RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бизнес

Почему Wizz Air улетел из Украины

Уход лоукостера может привести к монополизации отечественного рынка авиаперевозок

Уход лоукостера может привести к монополизации отечественного рынка авиаперевозок Wizz Air объявила о ликвидации «Визз Эйр Украина» и сокращении количества рейсов Фото: Владислав Содель

C 20 апреля венгерский лоукост-перевозчик Wizz Air приостанавливает деятельность своего украинского подразделения. Официальные причины – экономический кризис и конфликт на востоке страны. Неофициальным мотивом является непрозрачная деятельность Госавиаслужбы, которая якобы создает условия для монополизации рынка авиакомпанией МАУ. Эксперты уверены, что теперь государству необходимо будет срочно принять меры для оздоровления рынка авиаперевозок.

Сегодня утром венгерская авиакомпания WizzAir заявила о реструктуризации своей деятельности в Украине. Так, с 20 апреля вдвое сократится количество выполняемых из страны рейсов, а украинское подразделение компании будет закрыто. Под сокращение не попали рейсы из Киева в Будапешт, Лондон (Лутон), Кельн, Дортмунд, Гамбург (Любек), Катовице, Ларнаку и Мюнхен (Мемминген). При этом были окончательно закрыты все три рейса из Львовского международного аэропорта. Свое решение компания объясняет нестабильностью на востоке Украины, девальвацией гривны, а также влиянием контроля валюты. «Авиакомпания будет готова к расширению активности в Украине, когда ситуация на рынке улучшится»,‒ отмечается в пресс-релизе компании.

Для пассажиров рейсов, не попавших под реструктуризацию, ситуация практически не изменилась. Все уже приобретенные билеты (кроме рейсов «Киев-Будапешт» и «Киев-Лондон») необходимо будет перебронировать на венгерское отделение авиакомпании. Кроме того, стоимость билетов на оставшиеся рейсы в системе бронирования билетов авиакомпании существенно снизилась ‒ в среднем на 10-50%. Источник «Апострофа» в топ-менеджменте одной из международных компаний, имеющей долгосрочный договор с «Визз Эйр Украина», подтвердил корреспонденту, что договор был переоформлен на венгерское отделение компании.

Вместе с тем, источник на украинском авиационном рынке, близко знакомый со сложившейся ситуацией, объяснил «Апострофу» уход авиакомпании дискриминационными правилами распределения авиамаршрутов и непрозрачной деятельностью Госавиаслужбы. «Конечно, есть много причин: объективная ситуация с валютой, конфликт на востоке страны. Но когда к этому еще добавляется такая ситуация, которая сложилась с правилами выдачи прав эксплуатации авиамаршрутов – это уже мало кто выдержит»,– отмечает собеседник «Апострофа».

О своем возможном уходе с украинского рынка компания WizzAir заявила еще в ноябре, после того, как Госавиаслужба утвердила новые на тот момент правила распределения маршрутов. По мнению участников рынка, эти правила были составлены в интересах авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), которую связывают с группой «Приват» Игоря Коломойского, чтобы обеспечить этому перевозчику монопольное положение на рынке. Нынешний глава Госавиаслужбы Денис Антонюк в прошлом являлся сотрудником авиакомпании МАУ. Для борьбы с монополизацией рынка пассажирских перевозок в конце ноября ряд авиакомпаний создали профильную Ассоциацию авиапредприятий Украины.

По словам источника «Апострофа», Госавиаслужба пыталась убедить представителей авиакомпании не закрывать украинское подразделение. Во всяком случае с ноября между авиакомпанией и ведомством постоянно шли переговоры, достоверное содержание которых пока неизвестно. «Думаю, что в компании пришли к выводу, что оснований верить обещаниям Госавиаслужбы нет. "Визз Эйр Украина" не получила своих назначений в Варшаву и Барселону. Кроме того, появившаяся вчера новая редакция правил распределения на авиамаршруты снова была составлена без всяких обсуждений с рынком. Именно поэтому планирование чего-либо на украинском рынке становится невозможным»,– считает источник «Апострофа».

Первый заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер предполагает, что закрытие украинского подразделения Wizz Air, вероятно, все же связано с коммерческими причинами: падением пассажиропотока, военным конфликтом на востоке и экономическим кризисом. Во всяком случае, по словам чиновника, эту версию ему назвали в самой авиакомпании. «Не знаю, насколько сейчас на решение авиакомпании повлияла деятельность Государственной авиационной службы»,– отметил господин Шульмейстер.

Однако он подчеркнул, что сегодня должна была состояться инициированная министерством встреча участников авиарынка Украины, на которую пригласили представителей аэропортов, авиакомпаний, Госавиаслужбы и «Украэроруха». На встрече, по словам замминистра, должны были подниматься в том числе и вопросы, связанные с эффективностью деятельности Госавиаслужбы. «Что касается главы Госавиаслужбы Дениса Антонюка, то решение о сохранении за ним должности может быть принято только по результатам работы правительственной комиссии по проверке результатов его работы. Я предполагаю, что эта комиссия будет назначена уже на следующей неделе»,– рассказал «Апострофу» Владимир Шульмейстер.

Сам же глава Государственной авиационной службы Денис Антонюк сегодня не ответил на запрос корреспондента «Апострофа».

Генеральный директор «Центра транспортных стратегий» (ЦТС) Сергей Вовк считает, что причины, побудившие авиаперевозчика реструктурировать свою деятельность в Украине можно разделить на три группы. «Во-первых, это низкая привлекательность рынка: за прошлый год он просел на 21%, за первых два месяца этого – на 18%, а сам «Визз Эйр Украина» потерял 19% пассажиропотока. Во-вторых – валютный кризис, к которому лоукостеры наиболее чувствительны из-за особенностей системы бронирования билетов и операционных расчетов. В третьих, это попытки монополизировать рынок, неспособность аэропортов гибко реагировать на рыночную ситуацию и снижать нагрузку на перевозчиков»,‒ считает господин Вовк.

Вместе с тем, гендиректор ЦТС не считает, что уход «Визз Эйр Украина» был на руку авиакомпании МАУ, которая сейчас фактически становится монополистом на украинском рынке. По его словам, лоукостера нельзя назвать серьезным конкурентом МАУ. «Кроме того, с точки зрения имиджа, уход Wizz Air‒это очень негативное событие. В этом случае, я думаю, что кресло под главой Госавиаслужбы очень сильно зашатается. А судя по последним заявлениям чиновников Мининфраструктуры, очевидно, что реакция все же последует»,‒ отмечает эксперт.

По словам господина Вовка, для того, чтобы каким-то образом исправлять ситуацию, власти необходимо срочно принимать меры по недопущению монополизации авиарынка авиакомпанией МАУ. В противном случае ситуация на рынке только ухудшится, поскольку в отсутствие конкуренции цены станут фактически неконтролируемыми, а пассажиропоток упадет еще сильнее. «Возможно, государство будет пытаться остановить уход Wizz Air с рынка, или же станет решать ситуацию с “дочкой” турецкого перевозчика Atlasjet, которой еще с прошлого года Госавиаслужба фактически заблокировала выход на рынок»,‒ считает Сергей Вовк.

Читайте также

Мобилизация водителей: ждет ли Украину топливный кризис

Новый закон о мобилизации усложнит пересечение границы водителями, к чему это приведет