Обвал нефтяных котировок на мировом рынке повлек за собой снижение цен на другие сырьевые товары. Среди рекордсменов по снижению, в частности, автогаз, который дешевел весь апрель. "Апостроф" выяснял, что сейчас происходит в Украине с ценами на сжиженный газ и стоит ли ждать его подорожания в ближайшие месяцы.
Мировые цены на нефть продолжают снижаться, несмотря на сокращение добычи с 1 мая в соответствии с соглашением ОПЕК+. На торгах 4 мая снижались котировки основных эталонных марок нефти – цена Βrent составила несколько более 25 долларов за баррель, WTI – менее 20 долларов/баррель.
Нефтяные котировки тянут за собой вниз цены на другое сырье. Дешевеют нефтепродукты и газ, в том числе сжиженный.
Апрельское снижение
На украинском рынке снижение цен на автомобильное топливо наблюдалось в течение всего апреля. К примеру, если в начале апреля, средняя розничная цена автогаза составляла около 11 гривен/литр, то в конце месяца она упала до 8,5 гривны/литр.
Такого ценового проседания не было очень давно, вероятно, лет 15, рассказал в комментарии "Апострофу" аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.
По его словам, оптовая цена с доставкой до границы Украины могла доходить до 100 долларов/тонна: "Понятно, что к этой котировке еще добавлялась логистика, а также премия для компаний, которые доставляли газ до границы, но в целом, это – действительно низкие значения, по которым делались закупки. Даже если взять цену не 100 долларов, а, например, 150 долларов за тонну, то несложно посчитать, с учетом курса доллара и акциза, что к нам попадал газ и по цене около 4 гривен/литр".
При этом сегодня предложение явно превышает спрос. Это связано, в основном, с тем, что контракты на поставку сжиженного газа заключались еще до карантина, введенного из-за пандемии коронавируса, а сам карантин при этом не считается форс-мажором, в связи с чем разорвать контракты нельзя. К тому же контракты заключались с учетом того, что в обычных обстоятельствах май - это традиционно разгар сезона.
В Украине есть и собственное производство сжиженного газа. На конец апреля отечественные производители предлагали его по средней цене 9 тысяч гривен за тонну (включая акциз и НДС). "Получается, что отечественный производитель продает с доставкой на заправку по цене 5,14 гривны/литр", - отметил Александр Сиренко.
На сегодня тенденция к снижению цен сохраняется. Это связано с тем, что на фоне значительного предложения на рынке существенно просел спрос на топливо из-за карантина.
Как рассказал изданию руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев, по состоянию на 4 мая, средняя розничная цена автогаза составляла 8,62 гривны/литр: "В выходные цена снизилась еще примерно на 20 копеек".
По словам специалиста, наблюдается снижение цен, как в цистерновых партиях, так и в мелком опте.
Также активизировались нелегальные продавцы, что еще больше давит на цены: "Легальные трейдеры вынуждены идти вслед за теневым сегментом и это их дополнительно стимулирует к снижению цен".
По словам Александра Сиренко, украинские потребители автогаза особенно почувствуют "прелести" нефтяного кризиса, чего нельзя сказать в полной мере об отечественном рынке бензина и дизельного топлива. Он напомнил, что цены на бензин держатся выше 20 гривен/литр. И это при том, что оптовые цены сейчас также беспрецедентно низки: "Наценка (в рознице) приближается к 100%".
Это во многом обусловлено тем, что рынок автогаза в Украине более конкурентный. Он также характеризуется так называемыми региональными "ценовыми войнами", в результате чего на некоторых заправках в отдельных регионах цена составляла чуть более 6 гривен/литр. "Торговали не в минус, но цена была близкой к закупочной", - рассказал эксперт.
В мировом тренде
Но как себя будут вести себя цены дальше? Чего ждать украинцам в мае?
"Общая тенденция – к снижению. У меня нет каких-то ожиданий, что цена может пойти вверх, - говорит Геннадий Рябцев. - Изменения возможны только в случае внезапного прекращения поставок, например, из России, но пока этого не предвидится, поскольку они хотят как можно больше продать, чтобы хотя бы объемами компенсировать низкие цены".
Александр Сиренко также полагает, что сейчас все говорит в пользу того, что цены продолжат снижение.
Аналитик консалтинговой компании "А-95" Артем Куюн несколько осторожнее в оценках. В разговоре с "Апострофом" он отметил, что большую часть потенциала для снижения цены на автогаз исчерпали в апреле.
По его словам, пока тренд на отечественном рынке задают так называемые дискаунтеры. "Сегодня на стелах некоторых заправок есть цены 6,95 гривны/литр, и это, очевидно, уже дно", - сказал эксперт, добавив, что у "мейджоров" (крупных компаний), возможно, нижней планкой станет цена 8 гривен/литр.
В связи с этим Артем Куюн не прогнозирует реального снижения цен в мае. "Но предложение на рынке явно превышает спрос, и потому мы также не видим предпосылок, которые зависят от Украины, к удорожанию, - отметил он. - На мировых рынках пока тоже все спокойно".
В Украине с 11 мая будет ослаблен режима карантина, а летом его могут ослабить еще больше или вообще отменить. А это значит, что деловая активность возрастет. "Повышение спроса обычно стимулирует рост цен, но в нашей ситуации высокой конкуренции увеличение спроса даже работает в обратную сторону", - говорит Куюн.
Впрочем, многое будет зависеть от мировой ценовой конъюнктуры, но, учитывая, что мир погружается в рецессию, вряд ли стоит ждать роста цены автогаза, в том числе в Украине.