RU  UA

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Внешняя торговля

И вашим, и нашим: когда Индия отвернется от путинской России

Нью-Дели хочет иметь хорошие отношения с Западом, но и рвать связи с Москвой не спешит

Нью-Дели хочет иметь хорошие отношения с Западом, но и рвать связи с Москвой не спешит Фото: Twitter премьер-министра Индии Нарендры Моди

Индия публично осудила войну России против Украины, что не мешает ей наращивать объемы торговли со страной-агрессором, покупая у РФ все больше нефти и других товаров. Этому могли бы воспрепятствовать страны Запада, в первую очередь, США, однако до конца неясно, есть ли у наших союзников соответствующие рычаги влияния. При этом, как ни странно, Украина сама в состоянии "отфрендить" Индию от России, и привлечь самую крупную демократию мира на свою сторону. О том, что следует делать Киеву в этом направлении, читайте в материале "Апострофа".

После вторжения российских войск на территорию Украины 24 февраля 2022 года мир разделился на две лагеря. Первый, во главе с условным Западом, решительно осудил военную агрессию и ввел против России санкции, продолжая усиливать санкционное давление на РФ.

Другие страны, многие из которых хоть и не стали открыто поддерживать агрессора, тем не менее, заняли позицию нейтралитета, а их лидеры ограничились призывами прекратить войну и достичь мира за столом переговоров.

Именно на эти государства условного не-Запада Кремль решил сделать ставку, пытаясь привлечь как можно большее их количество в союзники.

Особое беспокойство вызвали контакты России с Китаем, в частности, то, что Поднебесная будет помогать РФ финансами и вооружениями.

Эти страхи пока, к счастью, не оправдались. Более того, по ряду косвенных признаков можно предположить, что китайский лидер Си Цзиньпин не в восторге от хода "специальной военной операции", которую затеял Владимир Путин.

В частности, это неудовольствие было высказано в ходе встречи лидеров Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая прошла 15-16 сентября в узбекском Самарканде, что вынужден был признать и сам Путин.

Неоднозначную политику проводит Турция. С одной стороны, она поставляет Украине вооружения, с другой, продолжает сотрудничество с Россией по целому ряду направлений. При этом турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган пытается играть роль посредником между Киевом и Москвой.

Турция и раньше не подвергала сомнению территориальную целостность Украины, но в последнее время заявления Эрдогана стали более жесткими. Так в одном из недавних интервью он сказал, что Россия должна вернуть Украине все захваченные территории, включая Крым.

Турецкий лидер также не оставляет надежд усадить за стол переговоров президентов Украины и России, а также публично заявляет, что Путин готов как можно скорее закончить войну.

Ничего личного - только бизнес

О недопустимости продолжения войны также говорит еще один ситуативный союзник Владимира Путина - премьер-министр Индии Нарендра Моди. "Сегодняшняя эпоха – не эпоха войны", - сказал Моди Путину в ходе встречи в рамках все того же саммита ШОС в Самарканде. Слова премьера обнародовал индийский МИД на следующий день после его встречи с российским президентом.

Однако было бы наивно думать, что Нарендру Моди всерьез беспокоит проблема украинского суверенитета. Для Индии, с ее почти полуторамиллиардным населением, гораздо важнее вопросы продовольственной безопасности, которая оказалась под угрозой из-за развязанной Путиным войны, так как до конца июля экспорт украинской аграрной продукции был фактически заблокирован, что создало дефицит продовольствия в мире и подстегнуло мировые продуктовые цены вверх.

Фото: Pixabay

Вместе с тем, публичный призыв остановить войну явно был сделан в расчете на то, что на него обратят внимание в европейских и североамериканских столицах.

"Заявление Моди достигло желаемой цели - послать сигнал Западу, что он не на стороне Путина", – сказал старший научный сотрудник Центра политических исследований в Нью-Дели Сушант Сингх, которого цитирует The Financial Times.

Несмотря на высказанное неудовольствие продолжающейся "специальной военной операцией", Индия, как, впрочем, и другие страны, такие как Турция и Китай, получила определенные бонусы вследствие введения западных санкций против России.

РФ после бойкота со стороны Европы в срочном порядке начала искать новые рынки сбыта для своих товаров, а также наращивать товарооборот со странами, с которыми уже налажены контакты.

К последним как раз и относится Индия. Согласно официальным данным, если за весь 2021 год товарооборот между двумя странами составил 13,6 миллиарда долларов, то в первом полугодии нынешнего года он уже достиг 11,5 миллиарда долларов. По данным российской стороны, речь идет о росте на 120% в годовом измерении.

Увеличение объемов торговли во многом связан с тем, что Индия начала активно покупать российскую нефть, при том, что раньше практически ее не импортировала. На сегодня Индия стала вторым после Китая покупателем нефти из РФ.

Из-за фактической потери европейского рынка Россия вынуждена продавать свою нефть другим странам с большими скидками, чем активно пользуется Индия, для которой дисконт составляет порядка 30 долларов на барреле. Учитывая, что Индия является третьим импортером нефти в мире, такие условия для нее очень выгодны.

При этом двусторонняя торговля России и Индии не ограничивается нефтью. Нью-Дели рассчитывает на увеличение поставок российских минеральных удобрений, объемы которых уже значительно выросли за последнее время. Так, согласно данным Министерства торговли Индии, в апреле-июле импорт удобрений из РФ вырос до 1,03 миллиарда долларов в сравнении с 773,54 миллиона долларов за весь прошедший фискальный год, который закончился 31 марта.

Усидеть на двух стульях

Продолжая сотрудничество с Россией, к тому же, наращивая с ней товарооборот на отдельных направлениях, Индия, по сути, спонсирует страну-агрессора, существенно ослабляя эффект западных санкций, направленных, в том числе, на лишение РФ финансов, которые ей необходимы для продолжения войны.

А потому и Украина, и Запад должны приложить максимум усилий для того, чтобы значительно ограничить взаимодействие Нью-Дели и Москвы.

Но есть ли у нашей страны и у наших партнеров, в первую очередь, США, реальные рычаги влияния на Индию?

Как было отмечено выше, одним из важных направлений двухсторонней торговли Индии и России являются минеральные удобрения.

"Что касается удобрений, то это - отдельная ситуация, - сказал "Апострофу" руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский. - Есть определенные ограничения на рынке. Индия зависит от российских удобрений и продолжит их покупать".

По его словам, поскольку речь идет о продовольственной безопасности, по сути, о реальной угрозе голода для населения и необходимости эту угрозу устранить, вынудить правительство Индии отказаться от поставок удобрений из РФ будет практически невозможно.

Несколько по-иному обстоит дело с нефтью.

По словам экономиста и финансового аналитика Алексея Куща, нефть - это глобальный ресурс, и на сегодня есть только один мировой кластер, являющийся в плане обеспеченности нефть профицитным, - США.

"В то время, как есть дефицитный Китай, дефицитная Европа и дефицитная Индия. Поэтому вычеркивание России из энергетического баланса автоматически актуализирует вопрос: Кто остается без энергоресурсов, какой глобальный кластер – европейский, китайский или индийский?, - пояснил эксперт в разговоре с изданием. - Но американцы, несмотря на свой профицит, обеспечить пострадавший кластер не смогут".

Фото: Pixabay

Глобальная борьба за ресурс обострится после введения механизма ограничения цен на нефть, который по замыслу стран "большой семерки" и Евросоюза должен заработать в начале декабря.

"Основной спрос будет со стороны Европы (которая откажется от закупок российской нефти), и Индия чисто прагматично будет вынуждена рассматривать вопрос, где можно будет купить нефть, причем подешевле. Поэтому я сомневаюсь, что США или кто-то другой смогут в этом как-то надавить на Индию", - говорит Илья Несходовский.

Индия пока не приняла решение о том, войдет ли она в коалицию стран, которые намерены ограничивать максимальную цену российской нефти, однако очень внимательно изучает соответствующее предложение, заявил на днях министр нефти и газа Индии Шри Хардип Сингх Пури.

Индия сейчас оказалась, в определенном смысле, в положении шпагата между двумя стульями.

"Она выбирает, что для нее лучше, – торговаться с Россией о персональных дисконтах, например, на уровне 30-40%, или присоединиться к модели ограничения цены на российскую нефть. С учетом того, что Индия, в отличие от Китая, хочет сохранить дружественные отношения с Великобританией и США, я думаю, что, скорее всего, Индия будет идти в фарватере западной политики, но с изрядной долей своего чисто индийского суверенитета", - говорит Алексей Кущ.

Но в этом случае она рискует испортить отношения с РФ, которая уже заявила, что перестанет продавать нефть странам, которые поддержат механизм ограничения цен на ее нефть.

"Они дисконт уже получают (от России). Если мы от цены в 90 долларов (за баррель) отнимем этот дисконт, мы получим те 50 долларов, которые предлагают (в качестве максимальной цены) Европа и США", - отметил Илья Несходовский.

Но, похоже, свой непростой выбор Индия уже сделала. Как сообщает The Times of India со ссылкой на источники, страна собирается отказаться от российской нефти в пользу поставок из Африки и Ближнего Востока. Что ж, будем наблюдать.

Украинский фактор

Индия является одним из крупнейших импортеров вооружений в мире. Это связано, в первую очередь, с ее непростыми отношениями с соседями – Китаем и Пакистаном, с которыми у Индии остаются неурегулированные территориальные споры, нередко перерастающие в вооруженные конфликты малой интенсивности. Не будем забывать, что все три страны являются ядерными державами.

Сотрудничество Индии с РФ в сфере ВПК продолжается со времен СССР. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (Sipri), на поставки из России приходится примерно две трети всей индийской военной техники. А по оценке американского исследовательского центра Стимсона, доля крупных российских вооружений в индийской армии может составлять до 85%.

Правда, в последнее время Нью-Дели снижает свою зависимость от российского ВПК, все чаще покупая вооружения в странах Запада – США, Франции, Израиле, Великобритании. Однако доля России по-прежнему остается высокой.

Украинско-российская война может стать для Индии дополнительным аргументом для дальнейшего сокращения объемов закупок российских вооружений – всем уже очевидно, что западные образцы намного эффективнее.

"Если Индия вообще откажется от российских вооружений, это буде очень здорово, - говорит Илья Несходовский. - И, если сорвать все их контракты, а, учитывая определенные тенденции, скорее всего, так и будет, это станет очень мощным ударом по экономике России".

Таким образом, при том, что рычагов давления на Индию у Запада действительно не так много, они, возможно, особо и не нужны.

Зато Украина, в свою очередь, могла бы гораздо более эффективно использовать в отношении Индии "мягкую силу".

"Мы недооцениваем информационную и идеологическую, а также даже, в хорошем смысле, пропагандистскую составляющую этого вопроса, - объясняет Алексей Кущ. - У нас, к сожалению, нет абсолютно никакой политики в отношении Индии в том, чтобы ориентировать ее на более лояльное отношение к Украине. Мы абсолютно не умеем - и не хотим - доносить свои месседжи до азиатских и африканских стран, у которых достаточно мощная "мышечная" память в отношении колониализма, а потому они рефлексивно поддерживают те страны, которые конфликтуют с западным миром, - этим, например, объясняются их симпатии к России. А Украина могла бы актуализировать тему, что современная Россия – это империалистический хищник. Этот месседж очень сильно бы сыграл в Индии".

Новини партнерів

Читайте также

Конец эпохи: возможно ли возобновление транзита российского газа через Украину?

Украина вряд ли пойдет на возобновление транзита газа по своей территории, риски ракетных атак на ГТС невелики

Украина и Китай активизируют торговлю: как на это отреагируют США

Торгово-экономические отношения с Китаем не должны входить в противоречие со стратегическом партнерством Украины с Западом