RU  UA

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бюджет

Прямиком из "Борисполя": чего ждать от Павла Рябикина на посту главы Гостаможни

Новый глава имеет связи среди политиков и бизнесменов

Новый глава имеет связи среди политиков и бизнесменов Павел Рябикин Фото: УНИАН

Новым руководителем Государственной таможенной службы Украины стал Павел Рябикин. До этого он несколько лет возглавлял столичный аэропорт "Борисполь", а еще раньше был народным депутатом, послом, практикующим юристом. Кроме того, Павел Рябикин хорошо знаком со многими украинскими олигархами и политиками. "Апостроф" разбирался, стоит ли ждать изменений на таможне с приходом нового руководителя.

В конце октября Государственная таможенная служба получила нового руководителя, причем не временно исполняющего обязанности, а полноценного главу. Им стал Павел Рябикин, который ранее возглавлял столичный аэропорт "Борисполь".

Напомним, с июля 2019 года по конец апреля 2020 года Гостаможней руководил Максим Нефедов. Его уволили из-за "утраты доверия". Это - официально, а неофициально – из-за того, что бюджет ежемесячно недополучал с таможни огромные суммы.

На смену Нефедову пришел Игорь Муратов, но уже через несколько месяцев его сменил Андрей Павловский, его же, в свою очередь, - Евгений Ентис. Последний находился в должности менее недели. При этом, и Муратов, и Павловский, и Ентис были временно исполняющими обязанности. А вот Павел Рябикин сразу стал руководителем Гостаможни без приставки врио.

Многогранная карьера

Кто же такой Павел Рябикин, заслуживший столь высокое доверие?

Как было замечено выше, последнее место его работы – аэропорт "Борисполь". Рябикин возглавлял это государственное предприятие с марта 2017 года.

Специалисты в целом достаточно хорошо отзываются о его работе в той должности.

"Разумный, системный человек", - так охарактеризовал Рябикина в разговоре с "Апострофом" эксперт Украинского института будущего, бывший первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.

"Он пришел (в "Борисполь") на серьезные задачи, и я считаю, что в целом он эти задачи выполнил достаточно успешно", - заявил изданию эксперт в сфере транспорта Кирилл Новиков.

Вместе с тем, по его словам, "кадровая революция" при Рябикине в "Борисполе" не произошла: "Хотя были надежды, что будут привлекаться серьезные специалисты, что будет создана команда трансформации". Иными словами, отметил Новиков, как специалист Рябикин не создал на предприятии кадровый резерв, "команду реформ".

Однако ограничивать характеристику Павла Рябикина только его работой в аэропорту "Борисполь" было бы неверно.

Начнем с образования. Он окончил престижный Институт международных отношений и международного права (ныне Институт международных отношений) Киевского национального университета. Имеет диплом юриста-международника.

После института работал адвокатом Киевской городской коллегии адвокатов, юрисконсультом ООО "Василь Кисиль и Партнеры".

Рябикин также был народным депутатом Украины трех созывов, работал заместителем главы Киевской горадминистрации, заместителем министра транспорта и связи (ныне инфраструктуры) и даже послом в Дании.

Друг олигархов и политиков

Благодаря своей адвокатской деятельности в 1990-е, Павел Рябикин завел знакомства с огромным количеством людей, в том числе с теми, кто впоследствии стали известными политиками. Например, с Виталием Кличко – именно от его партии "УДАР" Рябикин баллотировался в Раду в третий свой заход, и именно у него он был заместителем в столичной администрации.

Также он знаком со многими бизнесменами, включая тех, кого принято именовать олигархами. Причем сам Рябикин этого и не скрывает.

Среди его знакомых олигархов, например, Дмитрий Фирташ.

Есть у Рябикина и связи на Банковой. Некоторые анонимные телеграмм-каналы, освещающие политическую жизнь в Украине, указывают на то, что однокашником Рябикина в институте был нынешний глава Офиса президента Андрей Ермак. Что ж, придется "телеграфистов", что называется, разочаровать – Андрей Ермак и Павел Рябикин ну уж никак не могли быть однокурсниками, хоть и оба оканчивали Институт международных отношений – правда, Рябикин в 1989 году, а Ермак - в 1995-м.

Другое дело, что по другими источникам, якобы именно Ермак пролоббировал назначение Рябикина на должность главы Гостаможни.

А вот с кем Павел Рябикин действительно учился на одном курсе, так это с пятым президентом Украины Петром Порошенко. Правда, альтернативная версия гласит, что они познакомились уже в более зрелом возрасте, будучи членами парламентской фракции "Наша Украина".

В любом случае, именно при Порошенко Рябикин получил должность директора "Борисполя". Хотя за год до этого – в 2016-м - кандидатура Рябикина рассматривалась на должность министра инфраструктуры, но тогда она досталась Владимиру Омеляну.

Кстати, что касается "Борисполя", не исключено, что кандидатура Рябикина предварительно проходила согласование с руководством авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ, находится под контролем Игоря Коломойского), отметил Владимир Шульмейстер.

При этом, по словам эксперта, это совсем не означает, что Рябикин связан с Коломойским и работает в его интересах.

"В Украине я вообще не знаю людей, которые бы не были связаны с олигархами, кроме, может быть, тех, кто работает охранниками или водителями. Любого человека – плюс-минус – можно примазать к олигарху, даже президента", - добавил он.

Впрочем, действия Рябикина в истории с выходом на украинский рынок ирландского лоукостера Ryanair вынуждают, как минимум, усомниться в его неангажированности. Напомним, Ryanair планировала начать полеты в Украину в 2017 году, но, по сути, из-за позиции Рябикина не смогла этого сделать, перенеся начало навигации на 2018 год. При этом не секрет, что появление на рынке такого мощного конкурента подрывало позиции МАУ, для которой "Борисполь" является базовым аэропортом. Действия руководства МАУ и "Борисполя" оказались подозрительно синхронными, хотя, возможно, это всего лишь совпадение.

Также во время эпопеи с Ryanair обострился конфликт между Рябикиным и министром Омеляном, который даже пригрозил тогдашнему директору "Борисполя" увольнением, но позже все обошлось.

Коррупционный шлейф

Еще один момент, о котором нельзя не вспомнить, - череда коррупционных скандалов, которая тянется за нынешним руководителем таможни.

Некоторые из этих скандалов связаны все с тем же "Борисполем", хотя напрямую Рябикина они не касаются. По словам Кирилла Новикова, речь, в частности, идет о строительстве паркинга, которое началось еще в 2012 году: "И эта история касается всех директоров, которых за это время поменялось пять".

Но были и другие случаи. Некоторые из них, по словам эксперта общественной компании "Европатруль" Вячеслава Коновалова, произошли в бытность Рябикина заместителем министра транспорта "по морю" (2005-2006 годы). "При нем было много коррупционных скандалов, которые постоянно заминались", - рассказал Коновалов в комментарии "Апострофу".

Ну и, наконец, нужно понять, является ли Павел Рябикин именно тем человеком, который нужен таможне?

По словам Кирилла Новикова, было бы неплохо узнать, какой багаж знаний приносит на новое место профессиональный юрист-международник, "имеющий при этом много разных бизнесов", а также ранее возглавлявший аэропорт.

Он также напомнил, что при Максиме Нефедове был разработан портал "Таможня", но он до сих пор не заработал, а потому хочется понять, "заработает ли он при Рябикине, и станет ли, наконец-то, таможня сервисной службой".

Как отметил Вячеслав Коновалов, с точки зрения профильного образования и опыта работы на должности замминистра, Павел Рябикин вполне соответствует должности.

"Учитывая, что он работал по морскому делу, у него связи есть, и он может какие-то схемы убрать, - сказал специалист. - Но я боюсь, что одни коррупционные схемы из-под одного олигарха будут переделываться под другие".

Читайте также

Бюджет-2025: что в приоритете, и откуда деньги

Проект бюджета Украины на 2025 год выглядит реалистичным, но риски, связанные с его наполнением, остаются

Кабмин замораживает прожиточный минимум: что будет с зарплатами украинцев

Результатом заморозки размеров минимальной зарплаты и прожиточного минимума в Украине станет дальнейшее обнищание наиболее уязвимых граждан