RU  UA  EN

Вівторок, 5 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 44.30
НБУ:USD  41.00
Світ

Я мечтал, чтобы меня убили, — бывший заключенный раскрыл правду о лагерях пыток в Сирии

По данным правозащитников, в заключении находятся десятки тысяч заключенных

По данным правозащитников, в заключении находятся десятки тысяч заключенных По данным правозащитников, в Сирии развернута сеть пыточных центров Фото: Esa Alexander/aljazeera.com

Режим президента Сирии Башара Асада создал секретный государственный конвейер, предназначенный для уничтожения любых антиправительственных настроений. Он представляет собой целую сеть пыточных центров, которые разбросаны по всех стране. Людей похищают, после чего они находятся в подобных местах годами. Некоторых из них отпускают за недоказанностью фактов, но тысячи задержанных остаются в застенках и погибают. Государственный пыточный конвейер Асада уже несколько лет наводит ужас на сирийских граждан. Автор статьи, сирийский журналист Мансур Омари, сам оказался в подобном месте, пообщался с еще одной жертвой и рассказал "Апострофу" об ужасах нынешнего режима, правящего в стране.

Пыточная в школе

Эта сеть развернута во всех районах, которые контролирует сирийское правительство. Пыточные есть в армейских тюрьмах, центрах предварительного задержания департаментов безопасности; есть даже на футбольных стадионах, в школах, на военных базах и в государственных учреждениях, в ангарах для самолетов и конференц-залах. Автор сам некоторое время пробыл в таком месте на военной базе в комнате, где раньше находился пункт управления радиолокационной станцией. Спустя десять месяцев меня перевезли, но там все еще оставались 56 задержанных, в комнате размером 4х6 м, расположенной на третьем этаже спрятанного под землю строения.

Время от времени появляются отчеты о новых центрах в других местах. Один из пыточных лагерей был недавно обнаружен на скотоводческой базе в 100 км на юг от Дамаска.

Несколько международных и местных организаций по правам человека задокументировали факты работы центров для задержанных, а также выяснили последние данные по количеству нынешних и бывших арестантов, включая случаи со смертельным исходом.

Сирийская сеть по правам человека (SNHR, the Syrian Network for Human Rights) подготовила отчет с именами 79 тыс. людей, в том числе 3879 детей и 2145 женщин, которые были похищены между мартом 2011 года и декабрем 2015-го. В документе, впрочем, не фигурируют десятки тысяч заключенных, содержащихся в государственных центральных тюрьмах.

В стране существуют и другие, негосударственные группы, которые несут ответственность за похищения и исчезновения людей.

Места расположения центров, где находятся задержанные (данные 2012 года) Фото: Human Rights Watch
1 / 1
Места расположения центров, где находятся задержанные (данные 2012 года) Фото: Human Rights Watch
1 / 1

Фадель Абдул Гани, возглавляющий сирийскую сеть по правам человека, рассказал "Апострофу", что тему насильственных исчезновений и сети пыточных центров в Сирии не любят обсуждать на международном уровне. "Мы каждый месяц готовим отчет о случаях похищения и задержания. В прессе эта информация появляется редко, да и то, как правило, в местных изданиях. Думаю, мир больше интересуют другие вещи, но центры на подконтрольных правительству территориях, в которых содержатся люди, продолжают работать, — говорит Гани. – Мы также задокументировали факты участия в похищениях негосударственных групп, к примеру, радикальные исламистские группировки задержали 4218 человек в период с января 2013 по декабрь 2015-го — 1123 из них все еще считаются пропавшими без вести. Курдские группировки с января 2012 по декабрь 2015-го задержали 1157 человек, до сих пор нет вестей о 678 пропавших людях. Исламисты организации "Фронт ан-Нусра" причастны к задержанию 421 гражданина, а ИГИЛ похитил 1123 человека".

Клаудия Шойфлер, представитель Amnesty International, объяснила "Апострофу", почему эти насильственные похищения следует рассматривать как преступления против человечности: "Amnesty International считает, что такие случаи, которые имеют место с 2011 года, и за которые несет ответственность сирийское правительство, являются частью организованных и широко применяемых систематических атак против гражданского населения. Именно поэтому их надо относить к преступлениям против человечности".

Молящиеся о смерти

Сириец Муханнад Гхбаш рассказал корреспонденту "Апострофа" о своем пребывании в пыточных центрах сирийского правительства и о том, как ему все же удалось выжить. Муханнад учился на четвертом курсе юридического факультета, когда был арестован и исчез на 19 месяцев. Затем его все же отпустили из-за отсутствия свидетельств по предъявленным обвинениям.

Сначала задержанного доставили на правительственную военно-воздушную базу разведки в Алеппо. "Затем они перевезли меня на авиабазу в Аль-Нейраб. Там меня страшно избивали солдаты и офицеры, после чего переправили на военный аэродром Эль-Мезев Дамаске, — рассказал Гхбаш. – Я провел там три месяца, меня пытали самыми разными способами, а мне оставалось только молиться о возвращении на базу в Аль-Нейраб, потому что тамошние мучители хотя бы не использовали такие сатанинские методы. А потом меня отправили в Четвертый Отдел (его возглавляет Махер Ассад, брат сирийского президента), где я провел все оставшееся время. И там тоже был настоящий ад на земле".

Он признается, что мечтал о том, чтобы его, в конце концов, убили во время пыток, чтобы мучениям настал конец. В том месте, где держали и пытали людей, стоял невыносимый запах сгоревшей плоти и крики терзаемых электрическим шоком людей, вспоминает жертва режима Асада.

Исполнительный директор неправительственной организации, бывший узник сирийских пыточных центров Муханнад Гхбаш Фото из личных архивов

В какой-то момент от Гхбаша потребовали, чтобы он подписал обвинительный документ против собственной матери. "Они привели женщину и стали избивать ее на моих глазах. Я начал кричать, как безумный, пока не потерял сознание. Эта женщина не была моей матерью", — с ужасом вспоминает он.

Гхбаш предстал перед военным судом и был приговорен к смерти по обвинению в подстрекательстве к свержению режима Асада.

"После вынесения смертного приговора меня вернули назад в Четвертый отдел, где я провел под землей целый год, — вспоминает Муханнад. — Затем меня снова отвезли в суд, который рассматривал дела по обвинению в терроризме. Судья решил, что доказательств моей причастности к преступлениям, в которых меня обвиняли, нет. 19 месяцев меня пытали, чтобы выяснить, что я невиновен и отпустить".

Сегодня он работает исполнительным директором неправительственной организации Spirit ("Дух"), которая занимается проблемой мира и развития гражданского общества в Сирии. На видео Муханнад демонстрирует, какие методы используют сирийские власти во время "работы" с задержанными.

"В каждом месте для задержанных, где я находился, большинство людей были больны, голодали, истекали кровью после пыток, все камеры были переполнены так, что мы не могли лечь и вытянуть ноги. В моей камере оставалось 70 задержанных, когда меня переводили из Алеппо. В аэропорту Эль-Мезе в камере было 40 человек, в Четвертом отделе — 100, на базе военной полиции — 50, а в центральной тюрьме Адра в Дамаске — 400, — продолжил рассказ Муханнад. — Время от времени я узнаю из новостей, что кто-то из моих сокамерников скончался, так и не выйдя не волю. Я знаю, что мог быть на их месте, но мне повезло и я выжил".

Каждый десятый задержанный умирает в камере из-за пыток, болезни и отсутствия лекарств, голода, принудительного лишения сна и других причин.

Зарисовка из рассказов бывших узников сирийских пыточных центров Фото: Human Rights Watch
1 / 1
Зарисовка из рассказов бывших узников сирийских пыточных центров Фото: Human Rights Watch
1 / 1
Зарисовка из рассказов бывших узников сирийских пыточных центров Фото: Human Rights Watch
1 / 1
Зарисовка из рассказов бывших узников сирийских пыточных центров Фото: Human Rights Watch
1 / 1
Зарисовка из рассказов бывших узников сирийских пыточных центров Фото: Human Rights Watch
1 / 1
Зарисовка из рассказов бывших узников сирийских пыточных центров Фото: Human Rights Watch
1 / 1

В 2013 году фотограф-активист, который работал на сирийскую военную полицию, рассказал о массовых пытках, которые применяют в государственных центрах для задержанных. Он стал осведомителем для тех, кто собирает данные о военных преступлениях в Сирии. В целях безопасности он теперь фигурирует в документах под именем Цезарь. Ему удалось вывезти из страны около 54 тыс. фотографий. На них изображены тела 7 тыс. человек, которые скончались в пыточных центрах, после чего их перевезли из заключения в военный госпиталь.

Большинство фотографий жертв были сняты всего в пяти разведывательных центрах в Дамаске. Цезарь начал копировать фото и тайно переправлять их из офиса, в котором он работал. В августе 2013 года он бежал из Сирии.

Башар Асад, сирийский президент, отрицал подлинность фотографий и в интервью американскому изданию Foreign Affairs заявил: "Кто снимал эти фото? Кто он? Никто этого не знает. Нет свидетельств, которые подтвердили бы эти данные. Так что это просто беспочвенные заявления".

Читайте також

Поруч з Путіним: чим завершиться суд над керівництвом Ізраїлю

На Заході з'явилося велике лобі, яке виступає проти Ізраїлю

Ресурси Росії вичерпуються: як Путін намагається отримати від Китаю гарантії

І Україна, і Росія зараз відчувають брак ресурсів, і тому активно шукають допомоги в інших країнах

Від Парижу до Будапешта: навіщо Сі влаштував турне по Європі

Китаю дуже важливо закріпитись у Європі на тлі протистояння зі США