Практически сразу после российского вторжения в Украине начали звучать призывы перевести отечественную экономику на военные рельсы, однако до сих пор этого не произошло. Впрочем, недавно президент Владимир Зеленский заявил, что он уже морально готов к полностью милитаризированной экономике страны. "Апостроф" разбирался, как могут выглядеть "военные рельсы" в современных условиях, а также насколько реально и, главное, целесообразно пускать на них украинскую экономику.
Эхо прошедшей войны
Президент Украины Владимир Зеленский морально готов к тому, что стране придется перейти на "полностью милитаризованную экономику". Об этом он заявил в беседе с влиятельным изданием The Economist.
По словам главы государства, необходимость перевести экономику на военные рельсы может возникнуть, если война приобретет затяжной характер, а поддержка союзников начнет ослабевать. Зеленский считает, что правительство уже должно начать говорить с гражданами о такой перспективе.
Однако президент не стал уточнять, что именно он имеет в виду, говоря о "военной экономике". Правительство также никаких разъяснений или обращений к гражданам на этот счет пока не делало. Поэтому не понятно, стоят ли за подобными заявлениями какие-либо конкретные планы, и, если они действительно есть, то в чем они состоят.
Призывы к переводу экономики на "военные рельсы" звучат от многих политиков и общественных деятелей с самого начала полномасштабного вторжения России. Однако, так же как и президент, никто из них не расшифровывает, как именно должна выглядеть такая милитаризованная экономика, и какие меры нужно принять правительству для того, чтобы ее создать.
"Проблема в том, что в большинстве случаев люди, которые говорят о переходе экономики на "военные рельсы", не понимают содержания этого понятия, - заявил "Апострофу" глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук. - Все эти разговоры ведут свое происхождение со времен Второй мировой войны. Тогда Советский Союз действительно построил тотально милитаризованную экономику. Однако это делалось совсем в других обстоятельствах, которых сегодня не существует".
С этим согласен руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский. По его словам, "военная экономика" Советского Союза была обусловлена тогдашним государственным устройством и базировалась на принципах, которые сегодня невозможно применить.
"Во-первых, в СССР отсутствовала частная собственность, а экономика полностью контролировалась правительством, - сказал эксперт в комментарии изданию. - Поэтому правительство административным решением перевело все предприятия, которые хоть в какой-то мере были для этого пригодны, на выпуск продукции военного назначения. Во-вторых, массово использовался подневольный труд. Люди прикреплялись к предприятиям и работали там фактически за еду, получая продуктовые карточки на месте работы" .
Разумеется, во время войны к увеличению военного производства приходилось прибегать не только Советскому Союзу. Однако демократические страны действовали более цивилизованными методами.
"Страны, которые оставались беззащитными перед врагом без поддержки союзников (в таком положении в первые годы Второй мировой оказалась Великобритания - "Апостроф"), должны были переводить часть гражданской промышленности на выпуск военных товаров, - рассказал "Апострофу" координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман.- Для этого, в случае необходимости, некоторые предприятия либо национализировали, либо вводили туда временные государственные администрации. И они вместо гражданской одежды шили форму, либо переходили с выпуска гражданских машин на военную технику".
Однако, по мнению эксперта, применять подобные меры сейчас в Украине нет смысла, поскольку у страны есть мощная международная поддержка, и значительную часть наших потребностей в вооружении и амуниции обеспечивают союзники.
К тому же, даже если бы правительство прибегло к подобным мерам, это бы вряд ли привело к желаемым результатам.
"В обстоятельствах Второй мировой, большинство военных производств Советского Союза располагались за Уралом, за пределом достижения немецкой авиации, - объясняет Борис Кушнирук. - Поэтому заводы могли работать в безопасности. Технологии сегодняшней войны таковы, что на территории Украины нет ни одной точки, куда бы не могли достать ракеты и беспилотники. Поэтому даже если крупные предприятия были бы переведены на выпуск военной продукции, они мгновенно стали бы мишенью для обстрелов".
С другой стороны, считает эксперт, значительную часть изделий (форму, бронежилеты, беспилотники, боеприпасы и другое) Украина может производить и без специальной милитаризации экономики – достаточно выделить на это средства и разрушить коррупционные схемы.
Читайте также: Полбюджета чужих денег: каким будет главный финансовый документ следующего года
Стимулы вместо давления
Хотя милитаризация советского типа Украине не нужна, война все же требует от государства решительных действий, направленных на расширение военного производства.
По мнению Ильи Несходовского, экономическая политика правительства во время войны должна двигаться по двум основным направлениям. Первое – максимальная активизация государственного заказа для отечественных предприятий, которые выпускают или могут выпускать продукцию военного назначения. Также при необходимости целесообразно прокредитовать предприятия для приобретения необходимого технологического оборудования.
"В Украине работает рыночная экономика, а она намного лучше реагирует на позитивные стимулы, чем на государственное давление",- добавляет Олег Гетман. - Поэтому для того, чтобы получить достаточное количество комплектов военной формы, бронежилетов, беспилотников и других необходимых изделий, достаточно сформировать государственный оборонный заказ и провести тендеры. Производители все сделают без использования драконовских методов".
Второе необходимое направление государственной экономической политики на время войны – максимальное сокращение бюджетных расходов на цели, не связанные с обороной.
"Нужно пересмотреть политику государственных закупок, - говорит Илья Несходовский. - Правительство и местные органы власти должны прекратить строительство и ремонт объектов, которые не относятся к критической инфраструктуре. Вместо этого следует перенаправить средства на цели, связанные с войной. В первую очередь, это, конечно, производство оружия. Также дополнительные средства нужно направлять на строительство жилья для переселенцев, финансирование лечения и реабилитации раненых воинов и тому подобное".
Таким образом, велика вероятность того, что перехода к "милитаризованной экономике", что бы под ней ни подразумевалось, не будет.
"Периодически к президенту попадают люди, которые советуют ему какие-то странные вещи. А потом другие люди объясняют ему, что к чему, и он отказывается от этой идеи, – говорит Олег Гетман. – Яркий пример – недавняя инициатива о приравнивании коррупции к государственной измене. Отечественные специалисты и союзники провели разъяснительную работу, и в результате мы не увидели даже президентского законопроекта в Верховной Раде. Скорее всего, постепенно изменится и его позиция в отношении "военных рельсов" для экономики".
Читайте также: Мы ведем ряд спецопераций по поставке оружия в Украину – руководитель Агентства оборонных закупок