RU  UA

вторник, 19 марта
  • НБУ:USD 39.80
  • НБУ:EUR 40.00
НБУ:USD  39.80
Энергетика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Зачем отменили Роттердам? Почему это формула так важна Украине

В чем смысл появления формульного ценообразования для угля

В чем смысл появления формульного ценообразования для угля Фото: УНИАН

Украина продолжает идти по пути энергореформ, внедряя передовые мировые практики. Однако "страсти по Роттердаму" не стихают. Так, в четверг, 8 августа, НАБУ, САП и СБУ сообщили о подозрении шести топ-чиновникам, причастным к внедрению в Украине формулы "Роттердам+". Кроме того, был задержан директор госпредприятия "Оператор рынка", экс-член Национальной комиссии по регулированию рынка энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Владимир Евдокимов, о чем ранее писал "Апостроф". С чем все же связаны подобные действия силовиков, зачем отменили "Ротердам+", каков на самом деле был смысл появления формульного ценообразования для угля, и не стало ли хуже из-за отмены НКРЭКУ этой формулы - Иван Онищук, специально для "Апострофа".

В информпространстве не прекращаются дискуссии о формуле "Роттердам+", хотя Нацкомиссия по госрегулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг еще в марте приняла решение об упразднении постановления №289 от 03.03.2017 года "Об утверждении порядка формирования прогнозной оптовой цены электрической энергии", то есть известной формулы. Решение уже вступило в силу – с 1 июля, с момента запуска в Украине нового оптового рынка электроэнергии. И вот формулы нет, но она все еще "действует" в умах некоторых государственных деятелей – правоохранительные органы повсеместно вручают "подозрения" о потере бюджетных средств из-за былой формулы "Роттердам+". В чем же дело, и действительно ли такая формула чем-то навредила Украине и украинским потребителям электроэнергии, как сообщают некоторые высокопоставленные "эксперты"?

Зачем она нужна?

Формула "Роттердам +" появилась после Постановления НКРЭКУ №289 от 03.03.2016 года "Об утверждении порядка формирования прогнозной оптовой цены электрической энергии". Таким образом, в цену электроэнергии заложили стоимость угля, исходя из котировок индекса API2. Этот индекс отображает цену на импортированный в северо-западную Европу уголь в трех основных портах - Амстердам, Роттердам и Антверпен.

Что было до формулы? Ручное ценообразование, которое противоречило международной практике и на деле вело к всевозможным манипуляциям. Кроме того, до введения формулы "Роттердам+" страдали от глобального недофинансирования украинские шахты, ведь цена на уголь для них была 1 тыс. грн./тонна, тогда как импортный ресурс завозился в страну по цене 2,5 тыс. грн./тонну, а себестоимость государственных шахт превышала 3 тыс. грн./тонну по очень многим предприятиям отрасли.

В 2014-2015 году на горизонте замаячил энергетический кризис. Во-первых, шахты не зарабатывали даже на текущие расходы (зарплаты, оплата электроэнергии, средств безопасности) и оказались под угрозой ликвидации. Во-вторых, резко упала рентабельность тепловой генерации. Например, в 2015 году рентабельность ТЭС составила минус 25%, что стало причиной глубокого кризиса в отрасли. Кроме того, дефицит угля в стране способствовал росту импорта, в том числе, из страны-агрессора - РФ.

В это же время Европейское сообщество активно требовало от Украины системных реформ по внедрению механизмов формирования рыночной цены на топливо и электроэнергию. Так что неудивительно, что энергосообщество, Минэнергоугля и НКРЭКУ приняли решение, которое помогло избежать закрытия шахт, а значит, и безработицы и социального напряжения в стране, где во время войны на востоке и так предостаточно проблем.

Прозрачно – до нового рынка

Экономика Украины и вся энергетика нуждалась в понятном ценообразовании на уголь. Таким понятным и прозрачным решением и стало упомянутое Постановление НКРЭКУ, что ввело в действие формулу "Роттердам+".

В условиях изменения энергетического рынка (шла подготовка к запуску рынка электроэнергии) появление формулы для цены угля было крайне необходимо Украине, особенно с учётом откровенного дефицита угля в стране. Введение формулы "Роттердам+" позволило сократить объем государственного субсидирования для государственных шахт, и это – очень важное позитивное влияние формульной методики. По словам председателя Независимого профсоюза горняков Украины Михаила Волынца, формула "Роттердам+" привела к сбалансированию цены на уголь, что позволило в течение последних 2 лет госшахтам дополнительно получить 5,4 млрд грн.

Методика расчета формулы базируется на прозрачном европейском индексе API-2, что позволяет избежать манипуляций и коррупционной составляющей в цене угля, о чем неоднократно заявляли, в том числе, и международные эксперты. "Индекс API2 отображает торговлю углем в северо-западной Европе, а также в Амстердаме, Роттердаме, Антверпене. Уголь является одним из самых ликвидных минеральных ресурсов, и данный индекс цен существует почти 20 лет. Он широко используется в Европе. Логично, что Украина использует данный угольный индекс при формировании своих тарифов на электроэнергию", - отметил старший вице-президент международного агентства Argus Джим Николсон.

Альтернативы формуле нет

Несмотря на явные преимущества для Украины, госшахт и потребителей в связи с формулой "Роттердам+", в последние два года не стихали скандалы, когда ее намеренно пытались дискредитировать, чтобы вернуться к очень удобному (для некоторых) ручному ценообразованию.

"Формулу "Роттердам+" ввели, как понятную и прозрачную систему ценообразования. Показательно, что, несмотря на истерики, что устраивали в Украине, никто в Европе, ни МВФ, ни Всемирный банк, ни любая другая международная институция Украину за введение "Роттердам+" не ругала. Почему? Для них это абсолютно понятный механизм. Но в Украине была развернута активная пиар-кампания против формулы", - отметил эксперт-аналитик Борис Кушнирук.

По его мнению, такие действия (черный пиар) связаны с желанием промышленных потребителей получить более дешевые тарифы. Однако отмена формулы не принесла крупным потребителям ожидаемого лакомого снижения тарифов. Более того, стало понятно, что если бы формула продолжала действовать, то тарифы для бизнеса могли бы быть ниже. А сейчас они растут.

С 1 июля 2019 года в Украине заработал оптовый рынок электроэнергии, а значит, формула перестала действовать одновременно с запуском свободного рынка электроэнергии. И что теперь? Фактическая рыночная цена угля, по которой шахты продают уголь после введения рынка, составляет 2,5 – 2,8 тыс. грн./тонну. Тариф для промышленных потребителей ожидаемо вырос на 25%. А если бы формула продолжала действовать, то по "Роттердам+" цена угля составляла бы 1730 грн./тонну. Что естественным образом влияло бы на итоговую стоимость электроэнергии для промпотребителей. То есть становится очевидным тот факт, что именно благодаря утвержденному регулятором порядку (формуле "Роттердам+"), удавалось реально сдерживать рост тарифов. Так о каком таком негативном влиянии формулы на энергетику страны и на потребителей может вообще идти речь? Ведь для населения тарифы вообще не менялись с 2017 года, а для промышленности тариф был намного ниже, чем сейчас.

Важный вопрос - была ли альтернатива формуле тогда, в далеком 2016-м, когда Нацкомиссия приняла постановление об этой методике? Вряд ли. Сегодня энергоэксперты говорят о том, что средняя себестоимость угля государственных шахт находится на уровне 3700 грн./тонну. Когда в прессе эксперты говорят, что нельзя смотреть на импортный уголь в качестве индикатива цены, так как у нас якобы достаточно своего, то важно понять, а каким должен быть внутренний индикатив для определения стоимости угля? Это те самые 3,7 тыс. грн. на госшахтах? Или лучше все же ориентироваться на прозрачные биржевые данные, используя их как индикатор, – на мировые индексы? Увы, внутренней биржи, способной создавать объективное ценообразование на рынке угля, в Украине нет. А вот применение общепринятой в мире практики использования индекса API-2 было прогрессивным, прозрачным и понятным решением. Теперь же, проанализировав рост цен для промышленности в связи с запуском нового энергорынка, есть смысл также задуматься – а действительно ли "Роттердам+" был настолько "плохой" методикой, как о нем регулярно говорили и писали СМИ и эксперты?

И, конечно, сегодня вызывает опасение вмешательство правоохранительных органов, которые, не обладая объективным пониманием энергопроцессов, находятся вне профессиональной экспертизы формулы "Роттердам+" и ее реального влияния. Это приводит к необоснованным нападкам и претензиям в адрес методики "Роттердам+". Остается лишь надеяться, что дальнейшее расследование, анонсированное Антикоррупционной прокуратурой и НАБУ, будет громким и открытым, с привлечением всей экспертной среды для понимания реальной ситуации на рынке угля и истинных причин появления в Украине формулы "Роттердам+".

Читайте также

Русский, где бензин брать будешь: уничтожит ли Украина российские НПЗ

К чему приведут систематические удары украинских БПЛА по российским нефтеперерабатывающим заводам

Без российского газа? Что изменит остановка транзита через Украину

Транзит газа из России в ЕС через Украину, с 2025 года, скорее всего, прекратится, ГТС будет работать в интересах внутреннего потребителя

Мирный атом по-украински: нужны ли нашей стране новые ядерные реакторы

Строительство четырех энергоблоков на Хмельницкой АЭС может оказаться финансово затратно и небезопасно во время войны