Государственный концерн "Укроборонпром" рассказал о результатах своей деятельности в 2016 году. По данным организации, в силовые структуры Украины было передано свыше 6,2 тыс единиц различной военной техники и оборудования. Половину этого количества составляли отдельные узлы и агрегаты, а вторую половину - модернизированные и отремонтированные образцы вооружений. Впрочем, совершенно новых систем в распоряжение украинских военных поступило крайне мало, а те, которые поступали, неоднократно вызывали нарекания у специалистов.
По данным госконцерна "Укроборонпром", в 2016 году силовым структурам Украины передано более 6200 единиц военной техники (в распоряжении "Апострофа" имеются данные за 9 месяцев минувшего года). Из этого количества около половины - более 3450 единиц, представляют собой различные узлы и агрегаты. Из готовых изделий силовики получили более 1360 единиц новой и модернизированной техники, а также свыше 1380 образцов отремонтированного оружия.
В частности, по данным "Укроборонпрома", силовые структуры получили в 2016 году более 1000 модернизированных систем высокоточного оружия, свыше 256 средств радиолокации и связи, 68 единиц бронетехники, артиллерии и специальной техники, а также 19 летательных аппаратов. В числе отремонтированного оборудования указаны более 900 единиц бронированной техники и артиллерии, свыше 300 единиц высокоточного оружия, 64 летательных аппарата, 94 средства радиолокации и радиоэлектронной борьбы, а также 6 кораблей.
Заместитель начальника отдела Управления по связям с общественностью Генштаба ВСУ, полковник Влад Волошин, который долгое время находился в зоне АТО, рассказал "Апострофу", что видел на фронте много модернизированной техники. В основном, по его словам, это были пулеметы и минометы, улучшенные варианты советских танков Т-64 и Т-72 (в распоряжение ВСУ также направлялись танки Т-80), а также колесные бронированные машины - "Кугуар", "Шрек", "Спартан", которые поступают силовикам уже достаточно давно. По словам Волошина, на фронте используются отечественные беспилотники; в армии были замечены самые новые украинские танки БМ "Оплот". Эти новейшие машины были приняты на вооружение в 2009 году, но пока они находятся в войсках в единичных экземплярах.
"Боевая бронированная техника прошла модернизацию путем установки на нее новых систем наведения и управления огнем, - пояснил Волошин. - Радует еще и то, что механики-водители и операторы-наводчики прошли подготовку в учебных центрах и научились использовать новое оборудование в бою. Большинство специалистов имеют навыки ведения групповых танковых боев, умеют наступать и прикрывать друг-друга".
Указанные "Укроборонпромом" цифры выглядят впечатляюще, но действительно новых образцов оружия в украинскую армию в прошлом году поступило не так уж много. В имеющемся в распоряжении "Апострофа" отчете о деятельности "Укроборонпрома" в прошлом году указаны наиболее важные даты, связанные с передачей в войска нового и модернизированного оборудования. Так 26 января 2016 года, по данным предприятия, в армию направили первую партию новых отечественных беспилотников, а 5 февраля на вооружение поступили БТР-4 с "НАТОвскими двигателями". Судя по всему, речь идет о машинах, оснащенных немецкими двигателями Deutz, которые заменят силовые установки российского производства.
Кроме того, 3 марта 2016 года, ВСУ получили первую партию скандально известных 120-мм минометов "Молот", который изготавливается на киевском заводе "Маяк". Стоимость одного такого изделия составляет 480 тысяч грн. Между тем, не только дороговизна "Молота" вызвала нарекания со стороны военных. Изготовленный на основе старого советского 120-мм миномета "Сани", украинский "собрат" оказался ненадежным в боевых условиях. По свидетельствам участников АТО, у "Молота" неоднократно ломались или гнулись детали, чего не наблюдалось у изделий советского производства. В командовании ракетными войсками и артиллерией (РВиА), признали, что в ходе эксплуатации у нового миномета были обнаружены недостатки. "Это поясняется отсутствием опыта у производителя и скоротечностью разработки изделия. Такая оперативность связана с тем, что мы долгое время вели активные боевые действия, где интенсивно использовались минометы, которые выходили из строя", - отметили в командовании РВиА.
Впрочем, бывший лидер "Правого сектора", народный депутат Дмитрий Ярош, после посещения передовой, похвалил новые украинские минометы: "Молот" - это отличные минометы. Да, у них были незначительные технические недочеты, но они легко устраняются.
20 июля 2016 года, по данным "Укроборонпрома" в армию были переданы 10 бронемашин "Дозор-Б", предназначенных для оснащения специальных подразделений Вооруженных сил. Передача этой машины в распоряжение ВСУ долгое время откладывалась из-за многочисленных конструктивных недостатков. Так весной 2016 года в корпусах двух бронетранспортеров были обнаружены сквозные трещины длиной около 40-50 см в зоне расположения двигателя. Это привело к скандалу в СМИ и к новому переносу сроков сдачи изделия в эксплуатацию . Как бы там ни было, но броневики "Дозор-Б" все-таки приняли участие в большом военном параде, посвященном 25-летию Независимости Украины 24 августа 2016 года.
В отчете "Укроборонпрома" также отражены конкретные даты передачи боевой техники в распоряжение различных силовых структур. Так 16 марта судостроительный завод им. 61 коммунара, спустил на воду ракетный катер "Прилуки", 23 марта президент Петр Порошенко передал военным 33 единицы различной военной техники, 27 апреля ВСУ получили 16 БТР-4, а 16 мая, в распоряжение Нацгвардии МВД поступила партия новейших БТР-3Е1. Также 23 августа, по случаю юбилея Независимости, войска получили 71 единицу различного вооружения и техники. И, наконец, самая крупная партия боевой техники от "Укроборонпрома", в количестве 119 штук, была передана военным 17 октября. Указаны в отчеты и даты испытаний новейшего оружия украинского производства, например, высокоточного ракетного комплекса "Ольха", выполненного на базе советской реактивной системы залпового огня "Смерч". А в 2017 году концерн планирует запустить производство американской автоматической винтовки М-16 по стандартам НАТО, что уже успело вызвать неоднозначную реакцию среди военных экспертов.
По мнению бывшего заместителя генерального директора "Укроборонпрома", эксперта в сфере ВПК Максима Глущенко, эти факты свидетельствуют о том, что в распоряжение силовых структур пока поступают лишь отдельные образцы нового оружия, а массового процесса замены старой техники на новую не происходит. "Связанные с оборонной отраслью специалисты прекрасно знают, что основой вооружений ВСУ служат образцы 25-30-летней давности. На самом деле в этом нет никакой трагедии, если оружие вовремя модернизировать. Что касается новых образцов, которые сейчас на слуху: того же "Дозора-Б" и танка Оплот, то новые они достаточно относительно. "Дозору" уже больше 10 лет, а "Оплоту" - больше 20", - пояснил "Апострофу" Глущенко.
Самые реальные перспективы эксперт видит в оснащении армии высокоточным оружием: "У нас отличные специалисты и наработки. При должном финансировании уже через полтора- два года новое ракетное вооружение может начать поступать в войска. Причем это срок оптимистический. Пару успешных пусков, это только начало пути. Радует, что несмотря на достаточно скромный (особенно по военным меркам) бюджет Минобороны, процент расходов на развитие вооружений и военной техники растет. Эту цифру обсуждать нужно только в валюте, поскольку речь идет о закупках готовых изделий и комплектующих за рубежом. Если в 2013 на эти цели было выделено $187 млн, то в 2015 потратили $518 млн, а в 2017 году планируется около $450 млн. Я говорю о фактических цифрах, а не о тех, которые закладываются в бюджет, они, как правило, меньше".
В то же время, по мнению Максима Глущенко, эти суммы не позволяют осуществлять серьезные закупки за рубежом, а украинский ВПК не способен обеспечить армию всем необходимым. "Поэтому я уверен, что решение многих проблем украинской оборонки лежит в грамотной кооперации. Объединение зарубежного финансирования и отечественных научных разработок способно не только вытянуть наш ВПК, но и вывести его на зарубежные рынки", - резюмирует Глущенко.