Участники рынка газа Украины имеют неравный доступ к ресурсу, добываемому внутри страны, поскольку более 70% отечественной газодобычи приходится на структуры государственной компании "Нафтогаз Украины". Ситуацию можно исправить, обязав "Нафтогаз" продавать часть добываемого ею газа на бирже. "Апостроф" разбирался, позволит ли такой шаг снизить цены на газ для украинцев.
Европейское энергетическое сообщество считает, что НАК "Нафтогаз Украины" имеет монопольный доступ к большей части газодобычи в нашей стране, что не соответствует принципам либерализации газового рынка.
Напомним, в структуру государственного "Нафтогаза" входит компания "Укргаздобыча", доля которой в отечественной добыче газа составляет более 70%.
Решение этой проблемы энергосообщество видит в продаже части добываемого "Укргаздобычей" топлива на бирже. У компании потенциально есть в распоряжении более 6 миллиардов кубометров газа в год "для прозрачной торговли с равными правами доступа для всех участников рынка, которые конкурируют в сегменте поставок".
Помимо того, что такой подход обеспечит равный доступ к рынку, он также может способствовать снижению цен на топливо для потребителей, считают в энергосообществе.
Кстати, Европейское энергосообщество имеет к Украине непосредственное отношение – оно объединяет не только страны Европейского Союза, но и некоторые государства, которые не входят в ЕС. Украина стала полноправным членом сообщества в 2011 году.
Есть еще один крайне любопытный месседж энергосообщества. Там считают, что газ внутренней добычи в Украине может продаваться по ценам ниже тех, что формируются на европейских газовых хабах, в частности, TTF (Нидерланды) и NCG (Германия).
Кто "за", кто "против"
Идею продажи топливного ресурса "Укргаздобычи" на бирже поддержал исполняющий обязанности министра энергетики Украины Юрий Бойко – с той же аргументацией, что и у Европейского энергосообщества.
Кроме того, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №4400 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно развития конкуренции на рынке природного газа и особенностей проведения биржевых аукционов по продаже природного газа" (сейчас он находится на рассмотрении профильного парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг).
Также поддерживают инициативу реализации ресурса "Нафтогаза" на бирже эксперты, опрошенные "Апострофом".
"Как никак, это – реальное формирование рынка", - выразил общее мнение в разговоре с изданием эксперт энергетических программ Украинского института будущего Андриан Прокип.
Однако, как выяснилось, сам "Нафтогаз" не в восторге от этой идеи.
При этом в компании говорят, что уже сейчас часть ее топлива реализуется на Украинской энергетической бирже (УЭБ) - торги начались летом 2019 года.
Все это так, но объемы этих продаж мизерные по сравнению с тем ресурсом, который имеет компания, отмечает в своем письме на имя премьер-министра Дениса Шмыгаля Василий Котко, глава общественного совета Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). В связи с этим он предлагает обязать "Нафтогаз" продавать часть топлива на открытых торгах.
Еще один контраргумент "Нафтогаза" - якобы торговля на бирже может привести к кризису неплатежей.
"Речь о том, что различные биржевые механизмы могут допускать предоставление ресурса без 100%-ой предоплаты, и именно это является официально главной претензией, выдвигаемой "Нафтогазом", - пояснил в комментарии "Апострофу" руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. - Но у меня есть сомнения, что такие случаи могут быть реализованы – ведь везде используется принцип: "сначала деньги, потом стулья". Нужно просто поставить условием 100%-ю предоплату".
Поэтому, резюмирует эксперт, если устранить эту проблему, вывод газового ресурса на биржу будет только в плюс. Есть, правда, еще один риск, связанный с коррупционной составляющей, который, соответственно, также нужно минимизировать, добавил Рябцев.
Неконкурентная конкуренция
Однако истинная причина несговорчивости "Нафтогаза" может быть вызвана иными причинами.
До недавнего времени НАК не имел прямого выхода на рынок газа бытовых потребителей - "Нафтогаз" продавал топливо газопоставляющим компаниям (газсбытам), которые его предоставляли населению. С августа 2020 года украинцы получили возможность свободно выбирать поставщика, и "Нафтогаз" решил значительно расширить свое присутствие на этом рынке. Правда, пока доля компании здесь невелика - порядка 2,5%.
Однако у НАК есть мощный инструмент в виде газа собственной добычи и, как следствие, конкурентной цены на него, которую компания предлагает своим клиентам - нынешним и потенциальным.
"Они ("Нафтогаз") сейчас предлагают самую низкую цену без предоплаты", - говорит Андриан Прокип.
По его словам, другие газопоставляющие компании, которые имеют в своем распоряжении преимущественно импортный газ, просто физически не могут предлагать более низкую цену, чем НАК: "А для "Нафтогаза" это становится инструментом конкурентной борьбы".
Геннадий Рябцев еще более категоричен: "На внутренних рынках это называется грабительским ценообразованием" (ценовая стратегия, при которой искусственно занижается цена на продукцию с целью вытеснения конкурента или создания барьера для входа на рынок. Считается одной из форм проявления недобросовестной конкуренции).
По словам эксперта Центра Разумкова Максима Билявского, исключительный доступ к ресурсу "Укргаздобычи", которым обладает "Нафтогаз", дает компании возможность демпинговать рынок.
"Цель "Нафтогаза" – перераспределение рынка и увеличение количества своих абонентов путем недопуска других участников рынка к большей части ресурса "Укргаздобычи", - отметил он в разговоре с изданием. - Как только "Нафтогазу" удастся увеличить свою долю в розничном рынке продаж, произойдет подорожание газа для потребителей".
Больше газа - ниже цены
Таким образом, происходит парадоксальная, на первый взгляд, вещь: низкие цены, предлагаемые "Нафтогазом" своим клиентам, способствуют тому, что стоимость топлива для большинства населения Украины оказывается выше, чем могла бы.
И продажа ресурса на бирже эту проблему может устранить.
То есть, по идее, речь о том, о чем говорит Европейское энергосообщество - цены на газ для потребителей в Украине должны снизиться.
Но так ли это?
"Нельзя исключать, что в некоторые периоды будет ее (цены газа) падение. Например, как сейчас, когда у нас цена ниже, чем на европейских рынках, где она выросла из-за высокого спроса, - говорит Андриан Прокип. - Но не думаю, что это будет существенным фактором снижения цены, хотя частичное снижение все же возможно".
По словам Геннадия Рябцева, если газ "Укргаздобычи" появится на бирже, все сбытовые компании получат доступ к более дешевому ресурсу, "потому что, безусловно, украинский газ по-любому будет дешевле хотя бы на величину (затрат) транспортировки и других составляющих, кроме себестоимости".
Максим Билявский согласен. По его словам, выведение украинского газа на биржу удешевит стоимость ресурса для потребителей, и эта идея, на самом деле, обсуждается в Украине с 2017 года.
"Все участники рынка смогут делать микс газа собственной добычи и дорогого импортированного топлива из Европы", – пояснил он.
Европа - не указ
Существуют и другие последствия вышеозначенной инициативы, которые, возможно, напрямую не затрагивают интересы потребителей, но, в конечном счете, окажутся для них положительными.
По словам Максима Билявского, ориентацию на внешние рынки при формировании цены газа в Украине удастся преодолеть за счет реализации отечественного топлива на свободном рынке. Он уверен, что увеличение объемов торгов на УЭБ автоматически сформирует для Украины собственный биржевый индекс: "Это также даст почву для роста иностранных инвестиций".
У Геннадия Рябцева похожая позиция.
"Мы получим некую ликвидную площадку, которая позволит вообще отвязаться от Баумгартенов (Баумгартен - центрально-европейский газовый хаб в Австрии, являющийся международной площадкой для торговли газом – "Апостроф"), TTF и прочих "Амстердамов+" (действующая на сегодня в Украине формула формирования цены на газ для населения "Амстердам+", учитывающая стоимость топлива на нидерландском хабе TTF плюс затраты на его доставку - "Апостроф") для формирования цены внутри страны. Всегда хорошо, когда появляется внутренний индикатор, от которого можно отталкиваться, не привязываясь к спотовым, безусловно, спекулятивным ценам на том же TTF. Плюс, это будет торговля в гривне, поэтому уйдет девальвационная составляющая, поскольку, чем больше товаров продается за гривну, тем устойчивее рынок национальной валюты", - рассказал эксперт.