RU  UA  EN

среда, 18 декабря
  • НБУ:USD 41.50
  • НБУ:EUR 43.35
НБУ:USD  41.50
Политика

Последнее условие для вступления в ЕС: выполнит ли Украина требование Брюсселя

Киев должен следить за финансами всех чиновников пожизненно. Эта идея вызвала споры среди экспертов

Киев должен следить за финансами всех чиновников пожизненно. Эта идея вызвала споры среди экспертов Фото: архив

Украина близка к выполнению последнего условия Европейского Союза, необходимого для начала переговоров о вступлении нашей страны в ЕС: Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект, предусматривающий пожизненный финансовый мониторинг президентов, министров и самих народных депутатов даже после сложения ими соответствующих полномочий. "Апостроф" выяснял, как такое законодательство будет реализовываться в отечественных реалиях и с чем могут возникнуть проблемы.

Один раз PEP - навсегда PEP

Верховная Рада одобрила в первом чтении законопроект, который предусматривает, что украинские чиновники высшего ранга, будучи политически значимыми лицами (в западной политической культуре это так называемые PEP - Politically Exposed Persons) должны оставаться под постоянным финансовым мониторингом, даже в случае, если они покинут свои должности.

Речь идет о проекте закона №9269-д "О внесении изменений в закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" в отношении политически значимых лиц". Документ был принят за основу 21 сентября, предстоит еще второе чтение.

"В европейском законодательстве существует норма: once PEP - forever PEP (один раз политически значимое лицо - навсегда политически значимое лицо - "Апостроф"), - рассказал изданию один из авторов законопроекта, глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. – И одним из семи условий, которые должна выполнить Украина перед началом переговоров о вступлении в Европейский Союз, было внедрение этого принципа и в украинское законодательство".

Читайте: "Пшонка-стайл": у судьи во время обысков нашли его портрет в образе Цезаря, фото

Шесть условий из списка Евкомиссии Украина уже выполнила, поэтому, по мнению депутата, после того, как данный закон будет окончательно принят и подписан президентом, правительство сможет начать переговоры о вступлении в ЕС.

Кроме того, принятие данного закона является одним из требований Международного валютного фонда (МВФ).

"Раньше в Украине уже существовал пожизненный финансовый мониторинг для политически значимых лиц, - рассказал "Апострофу" руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский. - Однако после смены власти в 2019 году срок пребывания в статусе PEP был сокращен до трех лет. Антикоррупционным органам и западным партнерам это не понравилось, и они активно лоббировали возвращение пожизненного мониторинга".

К политически значимым лицам в Украине относятся: президент, министры и их заместители, депутаты, руководители центральных государственных учреждений (Национального банка Украины, Верховного и Конституционного судов, Государственного бюро расследований, Национального антикоррупционного бюро и т.п.), высшие военные руководители, руководитель и заместители руководителя Офиса ( или Администрации) президента, а также целый ряд чиновников, чьи должности отнесены к категории "А".

Банки должны осуществлять тщательный финансовый мониторинг всех операций не только указанных должностных лиц, но и операций их родственников и связанных лиц, в частности, проводить регулярную идентификацию, устанавливать происхождение поступающих на счета средств и контролировать соответствие расходов.

"Режим финансового мониторинга дает возможность банку приостановить любые трансакции клиента в случае возникновения подозрения, что они связаны с нелегальными доходами или отмыванием средств, - объясняет Илья Несходовский. - Эти операции будут проводиться только после того, как он докажет, что они законны".

Однако мониторинг не будет одинаково пристальным в течение всей жизни человека. Закон дает право банку, где обслуживается PEP, самостоятельно регулировать количество необходимых мер.

"Согласно законопроекту, после того, как лицо покинуло должность, банк в течение двенадцати месяцев проводит усиленный мониторинг. И, если он убедится, что за год в операциях клиента не обнаружено ничего подозрительного, банк своим собственным решением может ослабить контроль", - говорит Даниил Гетманцев.- Однако это не является обязательным условием, и банк может оставить предыдущий режим. А если контроль был ослаблен, то в любой момент, даже через несколько лет, сможет вернуться назад к усиленному мониторингу".

Коррупционеров меньше не станет

Учитывая распространенность и масштаб коррупции среди отечественных чиновников, идею усиленного контроля за их финансовыми операциями можно только приветствовать.

Однако многие эксперты выражают сомнения в том, что эта норма обеспечит значительное продвижение в деле предотвращения злоупотреблений со стороны действующих должностных лиц.

"Это типичный пример борьбы с последствиями, а не с причинами, - заявил "Апострофу" эксперт CASE Украина Владимир Дубровский. - Речь идет об охоте на возможных коррупционеров, которые уже покинули государственную службу. Конечно, это правильная мера, но она направлена на выявление людей, которые уже совершили коррупционные действия и нанесли ущерб государству. Кроме того, следует помнить, что она очень затратна - банки и государство будут тратить значительные ресурсы на многолетний мониторинг большого количества лиц".

По мнению эксперта, гораздо больший эффект дают меры, направленные не на борьбу с коррупцией, а на ее предотвращение.

"Наилучший эффект дает не охота за каждым чиновником, а введение законов, которые сокращают возможности для коррупции, - говорит Дубровский. - Например, долгое время в Украине существовала схема, когда за возврат НДС нужно было заплатить взятку. Со временем был внедрен прозрачный реестр налоговых накладных, а у налоговой забрали возможность самостоятельно решать, кому возвращать НДС, и эта схема утратила силу. Правда, сейчас придумали новую схему с блокировкой накладных. Но, думаю, разумными мерами и ее можно решить".

Он считает, что главное внимание государства должно быть сосредоточено на создании регуляций, которые усложняют коррупцию, что позволит сократить количество и масштабы злоупотреблений. Что касается финмониторинга, то это уже дополнительный способ давления на тех, кто все же нашел возможность конвертировать властные полномочия в денежные знаки.

"К тому же, сам по себе мониторинг дискреционен, то есть дает возможность людям, которые его осуществляют, по собственному решению усиливать или ослаблять контроль в отношении определенных лиц, - говорит эксперт. - А это порождает новые коррупционные риски" .

Кнутов много, пряников мало

Еще один риск, который влечет за собой пожизненный финмониторинг, - снижение привлекательности государственной службы.

"Постоянный финмониторинг требует от человека выполнения определенных формальностей, которые отнимают определенное время и внимание. И даже если человек абсолютно чист и не коррумпирован, он всю жизнь будет испытывать определенные неудобства. Банк в любой момент сможет заблокировать его платежи до выяснения обстоятельств", – объясняет Владимир Дубровский.

Поэтому очередь специалистов, желающих потрудиться на государственной службе, которая и сейчас не слишком длинная, может еще больше сократиться.

"Многие представители бизнеса откажутся рассматривать предложения о занятии определенных должностей в правительстве", - уверен Илья Несходовский. - В то же время, привлекательными останутся должности разных советников, которые имеют значительные властные полномочия, но не подпадают ни под один контроль или мониторинг, и не несут ответственности за принятые решения. Да и оплата там лучше, чем на государственных должностях" .

По мнению эксперта, сейчас появилось очень много "кнутов" для чиновников, в то время как "пряников" государственная служба может предложить очень мало.

"Так что наряду с созданием необходимых контрольных механизмов стоит задуматься и о стимулах, которые смогут привлечь на службу квалифицированных специалистов из частного сектора", - добавил Несходовский.

В свою очередь, Даниил Гетманцев считает, что финансовый мониторинг не создаст проблем для людей, которые приходят в органы власти с целью действительно служить государству.

"Мы не ставим перед собой задачу привлечь на государственную службу людей, которые хотят быстро набрать взяток, чтобы хватило на всю жизнь", - говорит народный избранник. - А если человек добросовестно выполняет свои обязанности и получает легальные доходы, то ему нечего бояться. никаких ограничений для его операций финансовый мониторинг не принесет".

Кроме того, не будем забывать, что это - устоявшаяся практика цивилизованного мира и требование нашего европейского будущего. И есть надежда, что никто поворачивать назад уже не будет.

Читайте: Декларации нужно открыть: три причины, почему Зеленский пошел на этот шаг

Читайте также

Новини партнерів