Каким был 2017 год для украинской экономики, каковы главные тенденции в 2018 году, стоит ли ждать падения или укрепления гривны. Об этом "Апострофу" рассказали инвестиционный банкир Сергей Фурса, экономический эксперт Борис Кушнирук и президент инвестиционной группы "Универ", экономист Тарас Козак.
Эксперты назвали важные решения в украинской экономике, ошибки власти, которые влияют на сотрудничество с МВФ, а также рассказали о феномене 2017 года – криптовалюте Bitcoin.
Сергей Фурса
Мы увидели реальный усиленный рост доходов населения. Это было продиктовано незначительным ростом экономики и ростом минимальной зарплаты. Вторая сторона – это Польша и эффект безвизового режима, который вынудил поднимать зарплаты в негосударственном секторе, конкурируя за рабочую силу. Достаточно широкий круг специалистов начал выезжать за границу, это провоцировало рост зарплаты на 50% и выше. А также это определило большой уровень доходов населения и высокий уровень инфляции в конце 2017 года.
Оптимизм бизнеса растет и в следующем году, он будет продолжать умеренно расти. Этот оптимизм будет упираться в политическую турбулентность, которая захлестнет Украину где-то с лета 2018 года. Эта турбулентность будет вести к повышению рыска инфляции и популистским шагам, а это всегда негативно отображается на бизнесе. Ожидать резкого роста экономики не стоит.
Если говорить о государственном бюджете на 2018 год, то он абсолютно нормальный за исключением нескольких антиреформаторских шагов. Первое – продление моратория на землю. Это для Украины уже является большой проблемой и экономическим преступлением. Плюс инициатива "Купуй українське", которая является попыткой уничтожить систему ProZorro. Также мы можем увидеть, что в бюджете неожиданно возникла поддержка импорта в ущерб украинскому товаропроизводителю.
Кроме того, Украина по-прежнему нуждается в поддержке со стороны иностранных кредиторов и, прежде всего, МВФ. В то же время мы видим, что буксует программа МВФ, и если мы и получим новый транш, то он придет не раньше второго квартала 2018 года. Там есть много ключевых проблем, которые в предвыборный год очень трудно решить. С одной стороны – это непопулярные для власти решения, такие как приватизация, антикоррупционный суд. С другой стороны, непопулярные с точки зрения населения – рост цены на газ, потому что формула введена, и нужно по ней жить. Пока что правительство саботировало это решение. Учитывая все это, если мы и получим в 2018 году транш, то всего лишь один. Мы отказались от земельной реформы, поэтому утратили возможность получения еще одного транша.
Читайте также: Bitcoin против гривны: когда в Украине появится своя криптовалюта
Борис Кушнирук
Наиболее важным шагом, который был осуществлен в 2017 году, является принятие медицинской реформы. Пенсионную реформу я бы не называл, но определенные положительные элементы были приняты. К примеру, возможно, это не очень популярный шаг, но установили, что для того, чтобы человек получил право на пенсию по возрасту, он должен иметь определенный стаж работы, определенный стаж взносов в солидарную пенсионную систему. Это не сразу, но постепенно приведет к тому, что выход на пенсию впоследствии будет не менее 65 лет. Это не так популярно в обществе, но важно с точки зрения долгосрочного позитива, в том числе стабилизации ситуации с солидарной пенсионной системой. Хотя то, что сделали, - это не совсем пенсионная реформа.
Я отношусь к поднятию минимальных зарплат очень осторожно. Когда подняли с 1,6 до 3,2 тысяч грн, я считал, что это допустимый разовый шаг, особенно после такого глубокого падения, которое мы наблюдали в течение 2014-2015 годов. Но вводить это в систему, когда мы административным способом хотим поднять минимальную зарплату с тем аргументом, что малый бизнес большие зарплаты выплачивает в тени, – это не лучший вариант решения проблемы. Потому что тогда мы честно признаем, что хотим просто дополнительно выбить деньги у малого бизнеса. А это говорит о том, что мы точно не думаем о развитии экономики.
Кроме того, нужно понимать, что если в Киеве зарплата 4100 грн не является чем-то значительным, то, например, где-то в маленьких провинциальных городках – это чрезвычайная зарплата. И там на сегодняшний момент зарплата бюджетников оказывается фактически главным источником доходов семьи. Потому что это та зарплата, которую выплачивают, исходя из минимальных 3200 грн. Она является наиболее выгодной, поэтому там играют роль, как правило, родственные связи для того, чтобы получить должность какого-то сотрудника бюджетного учреждения.
В то же время для бизнеса такие зарплаты неподъемные, и они уходят в тень или просто меняют свою деятельность. Поэтому я бы был очень осторожен с тем, чтобы еще дальше проводить тактику повышения минимальной зарплаты административным способом. Если у государства есть потребность в том, чтобы повысить зарплаты бюджетникам, это хорошо. Если у государства есть средства на это, то оно может это делать. Но это не должно касаться частного сектора, особенно если речь идет о малом бизнесе, иначе мы имеем минимизацию налогов.
Что касается кредита МВФ, скорее всего, Украина его получит. Но для этого нужно будет принять закон о большой приватизации и выполнить ряд других требований, которые получают сопротивление.
Мы можем сказать, что по итогам 2017 года вышли на показатель курса доллара, ниже чем тот, который был прогнозируемым при составлении бюджета на 2017 год с точки зрения среднегодового курса. Предполагалось, что он будет составлять 27,2 грн, а он был ниже – 27 грн за доллар. Таким образом и на следующий год у нас есть надежда, что курс можно быть удержать в тех показателях, которые спланировало правительство. Я не исключаю, что гривна может быть даже прочнее. Но это в значительной степени зависит от цен на сырьевую продукцию на внешних рынках. Если цены упадут, это приведет к падению валютной выручки. А значит, что это приведет к давлению на курс национальной валюты. Если цены на сырьевые товары будут оставаться неизменными или даже немного подрастать, то количество валюты, поступающей в Украину, будет расти, и тогда гривне ничего не угрожает, особенно если мы примем закон о большой приватизации, и начнется продажа активов. Таким образом появятся дополнительные средства в иностранной валюте, которые будут поступать в государственный бюджет.
Читайте также: Новые правила на дорогах, зарплаты и цены: каких сюрпризов ждать украинцам в 2018 году
Тарас Козак
Одним из самых важных решений 2017 года является отказ от регулирования цен. У нас всегда была группа товаров, на которую фиксировались цены – некоторые сорта хлеба, крупы. Это так называемая "социальная корзина", на которую государство устанавливало максимально допустимую наценку. Научно доказано, что регулирование цен государством приводит к их более скорому росту, чем отсутствие регулирования. Когда сам рынок регулирует цены, они ниже.
Мы не догоняем по уровню благополучия даже среднего гражданина мира, потому что рост экономики Украины составляет примерно 2% в год, в то время как мировая экономика растет на 3,5%. Из года в год мы становимся все беднее среднего мирового гражданина.
А продление моратория на землю еще раз показало украинцам, сколько популистов в Верховной Раде.
Кроме того, мы услышали, что в Украину планирует наконец-то зайти IKEA. Это хороший сигнал, потому что это знаковая компания, которая начинает работать только в тех странах, в которых уверена, что сможет развиваться без коррупции. Это хорошо не только для украинской экономики, но и для других иностранных инвесторов.
Говоря про курс гривны, лучше опираться на данные МВФ, где работают сильные эксперты, которые прогнозируют огромное количество курса валюты разных стран. Их прогноз с 2018 по 2020 года говорит, что курс гривны будет колебаться в районе 27-27,5 грн за доллар.
Стоит отметить, что 2017 год можно назвать годом Bitcoin, так как новости о его курсе всех будоражили. Это очень интересная идея, которая базируется на технологии блокчейн. Это сохранение и вычисление информации не на одном центральном компьютере, а распространенное по всему миру. На этой технологии и придумана криптовалюта. Так как Bitcoin и был первой криптовалютой, то получил самое большое распространение и популярность. Всем экономистам понятно, что за этим ничего не стоит – это пузырь, который может раздуваться до огромных размеров. Сегодня Bitcoin стоит около $17 000, а завтра, к примеру, $50 000. И никто не может гарантировать, что он не дорастет до миллиона долларов. Но у него один конец – он упадет и будет стоить какие-то смешные деньги. Поэтому советую гражданам, если хочется, то, конечно, можно играться в него, но не одалживать на это деньги и не вкладывать последний капитал.