RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Регуляторная политика
Мнение

Повышение тарифов на электроэнергию: сколько должны платить украинцы

Алексей Кучеренко о проблемах с тарифами для украинцев

Тарифы на электроэнергию Украинцы должны платить за свет больше Фото: tek.energy

Пока в Украине действует военное положение, тарифы на коммунальные услуги повышать нельзя. Но это не всех тарифов касается. Тарифы на электроэнергию и холодную воду могут быть повышены. Более того, повышение тарифов на электроэнергию крайне необходимо. Детальнее о том, сколько украинцы должны платить за свет и какие категории населения нужно защитить - в эфире Апостроф TV рассказал народный депутат от фракции "Батькивщина", первый заместитель председателя Комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Алексей Кучеренко.

Уже третий год войны в украинской энергетике происходят серьезные процессы, а никаких изменений в системе управления и регулирования не происходит. В результате накапливаются огромные долги и происходит очень большой хаос и на энергорынке, и на газовом рынке. Когда речь идет о том, что "теплокоммунэнерго" должны "Нафтогазу" около 70 млрд грн за газ - это реальная угроза национальной безопасности. Ибо эти долги, рано или поздно, нужно отдавать. А во-вторых, они не дают делать необходимые работы.

Читайте: Вырастут сразу несколько тарифов на коммуналку: к каким "сюрпризам" готовиться украинцам

И накопление долгов – это свидетельство того, что система управления и регулирования на сегодняшний день не соответствует реалиям.

О вероятности повышения тарифов на электроэнергию. Этот вопрос рассматривается. Я не хочу разочаровывать украинцев, пусть им кто-нибудь другой не очень хорошие новости рассказывает. Но я практически убежден, что неизбежно повышение тарифа на электроэнергию для населения. Напомню, что для населения электроэнергию поставляют две государственные компании – Энергоатом и Укргидроэнерго – по механизму так называемого возложения специальных обязанностей. То есть им правительство определило цену на электроэнергию, которую они продают с убытком.

И из-за того, что они это делают с убытком, Энергоатом не выполняет своих программ, а Укргидроэнерго потеряла серьезную генерацию и так же имеет огромные проблемы. Поэтому эти компании сегодня потребуют, чтобы население потребляло электроэнергию по себестоимости. Никакой рыночной цены точно не может быть – это однозначно. А по себестоимости их позиция будет обоснована. По моим подсчетам и тем ответам, которые я получал в свое время от правительства – это где-то 3,5 гривны. Я давно знаю эту цифру и не случайно сейчас и в правительстве идет дискуссия вокруг нее.

Еще раз. Я бы этого не хотел. Какой нормальный человек любит, когда повышают тарифы? Но я достаточно хорошо понимаю проблемы на рынке и почему выхожу из такого сценария, о котором я говорю.

В то же время обращаю внимание, что на цены на газ, тепло и горячую воду наложен мораторий законом Украины. То есть там точно не будет никаких движений. В зоне риска электроэнергия и в определенной степени холодная вода.

Читайте: Каждый украинец должен 4 тысячи долларов: как Украина будет отдавать государственный долг

Что касается водоснабжения, то в свое время регуляторы тоже наделали делов. Потому что у нас загнали все водоканалы в долги. В результате водоканалы не рассчитываются за электроэнергию, накапливаются долги и эта цепь в конечном счете доходит до тех проблем на энергорынке, о которых я уже сказал.

Относительно импорта электроэнергии в сегодняшних условиях. Эта электроэнергия идет на рынок. А бизнес и бюджетные предприятия, по сути, покупают электроэнергию с рынка. Дело в том, что у нас на оптовом рынке цена достаточно давно примерно такая же, как и в Европе. То есть рынки сбалансировались и цены там выровнялись. Рыночная цена весь год держалась на отметке около 6–6,5 грн. А для населения 2,64. Разница в два с половиной раза. Но этот дисбаланс долго не может существовать. Интеграция рынков неизбежна и как только это произойдет, начнется определенный процесс выравнивания цен. Для этого нужно прежде всего защищать малообеспеченных. Я бы даже предложил НКРЭКУ, чтобы абсолютно не трогали людей, у которых очень малое потребление. Это обычно бедные люди. Условно говоря, 100–150 кв можно вообще не трогать по цене, чтобы не пострадали бедные люди. При этом у нас достаточно людей, способных платить по себестоимости. Потому что рыночная цена – это гораздо больше.

Читайте: Коллапс ЖКХ, сокращение соцвыплат: нардеп Кучеренко указал, чем грозит дальнейшая милитаризация экономики