RU  UA

суббота, 27 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Регуляторная политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

В Украине вдвое подорожало электричество: но этого все равно мало

Новый тариф все еще далек от рыночного

Новый тариф все еще далек от рыночного Повышение тарифа с 1 июня не спасает энергетиков Фото: depositphotos.com

В Украине с 1 июня выросли цены на электричество. Несмотря на почти двукратный рост, новый тариф все равно существенно ниже рыночного, что затрудняет работу производителей энергии. Тем не менее, для многих украинцев даже такая цена будет слишком высокой. "Апостроф" разбирался в аргументах, как за, так и против этого непростого и непопулярного решения властей, а также в его возможных последствиях для экономики и страны в целом.

Непопулярное решение

В Украине почти вдвое выросли тарифы на электроэнергию для населения. Согласно постановлению правительства, с 1 июня тариф на электричество поднят с 1,44 гривны за 1 киловатт-час до 2,64 гривны за 1 киловатт-час.

Читайте: Что будет со льготами на коммуналку после повышения тарифов: украинцам дали объяснение

Постановление было принято на заседании Кабинета министров 30 мая, позже его текст появился на сайте правительства.

Решение об увеличении цен на электроэнергию не стало неожиданным - о необходимости такого, без преувеличения, крайне непопулярного шага власти говорили уже давно.

Еще в феврале советник премьер-министра Юрий Бойко в интервью "Апострофу" рассказывал, что в Украине тарифы на электроэнергию в 2,5 раза ниже, чем в соседних странах, из-за чего многие отечественные производители работают либо на грани рентабельности, либо в убыток.

По словам Бойко, тариф для бытовых потребителей (который действовал до 1 июня 2023 года) ниже реального рыночного примерно в четыре раза.

Не секрет, что власти рассматривали несколько вариантов повышения тарифов на электричество. Один из них, радикальный, предусматривал рост до рыночного уровня (который, если исходить из оценок Юрия Бойко, должен составлять порядка 6 гривен за 1 киловатт-час, и именно по такому тарифу уже давно платят юридические лица). Однако от него пока отказались.

Читайте: Платежки вырастут на 300 грн и больше: сколько будем платить за свет с 1 июня

Новый тариф, в соответствии с постановлением, будет действовать до конца 2023 года.

При этом министр энергетики Герман Галущенко заявил, что "сейчас второй этап (повышения тарифов) не предвидится". Но как долго продлится "сейчас", министр не уточнил.

Галущенко также сообщил, что после подорожания электричества сохранится и ночной тариф, составляющий 50% от основного.

Режим секретности

Разъяснения министра, безусловно, очень ценны. Однако сложно не обратить внимание на то, что само решение о повышении тарифа на электроэнергию готовилось в полной секретности. То есть с одной стороны, этого решения вроде как ждали, с другой же, процедура его подготовки была крайне непрозрачной.

"К сожалению, мы не видели расчетов, которыми руководствовалось правительство, принимая это решение. Да и стиль его принятия был довольно странным, - сказал в комментарии "Апострофу" директор по аналитическим исследованиям DiXi Group Роман Ницович. - По правилам, проект постановления должен быть сначала обнародован для того, чтобы специалисты могли его обсудить, оценить качество расчетов, высказать замечания. Но этого сделано не было, возможно потому, что предмет этого решения довольно политически чувствителен".

Видимо, по той же причине политической чувствительности власть не пошла на то, чтобы повысить тариф до рыночного уровня.

"Установленная цена все еще не соответствует реальной стоимости энергии. Если взять оптовую цену и прибавить к ней стоимость ее передачи и распределения, НДС и другие затраты, то рыночная цена энергии должна составлять не менее 5,5 гривны за 1 киловатт-час", - сказал Роман Ницович.

По мнению эксперта, данное решение является промежуточным, и его цель - сгладить проблему недополучения доходов генерирующими компаниями.

"Это решение даст дополнительный финансовый ресурс "Энергоатому", "Укргидроэнерго" и другим производителям для восстановления поврежденных и разрушенных объектов генерации и подготовки к новому зимнему сезону", - считает Роман Ницович.

И хотя сейчас правительство вроде как не планирует дальнейшее повышение тарифов на электричество, но со временем к такой идее вернутся.

"Возможно это - пробное решение для того, чтобы изучить, какими будут последствия повышения, приведет ли оно к увеличению поступлений, будет ли способствовать финансовому оздоровлению рынка электроэнергии, как отреагируют на повышение тарифа потребители, насколько вырастут неплатежи, каким окажется спрос на оформление субсидий и так далее. Если при учете всех названных факторов совокупный эффект от повышения тарифа окажется положительным, то, возможно, будет создана программа постепенного повышения тарифа до рыночного уровня", - убежден директор DiXi Group.

"Зеленые" долги

Повышение тарифа, безусловно, обеспечит некоторое увеличение денежных поступлений. По оценке Романа Ницовича, речь может идти о дополнительных платежах на общую сумму около 30 миллиардов гривен.

"Но эта сумма не может радикально изменить к лучшему ситуацию в отрасли", - отметил эксперт.

В том, что нынешнее повышение не решит проблем электроэнергетической сферы, уверен и эксперт по вопросам ЖКХ Олег Попенко.

"Поднятие тарифов не решит каких-либо вопросов энергетического комплекса, потому что эти средства пойдут на погашение задолженности перед инвесторами в "зеленую" энергетику", - написал он на своей странице в Facebook.

Фото: Pixabay

Попенко отметил, что в начале этого года с производителями "зеленой" энергии расплатились только за 2021 год. По его словам, задолженность НЭК "Укрэнерго" перед госпредприятием "Гарантированный покупатель" ("ГарПок"), которое выкупает электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников, на конец апреля составляла 16 миллиардов гривен.

В связи с этим эксперт задается вопросом: почему украинские потребители должны, по сути, оплачивать энергию, которая отпускается по завышенному "зеленому" тарифу?

"Почему бы этим инвесторам самим не выйти на рынок и не попытаться продать электроэнергию потребителям на общих условиях?", – отметил он.

Здесь нужно внести ясность. Дело в том, что на сегодня, в соответствии с действующим законом, государство обязано выкупать всю электроэнергию, производимую из возобновляемых источников, при этом покупать по так называемому "зеленому" тарифу, который, несмотря на постоянное снижение, все еще выше рыночного и существенно выше тарифа для населения.

Но государство, фактически, не может вовремя рассчитываться с "зелеными" производителями, в связи с чем накапливается задолженность по платежам перед ними.

Однако власти пытаются решить эту проблему, в частности, путем принятия нового закона, согласно которому производители "зеленой" энергии смогут выходить на рынок и продавать свою продукцию на аукционах.

Этот закон еще не принят – он утвержден пока что только в первом чтении и ждет рассмотрения во втором чтении.

Неплатежеспособный потребитель

Проблему "зеленого" тарифа решать, конечно же, нужно. Но мы вернемся к обычному тарифу для населения, который вырос почти вдвое. И хоть он все еще далек от рыночного, но для многих украинцев тариф ударит по карману.

Правительство, в свою очередь, обещает обеспечить жилищными субсидиями всех, кто в них нуждается, и глава Минэнерго Герман Галущенко прогнозирует, что в связи с ростом стоимости электричества размеры субсидий для граждан повысятся.

Однако далеко не все смотрят на это так же оптимистично.

Бывший министр социальной политики и вице-премьер Украины Павел Розенко напомнил, что правительство, в котором он работал, в 2015-2016 годах также столкнулось с необходимостью повысить коммунальные тарифы.

"Однако прежде чем принимать эти решения, была радикально упрощена система назначения субсидий. В результате, около 7 миллионов домохозяйств смогли получить помощь от государства, - сказал Розенко "Апострофу". - Нынешнее же правительство, напротив, практически уничтожило эту систему, передав вопрос о назначении субсидий от местных органов социального обеспечения в Пенсионный фонд. В результате, количество точек, где можно оформить субсидию, значительно сократилось. Отделения Пенсионного фонда перегружены, поскольку они одновременно выполняют свои собственные функции, а также несвойственные им функции Фонда соцстраха (недавно присоединенного к ПФ) и назначения субсидий".

Из-за этих проблем в последние полгода новые субсидии практически не назначались.

Кроме того, напомнил Павел Розенко, правительство приняло норму, согласно которой субсидии не назначаются людям, у которых есть задолженность по оплате услуг ЖКХ (субсидия не назначается при наличии задолженности свыше трех месяцев на общую сумму, превышающую 40 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, на сегодня это 680 гривен, - "Апостроф").

"Таким образом, человек, который и раньше не мог платить за коммунальные услуги, лишается возможности получить помощь и возобновить оплату, по крайней мере, текущих счетов, чтобы не наращивать свой долг", – говорит эксперт.

В конечном итоге, это приведет к еще большим долгам населения.

"В результате повышения тарифов при нерабочей системе субсидий может возникнуть ситуация, когда энергетики не получат дополнительных средств из-за того, что увеличится количество людей, которые не платят за электричество. Вместе с тем, объемы задолженности будут расти, что в перспективе приведет к долговому кризису. И тогда государство будет вынуждено либо принудительно взимать эти долги, либо массово выселять людей из жилья, что приведет к росту социальной напряженности", - подытожил Павел Розенко.

Читайте: Проблему не решат: эксперт спрогнозировал суммы за свет в платежках и напомнил о запрете на повышение

Новини партнерів

Читайте также

Кредитная кабала: что придумали в Верховной Раде с процентной ставкой

Запрет кредитных компаний не решит проблему несправедливых процентных ставок по займам, но необходимо более жесткое регулирование