RU  UA

воскресенье, 24 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Макроэкономика

Помощь Украине окончательно перешла в режим "деньги в обмен на реформы" – нардеп Ярослав Железняк

Реформы нужны, в первую очередь, самой Украине, а не Западу

Реформы нужны, в первую очередь, самой Украине, а не Западу  Ярослав Железняк Фото: пресс-служба партии "Голос"

Западные партнеры Украины увязывают предоставление помощи с проведением нашей страной реформ. От них, в частности, зависит предоставление очередного кредитного транша Международного валютного фонда (МВФ), на который ориентируются другие доноры. При этом многие так называемые "маяки", обозначенные в меморандуме сотрудничества с МВФ, не выполняются. О том, чего ждут от украинских властей наши союзники, и чем чревато невыполнение их требований, в интервью "Апострофу" рассказал первый заместитель главы комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики ЯРОСЛАВ ЖЕЛЕЗНЯК.

Пропущенные "маяки"

- Начинается очередной пересмотр программы сотрудничества с МВФ. И мы слышим тревожные сигналы о том, что в этот раз Украина не сумела выполнить все "маяки", установленные меморандумом. Почему для нас вообще важно выполнять требования МВФ?

– В первую очередь, следует понимать, что меморандум с МВФ – это не требования. Это условия получения кредитов. Выполнил – получил деньги. Не выполнил – не получил. Так что, если нам не нужны деньги, то меморандум можно не выполнять.

Но деньги нам очень нужны. Согласно проекту бюджета на следующий год, Украина в 2024 году планирует собрать в бюджет около 1,6 триллиона гривен. А наши расходы на оборону, заложенные в бюджет, составляют те же 1,6 триллиона. И эта цифра в течение года будет еще увеличиваться из-за изменений в бюджет.

Читайте: В ожидании роста тарифов: чего добиваются от Украины западные партнеры

Таким образом, все наши собственные средства уходят на войну. А все остальное – пенсии, социальные выплаты, образование, все расходы, не связанные с обороной, - финансируется за счет внешней помощи. Если эта помощь прекратится, денег не будет ни на что.

Чтобы свести государственный бюджет, нам в следующем году нужно получить помощь на сумму 42,5 миллиарда долларов. И бОльшая часть этих средств – это либо кредиты МВФ, либо финансирование, привязанное к программе сотрудничества с МВФ. Сюда входит помощь от большинства наших союзников – США, Канады, Японии, Всемирного банка и так далее. Ну и 15–18 миллиардов от ЕС.

Хотя объем кредитования по программе МВФ составляет 15,5 миллиарда долларов, общая сумма финансирования, связанная с выполнением меморандума, составляет 115 миллиардов долларов. Такова цена вопроса для Украины.

- Украинская власть часто относится к меморандумам с МВФ как к враждебным ультиматумам, направленным в ущерб государству. Что на самом деле содержится в этих документах?

– Там нет ничего, что вредило бы интересам государства. Только перечень мер по реформированию государства и экономики, которые на самом деле нужны не МВФ, а самой Украине. Это же мы хотим, чтобы у нас не было коррупции, существовали независимые институты, работала энергетическая система...

Поэтому на самом деле наиболее заинтересованной в выполнении меморандумов стороной является Украина.

- Вместе с тем, приходится слышать и противоположные мнения, мол, нам не нужно обращать внимание на требования МВФ, а идти своим путем...

- Думаю, на это есть довольно простой ответ. Как уже говорилось, нам в следующем году нужно 42,5 миллиарда долларов помощи. По программам, не связанным с программой МВФ, мы можем получить 7-8 миллиардов. Поэтому те, кто сейчас выступает с заявлениями, что нам не нужно выполнять условия меморандума, должны быть готовы к тому, чтобы внести на счета Национального банка недостающую сумму. И тогда действительно можно не беспокоиться о выполнении "маяков".

Однако до сих пор желающих это сделать не находилось.

– Значит, пока мы ждем появления других спонсоров, придется выполнять собственные обязательства по меморандуму. Какие они, и действительно ли есть проблемы?

- Каждый "маяк", упомянутый в меморандуме, имеет свой собственный срок исполнения. И по условиям нынешней программы ежеквартально происходит пересмотр, в ходе которого миссия МВФ устанавливает, выполнено ли все, что должно быть на данный момент.

Программа началась в нынешнем году и содержит в общей сложности 23 структурных "маяка". Пять из них были выполнены до первого просмотра, благодаря чему он прошел без проблем. Однако сейчас приближается второй просмотр. И на сегодняшний день есть несколько "маяков", по которым мы имеем проблемы.

– По каким?

- Первый – открытие деклараций госслужащих. Срок выполнения этого "маяка" – 1 августа. Верховная Рада приняла законопроект после вето еще 20 сентября, а президент подписал только 10 октября – текст почему-то ждал в ОП (Офис президента) где-то две недели. Но, как бы то ни было, мы уже провалили срок выполнения "маяка".

Второй – реформа корпоративного управления оператора газотранспортной системы. Этот "маяк" включает в себя две основные задачи: передачу "Оператора газотранспортной системы" от ПАО "Магистральные газопроводы Украины" в управление Министерству энергетики, а также принятие нового устава, согласованного с европейским Энергетическим сообществом. И если первый пункт был выполнен до конца сентября, то второй пока еще полностью невыполнен. В свою очередь, это ставит под угрозу и выполнение следующего "маяка" - назначение до конца октября независимого наблюдательного совета "Оператора ГТС".

Еще один проблемный "маяк" - закон о PEP (речь идет о законе, который возобновляет пожизненный финансовый мониторинг всех политически значимых лиц - "Апостроф"). Согласно меморандуму, он должен быть принят до конца сентября. Сегодня он проголосован только в первом чтении. Поэтому совершенно очевидно, что и этот срок сорван. Вряд ли удастся его окончательно принять и подписать у президента даже до конца октября.

По всем этим пунктам пропущены сроки, но они хотя бы находятся в процессе выполнения. Однако есть один "маяк", сорванный полностью - принятие законопроекта №8401 о возвращении налоговых проверок.

– Почему МВФ настаивает на этом законе?

– Это естественное требование со стороны иностранных доноров. Они считают, что если мы просим финансовую помощь для поддержания своего бюджета, то, по крайней мере, должны продемонстрировать, что делаем все возможное для того, чтобы наполнить его самостоятельно. А для этого необходимо увеличить налогообложение и усилить контроль за деятельностью бизнеса.

Понимая непростую ситуацию, в которой сейчас приходится работать украинскому бизнесу, мы отстаивали перед МВФ две главные позиции. Первая: мы не повышаем налоги, а только возвращаем их на довоенный уровень, отменив льготное налогообложение, введенное в первые недели после российского вторжения. Вторая: мы возвращаем налоговые проверки, но только для крупного бизнеса, чьи обороты превышают 40 миллионов гривен в год, и в соответствии с рискоориентированной моделью. То есть проверяются те предприятия, где есть наибольшая вероятность уклонения от налогов.

Это были непростые переговоры, но нам удалось убедить МВФ принять эти условия.

Соответствующий законопроект был подготовлен и принят в первом чтении. Однако в конце июня, накануне окончательного голосования, у спикера Руслана Стефанчука состоялось совещание, на котором присутствовали руководители налогового комитета, фракций парламента, правительства, Министерства финансов, а также заместитель главы Офиса президента Ростислав Шурма. И именно Шурма настоял на том, чтобы пункты о возвращении налоговых проверок были сняты.

Его предупредили, что это станет грубым нарушением условий сотрудничества с МВФ. Однако он заверил, что проведет необходимые переговоры и все согласует. Закон был проголосован без возвращения проверок.

Но по сути это стало "кидком" наших партнеров, поскольку они узнали об изменениях в законе уже после того, как он был принят.

– А чем закончились обещанные переговоры?

– МВФ ведет переговоры с органами власти – парламентом, правительством, Национальным банком. А Офис президента не является для МВФ стороной переговоров. Он может готовить чай, кофе или кофе с молоком, но согласно законодательству Украины не может решать вопросы международного сотрудничества.

Что дальше

– Какими могут быть последствия нарушения условий меморандума?

- МВФ – это институция, которая в значительной мере похожа на банк. И как и для банка для него очень большое значение имеет кредитная история заемщика. Если бы у Украины была безупречная репутация страны, которая всегда досконально выполняет свои обязательства, то МВФ на многое мог бы закрыть глаза, учитывая наши чрезвычайные обстоятельства, и дать возможность исправить ошибки.

Но репутация у Украины совсем другая. За десятки лет сотрудничества мы очень часто не выполняли свои обязательства. И тот факт, что года не прошло с начала программы, а мы уже нагло кинули своих партнеров, может стоить нам больших потерь.

– Но все же большинство названных проблемных пунктов, хоть с опозданием, но имеют шанс быть выполненными. Это же смягчающее обстоятельство?

- В МВФ правила как в университете – если вы в надлежащий срок не сделали курсовую, значит вы ее не сдали. Так что даже по тем обязательствам, которые мы выполнили задним числом, у нас будут большие проблемы.

И теперь отношение к нам будет гораздо более придирчивым, а проваленные задания придется выполнять в более жесткой версии.

– В каком состоянии сейчас находится вопрос с возвращением проверок?

- Правительство внесло законопроект в Верховную Раду (законопроект №10016 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины об отмене моратория на проведение налоговых проверок" - "Апостроф"). Но по состоянию на сейчас он даже не рассмотрен комитетом. Только на этой неделе планируется первая рабочая группа.

Однако я не верю, что под него можно собрать голоса в парламенте. И я очень надеюсь, что МВФ позволит все-таки нам вернуться к компромиссному, согласованному ранее варианту. Безусловно, это сложный разговор. При этом даже если закон будет принят, сроки все равно уже провалены, что неизбежно отразится на окончательных выводах миссии МВФ.

И, думаю, лица, ответственные за возникновение такой ситуации, должны быть уволены с позором.

- Если по результатам нынешнего пересмотра нам не засчитают выполнение предусмотренных меморандумом "маяков", это будет означать прекращение финансирования со стороны МВФ и союзников?

- Возможны разные варианты. Первый - учитывая, что часть "маяков" выполнена, МВФ даст часть суммы, а остальное отложит, назначив новый срок выполнения "маяков".

Второй вариант - не будет никакого финансирования до тех пор, пока Украина не вернется к добросовестному выполнению своих обязательств.

Третий – МВФ все-таки выдаст следующий транш, но связанное с ним финансирование из других источников будет остановлено до полного выполнения обязательств.

Любой из этих вариантов влечет большие потери для Украины, ведь нам эти деньги крайне необходимы для выживания.

Проблема в том, что нам на самом деле нужен четвертый вариант, в котором нам дают все обещанные деньги и даже больше обещанного.

Поэтому мы сегодня не можем позволить себе терять доверие со стороны наших партнеров и держать на государственной службе людей, которые подрывают доверие наших партнеров.

- Среди выполненных "маяков" есть такие, которые являются промежуточными и будут иметь продолжение. Один из них – "Разработка плана действий для начала работы над Стратегией доходов". Очевидно, что если план действий разработан, то сама Стратегия появится со временем. Но в сети уже ширятся слухи о том, что она будет предусматривать отмену всех мер по стимулированию бизнеса - "Дія.City", льгот индустриальным паркам и так далее.

– Все, что пишут в интернете, – неправда. Стратегия доходов – это программа действий, которая определяет, каким образом Украина намерена наполнять бюджет в ближайшее время и после войны. Сейчас этот документ еще обсуждается с партнерами, поэтому окончательно говорить о его содержании рано. Однако, скорее всего, там не будет ничего шокирующего, и стимулы для инвесторов не будут удалены.

Новые горизонты

- Тем временем, пока мы срываем одни "маяки", у нас появляются новые... В обществе бурно обсуждается статус письма, которое пришло из США в адрес Координационной платформы доноров. Близкие к ОП телеграмм-каналы, например, уверяют, что это письмо не имеет официального статуса и является лишь поводом для обсуждения.

– Никаких сомнений в статусе этого письма нет. Оно носит официальный характер, что уже подтверждено и посольством США, и украинским правительством. И выполнение намеченных в нем реформ станет задачей для государства на ближайшие годы.

– Перечисленные в нем задачи выглядят еще более масштабными, чем "маяки" МВФ, с которыми мы сегодня не справляемся.

– Это не так. Если посмотреть программу сотрудничества с МВФ, то она на 90% совпадает с перечисленными в письме реформами. На самом деле письмо не содержит, по сути, ничего нового. Оно повторяет все те пожелания, которые уже не раз высказывались нашими международными партнерами и полностью совпадают со устремлениями украинского общества. Письмо лишь структурирует эту программу и указывает конкретные сроки, в которые те или иные реформы могут быть воплощены.

И поскольку помощь Украине окончательно перешла в режим "деньги в обмен на реформы", все эти реформы нужно будет осуществлять в назначенные сроки, независимо от того, нравится это кому-то в Офисе президента, или нет.

И мне кажется, что уже скоро некоторым чиновникам, которые препятствуют реформированию страны, придется писать заявления об отставке.

– Среди реформ, упомянутых в письме,перезагрузка Бюро экономической безопасности ( БЭБ) и таможни. Такие законопроекты уже инициировались в Верховной Раде. Они могут быть основой для предлагаемых реформ? Придется ли разрабатывать новые?

- Имеющиеся законопроекты предусматривают полную перезагрузку БЭБ и таможни по той модели, которая уже применяется в НАБУ (Национальном антикоррупционном бюро Украины) и САП (Специализированной антикоррупционной прокуратуре) – открытые конкурсы с участием международных экспертов, обеспечение независимости органов и так далее.

Ровно такая же концепция прописана в письме. Партнеры за рубежом, также как украинцы, видят уровень коррупции на таможне и несоответствие нынешнего состава БЭБ тем задачам, которые должен выполнять этот орган. И они предлагают исправить эту ситуацию.

– В каком состоянии сейчас находятся эти законопроекты?

– Законопроект №6490д по таможне уже принят в первом чтении. Сегодня мы ждем предложений наших партнеров. Они будут учтены в окончательном тексте, и тогда он будет вынесен на второе чтение.

Что касается БЭБ, то в тот же день, когда было обнародовано письмо, мы зарегистрировали законопроект №10088, который предусматривает реформирование этого органа. В его разработке приняли участие эксперты из США и Евросоюза, представители МВФ. И мы рассчитываем, что он будет принят Верховной Радой.

Есть основания надеяться, что эти реформы мы успешно завершим. Даже раньше, чем того требуют упомянутые международные партнеры.

Читайте: Могут возникнуть проблемы: когда Украина может получить "зеленый свет" для переговоров о членстве в ЕС

Новини партнерів