RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Бизнес

Италия открыла небо для Украины: что это значит для туристов

Италия сняла ограничения для перелетов украинских авиакомпаний

Италия сняла ограничения для перелетов украинских авиакомпаний Италия сняла все барьеры на авиационное сообщение с Украиной Фото: Владислав Содель

Италия сняла все барьеры на авиационное сообщение с Украиной, пообещав удовлетворить заявки украинских авиакомпаний в любом объеме без ограничений по частотам. Италия - это популярное для украинцев туристическое направление. Потенциально снятие ограничений может привлечь к этому авиамаршруту компании лоу-косты. Однако на деле все будет зависеть от спроса, который в последнее время упал из-за снижения уровня доходов украинцев. К сожалению, либерализация авиасообщения с отдельной страной ЕС, не означает, что Украина в целом продвинулась по договору об "открытом небе" с Евросоюзом, заключение которого вот уже несколько лет обещает правительство.

Приоткрытое итальянское небо

Пока Украине не удалось договориться об открытом авиационном пространстве с ЕС (так называемом, "открытом небе"), все вопросы авиасообщений Украины и Евросоюза регулируются двусторонними межгосударственными соглашениями. В них регламентируются маршруты, количество рейсов и перевозчиков на каждом из направлений. Как правило, применяется принцип взаимности, когда частоты распределяются паритетно. Процедуру назначения перевозчика с украинской стороны обеспечивает Госавиаслужба Украины и Министерство инфраструктуры.

В конце марта стало известно, что в летнем сезоне IATA-2016 Италия готова удовлетворять любые дополнительные заявки украинских авиакомпаний на рейсы в эту страну. Соответствующее снятие ограничений подтверждено письмом авиационных властей Италии (ENAC), где говорится о намерении удовлетворять все заявки украинских авиакомпаний в любом объеме без ограничений по частотам.

"Само по себе событие, что страна ЕС снимает ограничения на полеты с Украиной, является добрым знаком и позволяет говорить о перспективах на будущее", - прокомментировал достигнутую с Италией договоренность авиационный эксперт Юлий Киселев.

Снятие ограничений позволит увеличить количество рейсов между странами, что потенциально может повысить комфортность пассажиров в планировании рейсов. А если направлением заинтересуются компании - лоу-косты - то и к снижению стоимости перелетов.

"Либерализация рынка авиаперевозок, бесспорно, будет иметь положительный эффект – у авиационных властей обеих стран не останется причин для отказа авиакомпаниям в выдаче назначений на воздушные линии между Украиной и Италией", - пояснил авиационный эксперт Сергей Хижняк.

Италия — важное направление для туристов и "заробитчан"

Италия всегда была важным направлением для пассажирских перевозок из Украины - это популярный туристический маршрут. Кроме того, пассажиропоток генерирует большая украинская диаспора в Италии. Направление популярно, в основном, у двух категорий пассажиров: туристов и "заробитчан".

Отмечая несомненный позитив достигнутых с Италией соглашений, эксперты, впрочем, подчеркивают, что теперь открывшиеся возможности нужно реализовать. "Бесспорно, это хорошая новость, хоть такой режим уже действовал в 2012-2013 годах. Италия всегда входила в Топ-5 направлений из украинских аэропортов по количеству перевезенных пассажиров (Рим, Милан в особенности), - пояснил экс-начальник департамента авиационного транспорта Мининфраструктуры Валентин Згурский. - Это позитив, несомненно, но кардинально ситуация вряд ли поменяется. Ведь отсутствие ограничений - это только возможность полететь. А вот реализовать эту возможность очень не просто".

По мнению экспертов, все дело в спросе, который на итальянском направлении пока оставляет желать лучшего из-за уменьшения количества пассажиров. "Рынок между Италией и Украиной основывается на "заробитчанах", которые с успехом пользовались услугами Wizz Air. Однако, сегодня этот рынок провалился (из-за сокращения деятельности Wizz Air в Украине). Туристический и деловой рынок полностью покрывается существующими перевозчиками. Более того, к примеру, МАУ даже отказалась от некоторых итальянских направлений, - размышляет Киселев. - Летний туристический сезон не требует снятия каких-либо ограничений, ибо может прекрасно быть покрыт чартерными программами".

"У любого направления есть определенная емкость. И даже если нет никаких ограничений, это не значит, что поток увеличится в разы. Тем более, учитывая фактор необходимости получения виз и низкобюджетный тип пассажиров на этом направлении. Следует подчеркнуть, что покупательная способность наших людей упала настолько, что многие не сетевые авиакомпании не начнут оперировать на этих направлениях в ближайшем будущем", - поясняет Згурский

Появятся ли новые игроки

В период летней навигации IATA-2016 утверждено расписание движения для выполнения полетов в Италию украинской авиакомпании МАУ и испанской авиакомпании "Vueling Airlines". При этом, в случае увеличения количества бюджетных путешественников в Италию, это может привлечь к выходу на это направления лоу-косты. Фактически, снятие ограничений формально позволяет начать разрабатывать направление любой украинской и любой европейской компании.

"С украинский стороны полеты может начать любая украинская авиакомпания, а с итальянской - любая авиакомпания, зарегистрированная в Евросоюзе, включая лоукостеры, - поясняет Хижняк. - Достигнутая договоренность может способствовать возобновлению авиакомпанией Wizz Air рейсов из Италии в Украину".

Но появление альтернативы МАУ с украинской стороны пока не очевидно. "Появление новых игроков на этих направлениях маловероятно. Для рентабельности нужна сеть разлетов и операционная составляющая флота, а не одно-два "накатанных" направления", - считает Згурский.

Также европейские сетевые перевозчики могут попробовать перетянуть трасфертных пассажиров, конкурируя с "МАУ". "Но будет ли это действительно конкуренция, когда европейцы предлагают разлет в десятки стран, не только Европы, - считает Згурский. - Естественно украинским перевозчикам, если еще кроме "МАУ" кто-то изъявит желание летать, придется более пристально следить за развитием ситуации".

Скорее всего, несмотря на достижение договора, быстрого прихода новых компаний ждать не следует. "Некоторые европейские авиакомпании могут хотя бы начать изучать спрос на данном рынке и планировать свое расписание. На новые маршруты иногда нужно несколько лет подготовки и изучения", - объясняет ситуацию Згурский.

О том придут итальянцы или европейцы на это направление и есть ли уже желающие, в Госавиаслужбе Украины сказать затруднились, лишь сообщив, что заявки от других авиакомпаний пока не поступали.

Европейское небо не открыто

Снятие ограничений с Италией это, конечно, положительный момент, но он не должен отменять усилий Украины по подписанию договора с ЕС об "открытом небе". Соглашение о едином авиационном пространстве с Европейским союзом (так называемом "открытом небе") должно полностью открыть национальный рынок авиационных перевозок для зарубежных компаний. Единое авиационное пространство с ЕС предусматривает отсутствие любых ограничений в принципе, а значит, авиакомпания сможет выполнять рейсы внутри единого авиационного пространства по заявке и согласованию рейса с аэропортом назначения. Переговоры по заключению соглашения между Украиной и ЕС о едином авиационном пространстве начались еще в 2007 году. Цель заключения соглашения - постепенная либерализация рынков, использование общих правил на основе правил ЕС в области гражданской авиации.

Авиационный рынок заинтересован в скорейшем подписании соглашения об "открытом небе", которое станет стимулом для прихода новых авиакомпаний на наш рынок, в том числе и лоу-кост сегмента. Это, в свою очередь, усилит конкуренцию и борьбу за выгодные направления.

Стоит отметить, что либерализация отношений с отдельной страной ЕС, например, с Италией, процесс "открытого неба" прямо не ускоряет. "Либерализация условий выполнения авиаперевозок между Украиной и странами-членами ЕС осуществляется безотносительно к Соглашению об общем авиационном пространстве", - пояснил Апострофу и.о. председателя Государственной авиационной службы Украины Эдуард Демин.

Согласно программе действий правительства на 2016 год, Кабинет министров Украины намерен до конца года подписать Соглашение об совместном авиационном пространстве ("открытом небе") между Украиной и Европейским союзом. Ранее, в мае 2015 года президент Украины Петр Порошенко своим распоряжением уполномочил министра инфраструктуры Андрея Пивоварского подписать такое соглашение.

Руководство Мининфраструктуры неоднократно заявляло, что соглашение будет подписано до конца 2015 года. Но этого так и не произошло. Пивоварский, оправдывая отсутствие договора, утверждал, что его подписание невозможно из-за спора между Великобританией и Испанией касательно Гибралтара.

Отметим, что на сегодняшний день ведутся переговоры об "открытом небе" с Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном. Проходит работа над внесением изменений в договоры с Ираном и Таиландом. Относительно либеральные договоры у Украины есть с Грузией, Арменией и Испанией. А в январе 2016-го года вступило в силу подписанное в июле 2015 года Соглашение о совместном авиационном пространстве ("открытом небе") между Украиной и США.

Читайте также

Мобилизация водителей: ждет ли Украину топливный кризис

Новый закон о мобилизации усложнит пересечение границы водителями, к чему это приведет