RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Внешняя торговля

Поверить Путину: сможет ли Украина восстановить морской экспорт зерна

В вопросах безопасности до сих пор нет ясности

В вопросах безопасности до сих пор нет ясности Порт Одессы Фото: Wikipedia

В пятницу, 22 июля, ожидается подписание соглашения о разблокировке экспорта украинского зерна. Состоявшаяся ранее многосторонняя встреча в Стамбуле по организации коридоров для вывоза зерна из украинских портов, похоже, принесла определенный успех. Подробностей результатов переговоров практически нет, однако, судя по скудным данным, просочившимся в СМИ, принципиальная договоренность по разблокированию экспорта достигнута. При этом имеющаяся на сегодня информация порождает ряд вопросов, в том числе о том, не получит ли россия дополнительные возможности для захвата Одесской области.

"Светофор" в руках путина

На встрече, которая состоялась в середине июля в Стамбуле, представители Украины, россии, Турции и ООН составили предварительный проект создания морского коридора, который позволил бы возобновить экспорт украинского зерна.

По мнению некоторых участников переговоров, заключенный договор позволит совершить прорыв в преодолении кризиса продовольствия, вызванного массированным российским вторжением.

"В мире, охваченном глобальным кризисом, мы наконец-то увидели луч надежды. Сделан важный и содержательный шаг на пути к всеобъемлющему соглашению", - прокомментировал результат встречи генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш.

Насколько обоснован такой оптимизм, пока неизвестно, поскольку детали достигнутых договоренностей не разглашались. Практически единственным источником информации является публикация в газете The Wall Street Journal со ссылкой на неназванного чиновника, имеющего отношение к переговорам, которая поведаал об основных положениях соглашения.

По данным издания, стороны договорились о том, что будет открыт доступ к трем украинским портам. Какие конкретно порты имеются в виду, не уточняется. Однако из-за оккупации значительной части побережья сейчас у Украины осталось уже не так много претендентов на попадание в эту "тройку". Украинские эксперты предполагают, что, скорее всего, речь идет о портах Одессы, Черноморского и Южного.

Для того чтобы обеспечить прохождение грузовых судов, Украина разминирует подходы к этим портам. По данным WSJ, Украина изначально заявляла, что и без этого может организовать безопасный проход через минные поля, однако западные представители отметили, что существует необходимость обезвреживания так называемых "плавающих" мин. Так что разминирование придется все-таки провести.

Проходить в порты грузовые суда будут в сопровождении украинских кораблей. Какие именно это будут корабли, не уточняется. Возможно, речь идет о катерах, которые Украина рассчитывает получить в качестве помощи от США.

Все суда, которые будут направляться в украинские порты, будут проходить специальный осмотр на предмет того, не везут ли они западную военную помощь. Проводить этот осмотр будут военно-морские силы Турции. Эта мера вводится для того, чтобы снять подозрения россии относительно того, что на этих судах в Украину может доставляться западное вооружение (в этом месте The Wall Street Journal ретранслирует штамп российской пропаганды, называя Вооруженные силы Украины "киевскими силами").

Фрегат ВМС ТурцииФото: Wikipedia

В районе созданных коридоров для прохода судов объявляется режим прекращения огня. Для контроля соблюдения договоренностей по функционированию "зерновых коридоров" Турция предложила создать в Стамбуле специальный оперативный центр. Договориться о его составе и функционале должны представители Украины и россии. Стороны также обсудили особенности страхования судов, следующих по коридору.

Это практически все подробности достигнутых соглашений, которые известны на сегодняшний день.

Чтобы не жечь урожай

Если сторонам удастся добиться окончательной договоренности и разблокировать экспорт зерна из украинских портов, это станет очень позитивным сигналом для мирового рынка продовольствия, который сегодня находится в панике и ожидании массового голода, в частности, в странах Африки.

Однако украинцев, прежде всего, интересует, какие последствия такое соглашение будет иметь для нашего государства.

По мнению доцента Киевской школы экономики Олега Нивьевского, открытие пути для вывоза продукции по морю критически важно для наших аграриев. Ведь без возможности реализовать имеющиеся остатки зерна многие предприятия к осени обанкротятся.

При этом речь идет об огромных объемах зерна, которые способны серьезно повлиять на ситуацию с продовольствием во всем мире. Сегодня Украина имеет около 20 миллионов тонн зерновых прошлого урожая, предназначенных для экспорта. Вместе с тем уже на подходе новый урожай, из которого можно будет экспортировать еще около 30 миллионов тонн.

В то же время, альтернативные пути экспорта по железной дороге и автотранспортом, которые в последнее время формировали украинские перевозчики, не способны обеспечить вывоз соответствующих объемов. К тому же, наземные виды транспорта намного дороже, чем морской.

"За время активной фазы войны стоимость логистики для зерновых выросла по крайней мере в четыре раза, - сказал в комментарии "Апострофу" Олег Нивьевский. - Если до войны вывоз пшеницы стоил около 30 долларов за тонну, то теперь цена достигает 120 долларов и выше. Безусловно, все это влечет за собой значительный ущерб для сельскохозяйственных производителей".

Внутренний рынок Украины имеет ограниченную емкость, и реализовать на нем все выращенное зерно просто нет возможности. Из-за чрезмерного предложения в последнее время цена пшеницы снизилась почти вдвое, что также оборачивается убытками для аграриев.

Ограничены и возможности по хранению выращенного урожая. Обычно на момент уборки зерновых элеваторы освобождаются от прошлогоднего зерна. "Однако в нынешнем году из-за войны и морской блокады украинские хранилища заполнены, - рассказывает изданию директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. - И, если их не освободить, производителям придется уничтожать зерно нового урожая из-за того, что его просто некуда складывать".

Таким образом, единственно возможным способом освобождения элеваторов является возобновление массового экспорта зерновых. Тем более, что конъюнктура мирового рынка сегодня очень благоприятна для Украины.

"Из-за дефицита зерновых цена пшеницы в течение последних месяцев выросла почти вдвое и достигла 400 евро за тонну, - говорит Олег Нивьевский. - Это очень привлекательная цена, которая позволит украинским фермерам исправить свое экономическое положение".

Отсутствие ключевой статьи экспорта создает проблемы не только для сельскохозяйственных предприятий, но и для всего государства.

"После установления морской блокады Украина потеряла значительную часть валютной выручки, которая раньше заходила в страну, - объясняет Илья Несходовский. - В то же время потребность в импорте остается достаточно высокой. Это создает отрицательный внешнеторговый баланс. Соответственно, для обеспечения импорта Национальный банк вынужден продавать золотовалютный запас. А это, в свою очередь, влечет опасность девальвации гривны".

Возобновление массового экспорта, по мнению эксперта, позволит резко увеличить поступление валюты в Украину, стабилизировать гривну и оживить экономику.

Фото: Pixabay

Так что, если в ближайшее время удастся все же обеспечить вывоз зерна морскими путями, это позволит "вдохнуть новую жизнь" не только в аграрную отрасль, но и поддержит всю экономику Украины, подорванную войной.

Кроме того, по мнению Ильи Несходовского, суда, которые будут следовать в украинские порты за зерном, не обязательно должны идти порожняком. По условиям соглашения, они не смогут перевозить оружие. Однако их вполне можно использовать для завоза товаров невоенного назначения.

"Украине нужно много чего для обеспечения собственной жизнедеятельности, - говорит эксперт. - В частности, зерновозы можно было бы использовать для поставок автомобильного горючего, что позволило бы заметно ослабить его дефицит на отечественном рынке".

Гарант безопасности - ВСУ

Впрочем, открытие "зерновых коридоров" у черноморского побережья Украины имеет не только экономический, но и очевидный аспект, связанный с вопросами безопасности. Вполне логичны опасения, что россия может попытаться воспользоваться этими коридорами для нападения на Одессу. Это тем более вероятно, что оккупация всего юга и отрезание Украины от морских путей всегда декларировалось рф как одна из первостепенных целей войны.

Те условия соглашения, о которых известно, не дают ответа на вопрос, какова гарантия того, что россия не попытается высадить десант в Одесской области. Похоже, Украине предлагается поверить стране-агрессору на слово, что она этого делать не будет. По крайней мере, о более действенных гарантиях пока не известно.

По мнению турецкого военного эксперта Йорука Исика, которого цитирует The Wall Street Journal, одним из решений проблем безопасности Украины было бы размещение турецких или румынских военных кораблей вблизи Одессы.

Однако присутствие каких-либо военных формирований является фактором безопасности только в том случае, если они готовы применить силу для пресечения нарушений. Если такой готовности нет, то на ситуацию с безопасностью они не очень влияют.

Ярким подтверждением тому является резня в боснийском городе Сребреница в 1995 году. Безопасность находившихся там боснийских мусульман гарантировали миротворческие силы ООН. Однако, когда сербы пошли в наступление, миротворцы, не желая вступать в бой, отошли в сторону, результатом чего стало истребление всего мужского населения города.

Таким образом, независимо от того, удастся ли договориться о присутствии военных кораблей НАТО у украинского побережья, Вооруженным силам Украины, очевидно, придется принять дополнительные меры для того, чтобы сделать невозможным очередную попытку наступления с моря. Дайте вывезти зерно – остальное сделают ВСУ.

Новини партнерів