В последнее время "Укрзализныця" фигурировала в ряде резонансных новостей. От заявления премьера Алексей Гончарук о сотрудничестве с немецким Deutsche Bahn до увольнения председателя Правления УЗ Евгения Кравцова и появления правительственного законопроекта №2831, предполагающего частичную приватизацию "Укрзализныци". Что все это сулит Украине и украинцам – выяснял "Апостроф".
Приказано выжить
"Укрзализныця" больше всего страдает от некомпетентного управления и чудовищных масштабов коррупции. Инвестиционная программа по железнодорожному транспорту выполняется неэффективно, в следствие чего 2025-й год может стать для УЗ "точкой невозврата".
К такому выводу приходят авторы исследования "Есть ли будущее у железнодорожного транспорта Украины", проведенного Украинским институтом будущего.
Невыполнение в 2020 году планов только лишь по обновлению подвижного состава может привести к потере железной дорогой в ближайшие пять лет около 60 млн тонн грузов, которые "перетекут" на автомобильные и водные маршруты.
При этом возросшие автоперевозки будут еще больше "убивать" шоссейные дороги, что потребует дополнительных бюджетных средств для их поддержания и ремонта, не говоря о развитии.
Проблемы цепляются одна за другую: отсутствие стратегии железнодорожного транспорта Украины, неэффективная система принятия решений, конфликты интересов. Далее – дефицит подвижного состава и локомотивной тяги, неразвивающаяся инфраструктура, убыточный пассажирский сегмент, страдающий из-за плохого контроля (безбилетные проезды) и недостаточной автоматизации процессов. Все это в целом способствует тому, чтобы Украина оставалась отсталой в транспортном отношении страной.
Понимают ли это в правительстве? Судя по критике, которая неоднократно звучала в адрес менеджмента "Укрзализныци" из уст премьер-министра, правительство озабочено положением дел на транспорте.
В частности Алексей Гончарук заявлял, что "коррупция в "Укрзализныце" продолжается", "компания очень неэффективная и убыточная", "руководство занимается своими карманами, а не тем, как идут дела в "Укрзализныце", "почти ежедневно горят локомотивы, а вагоны находятся в ручном управлении. Отдельные чиновники, диспетчеры отправляют вагоны не туда, где это нужнее, а туда, где где им лучше заплатили". И "это точно надо прекратить".
Критикуют железную дорогу и крупные грузоотправители. Руководитель Союза химиков Украины Алексей Голубов оценивает ежегодные потери от неэффективного управления железной дорогой в 12-17 млрд грн.
От посвященных в проблемы "железки" людей часто можно слышать: "Укрзализныця" плотно схвачена олигархическими кланами, которые преследуют свои интересы, и при этом от них всецело зависит менеджмент компании. Правление и Набсовет УЗ функционируют-де не во благо Украины, а во благо олигархов. Конечно, часто за подобными заявлениями стоят не более чем эмоции, но ведь нет дыма без огня…
"Есть вопросы по всем членам Наблюдательного совета. Мне кажется, что и правительство Гройсмана, и правительство Гончарука решили просто сделать высокооплачиваемые места для нужных людей. А потому как за полтора года работы Набсовет не предоставил гражданам ни одного отчета о положении дел в компании, выходит, что такая версия – она подтверждается", - сказал в комментарии "Апострофу" эксперт в сфере транспорта Александр Кава.
И вот на фоне коррупции и некомпетентности мы узнаем об увольнении председателя Правления "Укрзализныци". Как это оценивают эксперты, и что дальше?
После Кравцова
Евгений Кравцов пришел в УЗ как юрист, при нем компания стала акционерным обществом. В разное время возглавлял Правление и Наблюдательный совет. Однако, недовольство его работой высказывалось на разных уровнях – от профсоюзов, организовавших акции протеста перед офисом президента, до критики со стороны правительства.
3 февраля Кравцов был смещен с занимаемой должности. Временное управление компанией поручено Желько Марчеку – сербу по национальности, члену Наблюдательного совета. Постоянный же руководитель должен быть утвержден по результатам конкурсного отбора в месячный срок, как этого требует законодательство.
Соответствующий конкурс объявлен 11 февраля.2020 года – спустя почти две недели после увольнения Кравцова, сообщает пресс-служба "Укрзализныци". Для его проведения привлечена международная компания Boyden, специализирующаяся на подборе персонала. "Отбор будет происходить путем проведения открытого и независимого конкурса, который не оставит ни единой возможности для внешнего влияния", - подчеркнул председатель Наблюдательного совета Шевки Аджунер.
Господин Марчек работает в Украине с начала 90-х. Как специалист по персоналу был занят в крупных компаниях на разных рынках – от ресторанного до медийного и металлургического. Реформировал HR-направление в "Укрпочте", а с 2016 г – он в "Укрзализныце". В железнодорожных кругах Марчека называют креатурой одного из отечественных олигархов, который более других пытается влиять на железную дорогу.
Кто следующий
По логике, действующий и.о. – и есть кандидат номер один на пост председателя. Однако в способности Желько Марчека вывести УЗ из кризиса высказали сомнения собеседники "Апострофа".
"Замена Кравцова на Желько ничего не даст. Это будет не более чем новый фасад на "Укрзализныце", - полагает экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян.
Александр Кава также убежден, что кандидатура Марчека – не лучший выбор, так как он "по сути является Альтер-эго Кравцова – зависим от тех же сил влияния".
"Вывести ситуацию из кризиса Желько точно не сможет. При этом найти специалиста со стороны тоже не получится. Иностранцы или какие-либо сторонние топ-менеджеры не понимают, что такое "Укрзализныця". Она не управляется как обычная ритейл-пирамида, что уже неоднократно было доказано. Нужно искать людей, которые имеют опыт работы на украинских железных дорогах, хорошо понимают процессы и ориентируются в кадровом потенциале компании, чтобы вывести ее из кризиса. Менеджмент с непрофильным опытом может стать очередной ошибкой, которую "Укрзализныця" в ее теперешнем состоянии может уже не простить", - подчеркнул Александр Кава.
Он считает, что искать руководителей топ-уровня нужно не просто среди кадровых работников "железки", а конкретно в службе организации движения. Именно этот профиль способствует, чтобы руководитель получал наибольшие знания о процессах на железных дорогах в целом, что первостепенно важно.
Бывший первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер (один из авторов упомянутого выше исследования "Есть ли будущее у железнодорожного транспорта Украины"), напротив, убежден, что искать кандидатуру на руководителя внутри самой компании – стратегически неверно.
"Ставить вместо Кравцова какого-либо человека из кадров "Укрзализныци" сейчас было бы преступно. Любой человек, являющийся частью системы, не может с ней бороться. Он будет перестраивать ее под себя, оптимизировать потоки", - считает Владимир Шульмейстер.
Руководитель Свободного профсоюза машинистов Украины Семен Кариков полагает, что навести порядок в УЗ может только крепкий руководитель из числа кадровых железнодорожников.
"Разные времена формируют запросы на разные типы руководителей. Сегодня железной дороге нужен руководитель-"реаниматолог". Более того, нужна команда "реаниматологов", которые придут на короткое время, года на два, с главной миссией – спасти железную дорогу, не дать ей погибнуть. Потому что гибельные тенденции мы, увы, наблюдаем", - сказал Семен Кириков.
По его мнению, возглавить компанию мог бы кто-то из кадровых железнодорожников старой школы, таких как экс-начальник Юго-Западной дороги Алексей Кривопишин, экс-начальник Южной дороги Виктор Остпачук, бывший и.о. гендиректора "Укрзализныци" Александр Завгородний, экс-глава "Укрзализныци" (а позже и министр инфраструктуры) Владимир Козак.
"Они не молоды. Но это и может оказаться к лучшему. Такой человек если и согласится возглавить железную дорогу, то явно не с целью заработать, а чтобы именно сделать хорошее дело и при этом поставить яркую точку в своей активной карьере", - полагает Семен Кариков.
В качестве вероятного претендента на руководителя УЗ также называют нынешнего директора филиала "Пассажирская компания" АО "Укрзализныци" Максима Миняйло. При этом в СМИ о нем говорят, как о человеке, причастном к коррупционным схемам. Приводились примеры строительства им частного пансионата близ Одессы на выведенные из УЗ средства, контрабанды в вагонах якобы им контролируемых и многое другое. Максима Миняйло увязывают с Евгением Кравцовым, который перед своим увольнением продлил с ним контракт, якобы проча Миняйло на свое место. Однако эксперты "Апострофа" не считают Миняйло проходной кандидатурой, но при этом и не отрицают возможности самых невероятных поворотов.
Также один из собеседников "Апострофа" на условиях анонимности рассказал, что на правительственном уровне звучали фамилии двух возможных претендентов на должность главы Правления "Укрзализныци" – это Игорь Смелянский и Вячеслав Еремин. Первый – глава "Укрпочты". Второй – нынешний операционный директор "Укрзализныци" и к тому же якобы родственник известного депутата, в прошлом актера 95-го квартала, что-де увеличивает его шансы на победу в конкурсе. К слову, появление в СМИ информации о сверхвысокой зарплате Смелянского (называлось 1,9 млн грн в месяц) вполне может быть свидетельством попыток "сбить" его конкурентом на должность руководителя "Укрзализныци".
О возможной приватизации "Укрзализныци"
На фоне столь нерадостного положения железной дороги появляется правительственный законопроект №2831, переданный в парламент 03.02.2020 г. Этот документ предусматривает возможность продажи 49% акций "Укрзализныци". А если предусмотрена возможность, значит обязательно найдется покупатель – это лишь вопрос времени.
Планы на частичную приватизацию УЗ Владимир Омелян назвал недальновидными – могущими привести к коллапсу компании.
"Приватизация "Укрзализныци" в ее нынешнем состоянии будет означать, что государство получит в лучшем случае стоимость металлолома. Ни один разумный инвестор не станет вкладываться в такую компанию – ее купят или спекулянты, или приближенные к власти люди. И мы тогда просто остановим пассажирские перевозки, потому что они на данном этапе убыточные и не будут интересовать бизнес. Останутся только большие маршрутные отправления, которые связывают металлургические комбинаты, ГОКи и крупные элеваторы с морскими портами. Все остальные направления погибнут", - считает Владимир Омелян. При этом он высказал предположение: вполне вероятно, что появление законопроекта 2831 продиктовано тем, что окна возможности проголосовать такой документ в ВР в скором времени уже может и не быть.
Против приватизации также выступает Александр Кава, считающий, что "Укрзализныця" – компания, не контролирующая свою доходную часть – вряд ли заинтересует потенциального инвестора.
"В Европе нет ни одного прецедента успешной приватизации железных дорог. И сейчас во всех странах они находятся в государственной собственности. Были эксперименты в Великобритании, Эстонии, но они завершались обратной национализацией и увеличением бюджетных расходов на железнодорожный транспорт. Более того, ни для какого инвестора не будет представлять интерес компания, которая не контролирует свою доходную часть. Тарифы "Укрзализныця" не устанавливает, а устанавливает правительство. Потому здравомыслящий инвестор акции такой компании покупать не будет", - полагает Александр Кава.
Бессмысленной назвал возможную приватизацию и Владимир Шульмейстер.
"До тех пор, пока железная дорога является кормушкой для олигархов и не является объектом, интересным для инвестиций – это бессмысленно. Акции будут стоить копейки, никто не захочет стать соучастником распила".
При этом эксперт еще раз напомнил, что "Укрзализныцю" часто связывают с интересами одного из олигархов, и якобы под его влиянием работает топ-менеджмент компании.
"Если такой закон будет принят, кто выкупит 49% "Укрзализныци"? Тот, кому она интересна уже сегодня. Но тогда нужно понимать, что "железка" у нас перестает быть как вид транспорта. И нужно находить возможности как-то другим способом перевозить 50% населения и 65% грузов", - сказал Шульмейстер.
Как видим, риски существенные, вызовов достаточно. Что дальше? Невольно вспоминается Георгий Кирпа. Он не был святым, но, считают многие, "железку" поднял. Начал, как сам говорил, с того, что принялся очищать компанию от "пиявок". Неплохо бы вспомнить опыт…