логистики, командования и управления, связи. Мы также поможем в реабилитации солдат, раненных в конфликте. Мы поможем Украине советами относительно проведения оборонной реформы... Мы согласились, что наше дальнейшее сотрудничество будет сосредоточено на достижении полной оперативной совместимости между Украиной и НАТО. Союзники через НАТО окажут Украине помощь на сумму около 15 млн евро»,– заявил генсек альянса.
Петр Порошенко объяснил, что помощь будет реализовываться посредством четырех трастовых фондов. «Они посвящены усовершенствованию логистики и систем командования, улучшению коммуникации и организации киберзащиты Украины, – сказал господин Порошенко.– Фактически каждая страна-участница констатировала результат наших двусторонних консультаций для оказания помощи Украине. В первую очередь это касается помощи в военно-техническом сотрудничестве, в поставках как нелетального, так и летального оружия, включая высокоточное».
Последнее заявление Петра Порошенко было, пожалуй, самым важным. Генсек НАТО подчеркнул, что альянс «не вовлечен в процесс доставки оборудования, поскольку не имеет военного потенциала»: «Им располагают союзники, следовательно, такие решения являются национальными». Тем самым альянс позволил отдельным странам-членам НАТО договариваться о военной помощи Украине на двухсторонней основе, о чем, собственно, и сообщил господин Порошенко.
Политолог Тарас Березовец пояснил А', что Петр Порошенко имел контакты, в частности, с представителями США, Канады, Польши и Литвы. «Очевидно, шла речь о поставках вооружений. Польша и Литва будут поставлять старые советские системы, прежде всего, авиацию, а остальные страны – высокоточное оружие: противотанковые ракетные комплексы и ПЗРК. Напомню, что поставки ПЗРК "Стингер" изменили ход войны в Афганистане, которую вел СССР. Нынешние поставки оружия также могут поменять расклад не в пользу России»,– пояснил господин Березовец.
Напомним, двухсторонние договоренности о поставках оружия были одним из возможных сценариев развития событий, который накануне саммита предсказывал директор Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Григорий Перепелица. По словам главы правления Центра политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, лучшего результата на данном этапе украинская делегация вряд ли могла добиться. «То, что нам пообещали высокоточное оружие – это вообще больше, чем мы ожидали»,– сказал А' господин Фесенко.
Впрочем, политологи не имеют единого мнения относительно того, смогут ли поставки оружия приблизить завершение войны. По мнению Владимира Фесенко, президент РФ Владимир Путин осознает риски дальнейшего противостояния. «Если для Украины эти риски являются смертельными уже сегодня, то для России они будут смертельными завтра. Путин это понимает, иначе он не пошел бы на перемирие»,– предположил господин Фесенко.
Тарас Березовец, напротив, убежден, что российская сторона не отступится, и проблемы для Украины будут продолжаться еще, как минимум, год. «Остановить Путина могут лишь партизанская война и дальнейшее переоснащение нашей армии»,– считает господин Березовец.