Россия стремительно теряет сверхдоходы от продажи нефти и газа, и в скором времени они станут еще более скудными. На этом фоне правительство все чаще запускает руку в Фонд национального благосостояния, несмотря на то, что значительная его часть заблокирована санкциями. "Апостроф" выяснял, как РФ намерена компенсировать тающие нефтегазовые поступления, откуда возьмутся деньги на покрытие разрастающегося бюджетного дефицита, и как нехватка средств скажется на благосостоянии российских граждан и финансировании войны против Украины.
Россия продолжает тратить огромные средства на войну против Украины, не забывая при этом и о подачках населению, чтобы оно сохраняло лояльность диктатору Владимиру Путину и поддерживало так называемую "специальную военную операцию", в том числе жизнями частично мобилизованных граждан.
На сегодня, согласно независимым оценкам, РФ расходует на войну порядка 400 миллионов долларов ежедневно, при этом в начале "СВО" траты доходили и до 900 миллионов долларов, что и понятно, так как тогда агрессор планировал довольно быстро захватить нашу страну ("Киев за три дня"), а потому подобные суммы казались вполне оправданными. Но, осознав, что блицкрига не получилось, россияне сократили расходы. Тем не менее, они по-прежнему колоссальны и за полгода с момента вторжения оценивались примерно в 100 миллиардов долларов. Кстати, "социалка" стоит российскому государству дешевле – примерно 100 миллионов долларов, но за год.
Конец эпохи "нефтедолларов"
Пока деньги у России есть. В первую очередь, это нефтегазовые доходы, которые хоть и сократились в последнее время, тем не менее, еще достаточно велики. По различным оценкам, за полгода войны российский бюджет получил от экспорта углеводородов порядка 160 миллиардов долларов.
Поступления от продажи нефти и газа (особенно нефти) всегда составляли значительную часть доходов бюджета РФ, и в 2022 году они планируются на уровне 40% всей его доходной части.
В первые месяцы войны поступления от экспорта нефти и газа в России даже немного выросли, о чем трубили все пропагандисты – мол, "западные санкции не действуют". Но этому есть совершенно простое объяснение – даже при сокращении объемов поставок из-за значительного роста цен на энергоносители в денежном выражении российский экспорт действительно вырос.
Но продлилось это недолго, и уже несколько месяцев подряд приток "нефтедолларов" в РФ неуклонно сокращается. По информации Bloomberg, в октябре доходы российского бюджета от продажи нефти упали до минимума с начала войны.
А в скором времени ситуация станет для России еще хуже. В начале декабря, как ожидается, заработает механизм ограничения цены на российскую нефть, который вводят страны "большой семерки" и Европейского Союза. Эта цена, скорее всего, будет зафиксирована на уровне 60 долларов за баррель, и все, кто захочет покупать у страны-агрессора нефть дороже, столкнутся с трудностями с логистикой, страхованием, банковскими расчетами, что сделает этот и без того токсичный товар еще более проблемным.
Россия раньше заявляла, что не будет продавать нефть тем странам, которые присоединятся к кампании по ограничению ее цены. Однако воплотить эту угрозу в жизнь может оказаться достаточно сложно. В частности, это касается такой страны как Индия, которая с началом войны стала вторым после Китая импортером российской нефти. Сейчас в Нью-Дели раздумывают над тем, присоединяться ли им к западным санкциям по российской нефти, и есть все основания предполагать, что, в конце концов, индийцы к ним присоединятся.
Сейчас, как сообщает все тот же Bloomberg, танкеры из России в Индию находятся в пути от 20 дней и больше, а уже в ноябре индийские импортеры могут приостановить закупки, чтобы не попасть под санкции, которые официально вступят в силу 5 декабря. Сообщается, что два НПЗ компаний Indian Oil Corporation и Bharat Petroleum Corporation Limited соответственно уже отказались от российской нефти, которая, по их расчетам, может попасть на предприятия после начала действия санкций.
Лишиться такого покупателя как Индия РФ вряд ли захочет (не говоря о том, что Нью-Дели пока сохраняет нейтралитет в отношении войны), а потому, видимо, будет вынуждена и дальше продавать ей нефть. В любом случае, речь будет идти об ограничении цены – либо через санкционный механизм, либо Индия будет требовать еще больших скидок для компенсации своих рисков, и в этом случае первый вариант может оказаться для Москвы даже более выгодным, по крайней мере, с экономической точки зрения.
Есть еще один фактор, который снизит нефтегазовые доходы России. Дело в том, что стремительный рост цен на энергоносители замедлил, а в некоторых странах и остановил экономический рост, а это неизбежно приведет к падению спроса. При этом сегодня есть все основания говорить о замедлении Китая, соответственно, перенаправить весь выпадающий из-за санкций экспорт на Поднебесную у РФ не получится. К тому же, даже если Пекин не присоединится к санкциям по ограничению цен на российскую нефть, он, как и Нью-Дели, будет требовать от Москвы все больших скидок.
Здравствуй, бюджетный дефицит!
Гигантские траты на фоне сокращающихся доходов способствуют наращиванию дефицита бюджета, который до большой войны был профицитным. Ожидается, что к концу 2022 года дыра в бюджете РФ превысит 1,3 триллиона рублей (более 21 миллиарда долларов), а в проекте бюджета 2023 года он прогнозируется на уровне 2,9 триллиона рублей (более 47 миллиардов долларов).
Для покрытия бюджетного дефицита правительство РФ полным ходом использует средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), который наполняется за счет части нефтегазовых доходов. Поскольку эти доходы становятся все меньше, а траты все больше, надолго средств ФНБ не хватит.
"ФНБ - это, по сути, резервы, которые были сформированы на случай кризисов и для будущих поколений. Пополнения были возможны за счет высоких цен на нефть. Теперь такая опция отсутствует и по причине того, что нефть не дорожает, и по причине того, что торговые обороты России сокращаются. Спрос на их товары падает, - объясняет в комментарии "Апострофу" аналитик компании "Центр биржевых технологий" (ЦБТ) Максим Орыщак. - По состоянию на 1 февраля 2022 года в ФНБ было порядка 174 миллиардов долларов (10,7 триллиона рублей - "Апостроф"), что составляло примерно 10% по отношению к ВВП страны. Если считать, что бюджет России достигает 30% ВВП, то денег ФНБ хватит менее, чем на 2 года для покрытия потребностей страны".
Однако после вторжения и введения санкций правительство РФ уже несколько раз запускало руку в фонд. К тому же значительная часть ФНБ заморожена вследствие санкций.
"У них, как они говорят, ликвидных активов на 7 триллионов рублей (около 115 миллиардов долларов - "Апостроф"), но в рублях там ничего уже не осталось, а то, что осталось – в разных валютах, и оно частично под санкциями", - рассказал в комментарии изданию инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса.
Как было сказано выше, к концу года бюджетный дефицит составит 1,3 триллиона рублей, и он будет покрываться за счет средств ФНБ. Распоряжение о выделение на эти цели из фонда 1 триллиона рублей издал недавно премьер-министр РФ Михаил Мишустин, при том, что уже очевидно, что понадобится больше.
"Выделенный 1 триллион рублей - это не более, чем закрытие паузы, пока Минфин не наладит размещение ОФЗ (облигации федерального займа, аналог украинских облигаций внутреннего госзайма, ОВГЗ - "Апостроф") по приемлемой для правительства цене, - сказал в разговоре с изданием экономист, член Совета Национального банка Украины Виталий Шапран. - Минфин с сентября пытается возобновить размещения ОФЗ, чтобы привлечь внешний ресурс, но у них это не получается".
Эксперт также высказал мнение, что при нынешних темпах расходования средств ФНБ Росии хватит на 6-8 месяцев.
"Печатный станок" не поможет
Таким образом, можно констатировать, что сегодня российское правительство испытывает острый дефицит ликвидности - то есть денег.
Население также всячески "помогает" родному государству избавляться от доступных ему средств. Так, согласно оценкам, сделанным на основе открытых данных Центрального банка РФ, в течение месяца, начиная с 21 сентября, когда Путин объявил о проведении частичной мобилизации, россияне сняли с банковских счетов почти 1 триллион рублей.
Нехватка средств вынуждает российские власти прибегнуть к денежной эмиссии – включить "печатный станок".
"Ресурсы, осевшие в ФНБ, – это и есть часть эмиссии Центрального банка России", - поясняет Виталий Шапран.
При этом, по его словам, если мы говорим об 1 триллионе рублей, который правительство направит на латание бюджетной дыры, то он не способен вызвать большую инфляцию монетарного характера.
"Но в целом это вполне может быть только начальным этапом раскручивания инфляционной спирали, - говорит эксперт. - Напомню, что 60% золотовалютных резервов (ЗВР) Центробанка РФ обездвижены на Западе и в Японии. Остальную часть ЗВР ЦБ РФ лишь с натяжкой может называться ликвидной".
Шапран отметил, что для России страшна не столько денежная эмиссия и последующая за ней инфляция, сколько тот самый дефицит ликвидности системы госфинансов.
"Внеплановые военные расходы душат экономику в период, когда цены на нефть отошли от отметки 100 долларов за баррель, российский газ уже почти перестали покупать в ЕС, а экспорт в Китай физически ограничен", - объясняет он.
По словам Максима Орыщака, когда Россия запустит "печатаный станок", станет очевидным, что экспортная выручка падает, а увеличения доходов ждать не приходится.
"Ожидания по валютному рынку страны у нас однозначные - доллары и евро россиянам не нужны, а значит запуск "печатного станка" скажется не на курсе валют, а на уровне жизни населения", - констатирует эксперт.
Благосостояние большинства россиян уже ухудшается, а их социальные и экономические ожидания сейчас даже ниже, чем в кризисном 2008 году. Пока до открытых протестов далеко, но недовольство политикой властей уже заметно. И виной всему – развязанная Владимиром Путиным и его окружением война.
Сейчас Кремль лихорадочно ищет способы принудить Украину (и Запад) сесть за стол переговоров с целью заморозить военные действия. Для этого поднимается градус эскалации в виде массированных обстрелов объектов нашей энергетической инфраструктуры, вбросов о якобы намерении Украины подорвать "грязную бомбу", угрожающих маневров на белорусско-украинской границе и тому подобное. Очевидно, что делается это из-за того, что Россия проигрывает войну, и ей нужно зафиксировать статус-кво на захваченных территориях Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей, пока ВСУ не выдавили с них оккупантов. Но не в последнюю очередь отчаянные попытки российского руководства выйти на переговоры связаны с тем, что у страны-агрессора банально нет денег на продолжение войны – ни на собственное производство вооружений и боеприпасов, ни на закупку их за рубежом, ни, даже, на выплату зарплат "чмобикам".