Впервые в истории мировые котировки на нефть стали отрицательными. Ниже нуля опустились биржевые цены на американскую эталонную нефть WTI, но другие марки также продолжают дешеветь. "Апостроф" разбирался, что произошло со стоимостью нефтяных фьючерсов, что будет с ценами дальше, грядет ли передел мирового нефтяного рынка, и сколько будет стоить бензин в Украине.
Цены на нефть из-за начавшейся вследствие пандемии коронавируса глобальной рецессии стремительно летят вниз, а накануне даже зашли в отрицательную зону – впервые в истории. Так, 21 апреля на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) цена майского фьючерса на американскую нефть WTI достигла почти минус 40 долларов/баррель. То есть продавцы были готовы доплатить "покупателю" просто за то, чтобы он взял у них эту нефть.
Котировки ненадолго вернулись в положительную зону, но затем снова ушли ниже нуля, хоть и не так далеко, как на день раньше.
Что касается июньских фьючерсов WTI, то их цена на сегодня составляет порядка 20 долларов/баррель.
Российская Urals также уходила в отрицательную зону – до минус 2 долларов/баррель, однако по состоянию на 21 апреля она торговалась около 10 долларов/баррель.
При этом стоимость ближайшего фьючерса марки Brent на торгах в Лондоне 21 апреля упала ниже 20 долларов/баррель.
Кто не успел, тот опоздал
Что же произошло с котировками, и почему они стали отрицательными?
"Суть ситуации заключается в том, что в последний день торгов контрактом никто не торгует. По нему уже идут расчеты, биржа закрывает реестр, и в нем остаются только производители и участники, которые получат эту нефть в живом виде. Реальная же торговля им была закрыта еще в пятницу (17 апреля), - рассказал аналитик инвестиционной компании "Альпари" Максим Пархоменко. – Те участники, которые не успели из него выйти по тем или иным причинам, а их было немного, и продавали нефть. В то же время ближайший контракт, который могут купить все, торговался по цене 20 долларов/баррель и торгуется на этой же отметке сейчас".
Руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев в разговоре с "Апострофом" также отмечает, что то, что произошло накануне с котировками, не имеет отношения к реальной цене нефти. По его словам, на бирже торгуют не собственно нефтью, а финансовыми инструментами, в том числе фьючерсами, которые представляют собой обязательства по поставкам нефти в будущем. И эти фьючерсы торгуются до 20 числа каждого месяца, то есть до 20 апреля торговались майские фьючерсы.
"Нефть будет продаваться, исходя из усредненного за месяц показателя", - подчеркнул специалист.
"Цена на нефть - физический товар - не падала. Если прийти на рынок и купить "вживую", то она как стоила денег, так и стоит", - подвел черту в комментарии "Апострофу" эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Егор Киян.
Украинский интерес
Но цена на физическую, а не биржевую нефть также будет снижаться, в том числе, с учетом отрицательных показателей котировок. И этот процесс не остановило даже соглашение ОПЕК+ о сокращении нефтедобычи почти на 10 миллионов баррелей в стуки.
"Нынешняя ситуация является четким сигналом того, что в мире практически нет спроса на новые объемы нефти. Рынок перенасыщен, хранилища заполнены", - сказал "Апострофу" эксперт программы "Энергетика" аналитического центра "Украинский институт будущего" Андриан Прокип.
Исполнительный директор НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко уже успел выступить с предложением, суть которого состоит в том, что наша страна могла бы предложить свою инфраструктуру для хранения избыточных объемов сырья, образовавшихся на рынке. По его словам, это могут быть нефтеперерабатывающие заводы – как ныне действующий Кременчугский НПЗ (Полтавская область), так и несколько остановившихся, у которых должны быть нужные емкости.
"Похоже, бизнес по хранению нефти наиболее прибыльный сейчас. Нужно не упустить возможности и максимально их монетизировать", - написал Витренко в Facebook. При этом, по его словам, Украине стоит хранить не российскую нефть, а сырье других стран.
Однако говорить о полном отсутствии мощностей для хранения нефти рано – хотя бы потому что, например, США готовы сделать стратегический запас и закачать в хранилища 75 миллионов баррелей нефти. Поэтому правильнее говорить, скорее, об умелой биржевой спекуляции.
К слову сказать, на украинском рынке нефтяной "ценопад" особенно не скажется, если, конечно, вслед за WTI не обвалятся и другие марки. Но по Brent, на которую ориентируется Европа, котировки фьючерсов остаются прежними – на уровне 20-22 долларов/баррель, отметил Егор Киян.
Впрочем, цены на бензин в нашей стране уже серьезно снизились.
"Сегодня бензин "А-95" можно купить по 20 гривен/литр. Такого давно не было, - говорит Геннадий Рябцев. - И снижение будет продолжаться, по крайней мере, до снятия карантинных ограничений".
Борьба за рынок
После окончания карантина экономику ждет рост в глобальном масштабе - вероятно, не стремительный, но, все же рост.
"Как только будут сняты карантинные ограничения, начнет оживляться реальный сектор экономики, а он потянет за собой все остальное", - отметил Геннадий Рябцев.
Но цены на нефть, даже в условиях экономического роста, вряд ли вырастут. Связано это, в первую очередь, с серьезными попытками перекроить мировой нефтяной рынок.
"Трудно сказать, будет ли передел рынка, но однозначно за него будет идти борьба. А эта борьба не будет способствовать росту цен. И говорить о том, что, например, ближневосточная нефть вытеснит с европейского рынка российскую, слишком рано", - поделился своим мнением Андриан Прокип.
Но Россию, тем не менее, могут серьезно потеснить конкуренты, убежден Геннадий Рябцев: "Россия не в состоянии длительное время поддерживать надлежащее качество экспортных смесей. При этом себестоимость нефти в РФ растет. И сейчас большинство месторождений, которые эксплуатировались с советских времен, истощаются".
На разработку новых месторождений и интенсификацию добычи на старых месторождениях нужны миллиарды долларов.
"Но государство в лице Путина и Ко изымает все доходы", - сказал эксперт.
Несмотря на то, что обвалились биржевые котировки на американскую нефть, США сильно от этого не пострадают, так как у страны диверсифицированная экономика.
"Нынешняя ситуация бьет по России, потому что у нее нефтегазовая отрасль – доминирующая. Они слишком раскачали качели и не ожидали такого эффекта (обвал цен на нефть, - "Апостроф"). Таким образом РФ сама себя подставила", - резюмировал Егор Киян.