Министерство финансов презентовало реформу Государственной фискальной службы (ГФС) до конца 2016 года. За полтора года обещают ликвидировать коррупционные схемы, сократить половину персонала, максимально автоматизировать работу таможенных и налоговых сервисов, упростить администрирование. В Кабмине также намерены реализовать пилотный проект по передаче таможни частным компаниям и ввести KPI (ключевые показатели эффективности ) для сотрудников ведомства. Впрочем, пока власти преследуют одну цель — наполнить бюджет. Уровень налоговых поступлений и будет основным критерием оценки работы председателя ГФС и его заместителей, что не обещает легкой жизни бизнесу.
Спустя полтора месяца после назначения нового руководства Государственной фискальной службы министр финансов Наталья Яресько и председатель ГФС Роман Насиров презентовали план реформы ведомства. Решено, что служба окончательно перейдет в подчинение Минфину. Вместе с тем запланировано создание нескольких новых департаментов. Среди прочего, обещана некая "интеграция налоговых и таможенных органов" на региональном уровне, а также уменьшение количества органов, имеющих статус юридического лица. Насиров также добился введения трех дополнительных должностей заместителей председателя ГФС, доведя их количество в общей сложности до пяти. "Интеграция налоговых и таможенных органов на региональном уровне не просто уменьшит количество самих органов, а позволит налогоплательщикам обращаться в единый центр, имея перед собой одного фискального офицера", — объяснил Насиров. Также стоит отметить намерения чиновников провести демилитаризацию налоговой милиции, чтобы избавить ее от имиджа карательного органа.
По словам министра финансов Натальи Яресько, прежде всего, поставлена цель ликвидировать коррупционные схемы в налоговой и таможне, перекрыв контрабандные каналы и "налоговые ямы". Второе — ввести последовательный и равный подход к бизнесу. "Это ключевой элемент для улучшения инвестиционного климата, что обеспечит создание новых рабочих мест, увеличит зарплаты и вернет экономику к росту в 2016 году", — отметила Яресько. По ее словам, после реструктуризации фискальной службы Минфин рассчитывает на увеличение бюджетных поступлений и изменение налоговой культуры в стране в целом. "Это не будет легкий и быстрый процесс. Но мы должны завершить реформу к концу 2016 года", — уточнила министр.
Судя по всему, в рамках реформы в ГФС ожидается большая кадровая чистка. "Мы должны вдвое снизить количество сотрудников и повысить использование IT-систем в работе как налоговых, так и таможенных органов. Это позволит платить больше зарплаты тем, кто останется работать в службе", — сказала министр. Роман Насиров, правда, уточнил, что на первом этапе сокращения будут не столь масштабными. Кроме того, по словам главы ГФС, в скором времени будет создана экспертная комиссия для определения уровня зарплат сотрудников фискальных органов. "Необходимо разработать с Минфином новую финансовую модель для ГФС, реализовать пилотный проект по оценке "нулевой базы" бюджета. Еще раз пересчитать по всем направлениям с первой гривны, сколько нам нужно денег и на какие цели они используются", — добавил Насиров.
Если Насиров и Яресько больше говорили о глобальных задачах, то премьер-министр Арсений Яценюк предложил главе ГФС опубликовать список компаний, которым государство задолжало с бюджетным возмещением НДС. Об этом, как ранее заявлял "Апострофу" заместитель главы Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник, уже давно просит бизнес. Наличие таких списков добавит прозрачности процессу, считает эксперт.
Ряд новшеств ждет таможню. По словам Яценюка, несмотря на смену власти, таможенники на местах продолжают покрывать большинство незаконных схем. Многие компании, по словам премьера, имеют привилегированное положение при растаможивании товаров. Помимо того, что бюджет не получает миллиарды гривен в бюджет, коррупция на таможне демотивирует тех, кто готов работать легально, полагает глава правительства. Ломать систему Яценюк предложил, проведя эксперимент на отдельных таможнях, пригласив к их управлению частные иностранные компании, как, например, Crown Agents. "Первый этап — определить таможни. Предлагаю отдать наиболее коррумпированные", — заявил премьер.
По словам экспертов, подобный опыт привлечения частных структур есть у некоторых балканских стран, в частности Болгарии, Албании, Македонии. "Но это больше консультативные услуги, например, советы в кадровых решениях, как лучше реформировать, какая структура нужна, какие у нее должны быть функции", — объясняет экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ангела Бочи. По словам госпожи Бочи, зная, какой на таможне бардак (раз туда зовут иностранную компанию), государство почему-то не предпринимает конкретных шагов уже сейчас.
Еще одна идея премьера, которая вызывает не меньше вопросов, — это создание совместных со странами ЕС таможенных постов. Собственно, еще в начале года президент Петр Порошенко поручил правительству проработать такую возможность. Насколько это возможно сейчас — сказать сложно. "Мы можем много всего заявлять, но главное то, как в ЕС воспримут эту инициативу. Тем более что у нас много других заданий перед ЕС в рамках Соглашения об ассоциации, в том числе — относительно нетарифного регулирования и повышения прозрачности таможенных органов", — объясняет госпожа Бочи.
Впрочем, главным показателем эффективности работы фискальной службы будут все же сборы в бюджет. В частности, Яценюк уже через три месяца намерен требовать от Насирова и его заместителей отчета по поступлениям с НДС. Для главы ГФС, например, удовлетворительным будет считаться показатель увеличения сборов налога на добавленную стоимость на 5% в мае-июле. По словам Яценюка, добиться этого необходимо за счет "реальной борьбы с налоговыми ямами". Это означает, что давление на бизнес продолжится, поскольку в последние месяцы доходы госбюджета перевыполняются за счет девальвации и роста цен. Премьер не учитывает этот факт, а значит, критерий эффективности выбран, возможно, не самый лучший. И совсем уж непростая задача стоит перед заместителем Насирова Константином Ликарчуком, который отвечает за направление таможни. От него ожидают роста таможенных поступлений на 20%.
Эксперты пока сдержанно оценивают анонсированную реформу, собираясь дождаться ее выполнения. Глава Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина считает, что задача, которую ставит Минфин и правительство, вполне выполнима. "Каждый шаг налоговой можно просчитать — что это стоит государству и что это стоит бизнесу. Думаю, реформу можно считать состоявшейся, когда микробизнес, который работает легально и честно, не будет знать имени своего инспектора и имени того, кто возглавляет его районную налоговую", — считает Ляпина.