Война, развязанная Россией против Украины, лишь ускорила процесс евроинтеграции нашей страны. В частности, почти с годовым опережением произошло отмежевание украинской энергетической системы от РФ и Беларуси и присоединение ее к европейской энергосистеме. "Апостроф" разбирался, как происходил процесс энергоинтеграции с ЕС в экстремальных условиях военных действий, и что даст Украине объединение наших энергосистем.
Не было счастья, да несчастье помогло
Украина подала заявку на вступление в Европейский Союз. А пока она рассматривается, наша страна сделала еще один шаг на пути полноценной евроинтеграции – 16 марта украинская электросеть присоединилась к объединенной энергосистеме континентальной Европы ENTSO-E.
До 24 февраля Украина входила с Россией и Беларусью в единую энергосистему, которая досталась нам в наследство от Советского Союза. Работа по синхронизации нашей энергосистемы с европейской началась в 2017 году.
"Обычно этот процесс занимает около десяти лет, - рассказал на недавнем брифинге глава правления НЭК "Укрэнерго" Владимир Кудрицкий. - Он чрезвычайно сложен технически и организационно. Однако Украина превзошла все ожидания и проделала эту работу за пять лет. Поэтому отныне единое европейское энергетическое пространство простирается от Лиссабона до Мариуполя".
Конечно, с учетом событий, подключение к европейской энергетической системе не происходило в штатном режиме. Согласно плану, это должно было произойти только в 2023 году.
"Укрэнерго" осуществляло все предусмотренные планом мероприятия. По иронии судьбы, наша энергосистема должна была отсоединиться от российской и белорусской именно 24 февраля, когда РФ начала войну против Украины. После этого энергосистема должна была три дня работать в автономном режиме. Еще одно такое же отключение планировалось летом. Таким образом украинские и европейские энергетики должны были протестировать, как система работает и выдерживает необходимые параметры тока в зимние холода и летнюю жару.
Впрочем, этим планам не суждено было сбыться.
"Отсоединение украинской энергосистемы произошло по плану, 24 февраля в полвторого ночи, - рассказал "Апострофу" советник премьер-министра Юрий Бойко. - И уже через несколько часов началась война. Поэтому, несмотря на то, что все необходимые испытания было проведены достаточно быстро, о подключении обратно к России и Беларуси уже не могло быть речи.
Однако работать долгое время в автономном режиме в условиях войны не может ни одна энергосистема. Поэтому украинские энергетики и дипломаты приступили к активной работе для того, чтобы в срочном порядке объединить наши электросети с европейскими.
"Надо отдать должное европейским партнерам, которые активно помогали решать все имеющиеся проблемы, - говорит Юрий Бойко. - Работа продолжалась практически 24 часа в сутки. И через три недели нам удалось решить огромное количество организационных и технических вопросов".
Между тем, пока проводились мероприятия, связанные с объединением, украинская энергосистема работала в автономном режиме, демонстрируя высокий уровень стабильности, гибкости и квалификации персонала.
"Работа проводилась в экстремальном режиме, – рассказал Бойко. – Из-за боевых действий во многих местах повреждались линии электропередач, происходило отключение потребителей. Однако украинским энергетикам в течение всего этого времени удавалось поддерживать в сети частоту 50 Герц, что засвидетельствовало чрезвычайное качество и гибкость украинской энергосистемы. То, что мы несколько лет доказывали нашим европейским партнерам, было продемонстрировано в экстремальных условиях войны.
При этом отечественные энергетики в этот период столкнулись с беспрецедентными вызовами.
"Приходилось работать в условиях постоянных атак на объекты инфраструктуры, когда потребление энергии сократилось на 35% (невиданный процент для обычной работы в мирное время), - рассказал Владимир Кудрицкий. - В момент, когда захватчики ворвались на Запорожскую АЭС, мы были вынуждены в течение 10 минут отключить от сети два атомных блока, однако даже в этих условиях система не потеряла стабильности и продолжала подавать энергию потребителям. Это был последний аргумент за присоединение украинской сети. Они увидели, что она чрезвычайно устойчива и имеет большой резерв стабильности".
Европа подставит плечо
"Энергетический безвиз" открывает перед электросетями Украины много дополнительных возможностей. В первую очередь, в условиях войны наша страна сможет получить помощь.
"Теперь мы знаем, что в критический момент европейская энергосистема сможет подставить плечо, предоставив дополнительную мощность, - говорит Юрий Бойко. - Так что мы значительно повысим надежность поставок электроэнергии потребителям нашего государства".
Между тем, пока украинская энергосистема сохраняет высокий уровень стабильности. По словам Бойко, даже те электростанции, которые были захвачены врагом, включая Запорожскую АЭС, на данный момент работают и выполняют команды диспетчеров.
"Однако мы не исключаем вероятность их отключения от сети в результате действий оккупантов, - говорит специалист. - И на такой случай у нас есть достаточные резервные мощности для обеспечения стабильной работы системы".
Кому энергию?
Впрочем, украинские энергетики уже активно планируют предстоящую работу в мирное время.
"На данный момент параллельная работа двух систем происходит в тестовом режиме, который не предусматривает коммерческих перетоков, - говорит Юрий Бойко. - Однако уже начата работа над переходом к полноценной параллельной работе и энергосистем, и рынков электрической энергии. Для этого необходимо выполнить еще много задач по приведению отечественных регламентов и правил работы рынка к европейским нормам, выполнить ряд задач в части обмена данными, защиты информации, кибербезопасности, отработать механизмы совместных аукционов на доступ к сечению (право осуществлять экспортно-импортные операции) и т.д.... И, после того, как эта работа будет выполнена, Украина станет полноценным участником европейского рынка электроэнергии. Наши производители смогут продавать излишки производимой энергии потребителям за рубежом".
Учитывая, что Украина способна производить гораздо больше энергии, чем потребляет сама, торговля ею может стать одним из основных направлений экспорта, который будет приносить миллиарды евро в отечественную экономику.
"В Европе сейчас продолжается бурный процесс "зеленого перехода", - говорит Владимир Кудрицкий. - В результате, многие страны, особенно в Центральной и Восточной Европе, сегодня испытывают дефицит энергии. И покрыть этот дефицит, по крайней мере, частично, может Украина. Таким образом, Европа получит стабильный и надежный источник снабжения".
Поэтому вскоре Украина может стать мощным участником европейского энергетического рынка и еще на шаг приблизиться к осуществлению мечты о вступлении в ЕС.
Осталось только в войне победить.