Пара представителей американских СМИ и экспертного сообщества сообщили, что в Белом доме подготовили указ о снятии санкций с России. Пока нет ни подтверждений достоверности этих слухов, ни подробностей, какие санкции могут быть сняты. В Украине предполагают, что один из вариантов — отмена санкций из-за аннексии Крыма. Такой шаг американского президента открывает путь для прямых договоренностей между Трампом и Путиным, которые будут беседовать 28 января. Но по-прежнему существует проблема: Россия мало что может предложить Трампу. Так что снятие санкций, если оно все-таки состоится, будет односторонней уступкой, открывающей ящик Пандоры.
О каких санкциях идет речь
Похоже, президент США Дональд Трамп действительно собирается реализовать свои самые смелые предвыборные обещания. Президент Мексики отменил свой визит в США после подписания Трампом 25 января указа о строительстве стены на границе с Мексикой и требований к мексиканской стороне оплатить ее строительство. А уже 26 января по американскому времени стало известно, что президент подготовил указ о снятии санкций с России. Сначала об этом сообщил старший научный сотрудник американского аналитического центра Atlantic Council Фабрис Потье. Позже информацию подтвердила колумнист издания Politico Сьюзен Глассер. Оба ссылаются на собственные анонимные источники, не уточняя, о каких именно санкциях со стороны США идет речь. Советница Трампа Киллиан Конуэй в эфире Fox News сказала, что такая возможность рассматривается.
Кроме того, по информации Потье, 28 января, в субботу, Трамп должен провести телефонные беседы с российским президентом Владимиром Путиным и канцлером Германии Ангелой Меркель. Планы о разговоре Трампа с Путиным подтвердили и в Вашингтоне, и в Москве. Возможное решение Трампа наталкивает сразу на несколько вопросов: какие санкции будут отменены, как себя после этого поведет Европа, чего ожидать в дальнейшем от Путина и Трампа?
По мнению украинского лоббиста в Вашингтоне, руководителя вашингтонского Центра восточноевропейских перспектив Николая Воробьева, речь, скорее всего, идет о снятии санкций за аннексию Крыма: "Вопрос в том, как далеко зайдет администрация Трампа в этом снятии санкций... Не думаю, что будет полная отмена, и по Донбассу. Касательно Крыма — скорее всего. И есть такая вероятность, что Крым признают частью РФ, именно администрация Трампа".
Поскольку антироссийские меры были приняты исключительно указом предыдущего президента Барака Обамы, их отмена не требует утверждения в Конгрессе США.
По словам аналитика Института мировой политики Николая Белескова, даже уклончивый ответ Киллиан Конуэй может свидетельствовать, что снятие санкций готовится. Только никто не сообщает, о каких именно ограничениях идет речь: это может быть как так называемый Акт Магнитского или недавно принятый документ о высылке российских дипломатов из США, которые не касаются Украины, так и санкции за аннексию Крыма и войну на Донбассе. Но это в любом случае "открывает дорогу к пакетному подходу в отношениях с РФ".
Американист, профессор Института международных отношений Сергей Галака сказал "Апострофу", что пока рано говорить о правдивости этих слухов: "Может быть, это и готовится что-то. Но есть сомнения, что это достоверно. The New York Times и The Washington Post говорят, что у них нет подтверждений".
Показательным, по его мнению, стал диалог с Мексикой по поводу строительства стены на границе: если ранее Трамп утверждал, что возведение забора оплатит Мехико, сейчас он допускает оплату за счет повышения налога на импорт мексиканских товаров. Таким образом, американский президент постепенно снижает выставленную изначально максимально высокую планку или цену.
Что будут делать в Европе
Немного о позиции Европы. Лишь недавно ЕС без видимых проблем поддержал продление антироссийских санкций. Нет гарантий, говорит Воробьев, что ЕС пойдет на отмену санкций, даже если на это пойдет Вашингтон, ведь одного "росчерка пера" в этом случае не хватит.
Отмена санкций американцами, если она произойдет, спутает Евросоюзу все карты, и в следующие несколько месяцев — до очередного момента продления — европейцам будет сложнее определиться, как себя вести в такой ситуации. Вдобавок ЕС вряд ли понравится, что США без них решают, что делать в украинском вопросе. Что диалог Вашингтона с европейскими столицами станет более сложным, было очевидно и ранее.
К слову, важными в этом плане видятся переговоры, которые Петр Порошенко проведет с Ангелой Меркель 30 января в Берлине. Говорить будут, как было заявлено, о ситуации на Донбассе и реализации Минских соглашений. В конце февраля, предположительно, может состояться встреча Порошенко уже с Дональдом Трампом.
Big deal
Трамп неоднократно говорил о желании достичь договора и улучшить отношения с РФ. Авторитетные эксперты, с которыми ранее общался "Апостроф", в основном скептически воспринимали перспективы big deal между президентами России и США. Или полагая, что времена, когда такое было возможно, прошли. Или по причине неспособности России предложить что-то Трампу взамен. В этом плане интересно то, с какой позиции к разговору с Путиным подойдет Трамп: представит российскому президенту свой указ как уже принятое решение, требующее ответных уступок, или всего лишь как потенциальное основание для договоренностей.
В СМИ и экспертом сообществе многие сделали вывод, что потенциальная американо-российская договоренность будет трудной задачей, ведь Москва уклончиво ответила на слова Трампа о снятии санкций взамен на (взаимное?) сокращение ядерных вооружений. Отметив готовность обсуждать не только ядерное оружие, но и гиперзвуковые вооружения, программу ПРО, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что не увидел в словах Трампа предложения. Желание Кремля включить в сделку неядерные вооружения делают ее в таком виде практически невероятной из-за позиции Пентагона.
"Договоренности не будет по одной простой причине: единственное, что осталось у Москвы серьезное, — это ядерное оружие. Без ядерного оружия она голая и босая", — уверен Сергей Галака.
Прежде чем делать какие-то выводы о намерениях Трампа, Галака предложил подождать несколько недель, посмотреть на результаты визитов в США премьеров Британии и Японии — Терезы Мэй и Синдзо Абэ.
"Конечно, какие-то попытки договорится (с Россией) будут, — добавляет Галака. — Но есть такое предчувствие, что не все так просто". Необходимо, в частности, выяснить, насколько важна для Трампа его главная идея — сдерживания Китая — и что он "готов за это отдать". Есть большие сомнения насчет того, что Москва готова последовать за Вашингтоном в такой его игре.
"Это даже не большая сделка — это какие-то односторонние уступки. Хотя, с точки зрения Трампа, хорошие отношения с Россией могут быть самоцелью... Но любая идея "пакета" откроет ящик Пандоры в российско-американских отношениях. Чтобы что-то предложить, в один прекрасный момент Россия начнет искусственно создавать какие-то переговорные позиции. Например, возьмет и оккупирует страны Балтии, например", — сказал "Апострофу" Белесков.
"Большой сделки — вот чего следует ожидать. Вопрос в том, каким будет формат сделки, что туда войдет, и насколько стороны будут ее соблюдать. Трампа не интересует Украина — у него минимум знаний об Украине... Главное, что Путин может предложить взамен (на снятие санкций) — это борьба с ИГИЛ и стабилизация на Ближнем Востоке. То есть фактически взять на себя урегулирование в Сирии и Ираке", — считает Воробьев.
Борьба с "Исламским государством" стала одной из топ-тем предвыборной кампании Трампа. Галака хотя и допускает, что Сирия и борьба с ИГИЛ могут быть предметом торга, достичь успеха в этом вопросе крайне сложно.
В США не обрадуются
Смелые решения Трампа в отношении России вызовут критику части американских законодателей, а может, и его собственной команды. Вероятно, с началом оттепели на российском направлении президенту будет сложнее объясняться с Конгрессом. Показательным будет то, поддержат ли сенаторы кандидатуру Рекса Тиллерсона на пост госсекретаря США. Недавно за номинанта Трампа проголосовали 11 членов профильного комитета Сената, против — 10. Голосование в Сенате, возможно, пройдет на следующей неделе, и достаточно будет получить голоса 51 из 100 сенаторов. Республиканцам принадлежат 52 места.
Николай Воробьев не смог однозначно ответить, на чем может базироваться уговор Трампа с законодателями, но он, вероятно, существует: "Мы не знаем ответа — их может быть много, есть сотни причин..."
Сергей Галака в свою очередь обращает внимание, что на момент инаугурации у Трампа — едва ли ни самое низкое в истории количество утвержденных членов кабинета. По мнению американиста, Трамп и его команда пока "не осознали всю сложность проблем", которые обязуются решить. "Через полтора года выборы (в Конгресс). А это значит, что у него месяцев 10-11 для каких-то действий. Пройдет 2-3 месяца, пока раскачаются... И что он за полгода сделает?! Если наделает ошибок, республиканцы, с большой вероятностью, потеряют одну из палат. И у него уже не будет того королевского положения, которое есть сейчас", — заключил американист.