RU  UA

суббота, 27 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Налоги

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Довоенные налоги возвращаются: что изменится для бизнеса в Украине с 1 июля

Некоторые решения властей выглядят поспешными и необоснованными

Некоторые решения властей выглядят поспешными и необоснованными Фото: Pixabay

Налогообложение бизнеса в Украине постепенно возвращается к довоенной модели. Менее чем через месяц будет отменен 2%-й налог с оборота. Кроме того, вернутся налоговые проверки, которые всегда были благодатной почвой для коррупции. "Апостроф" разбирался, почему власти решили отменить льготную налоговую систему, введенную в прошлом году на время действия военного положения, и какие есть риски поспешных решений в этом направлении.

2% больше не будет

В марте-апреле прошлого года правительство и Верховная Рада с огромной скоростью продуцировали решения, предусматривавшие различные послабления для предпринимателей. Цель этих мер была очевидна: в условиях общей паники и дезорганизации государственного управления сохранить для бизнеса возможность хоть как-то работать во время войны.

Одним из наиболее радикальных решений было разрешение почти всем предприятиям (с годовым оборотом до 10 миллиардов гривен) перейти на единый налог в размере 2% от оборота.

Были и другие послабления для бизнеса, такие как возобновление возможности беспошлинного ввоза автомобилей и мораторий на проведение проверок. Срок действия этих решений в большинстве случаев указывался как "до окончания военного положения". Более точной даты на тот момент никто себе представить не мог.

Однако война не прекращалась, а военное положение, соответственно, сохранялось. После тяжелой зимы восстановилось электроснабжение, и начал оживать бизнес. В связи с этим правительство и народные депутаты пришли к выводу, что пора возвращаться к обычной - довоенной - системе налогообложения. Ведь дату окончания войны все еще невозможно предсказать, а бюджет наполнять надо.

В частности, было возобновлено налогообложение автомобильного топлива. Напомним, что в начале российского вторжения были отменены акцизы на эту группу товаров, а НДС – уменьшен с 20% до 7%. Но в октябре 2022 года акцизы на горючее вернули, хотя и на более низком уровне, чем это было до войны. При этом с 1 июля 2023 года все налогообложение на рынке нефтепродуктов возобновляется в полном объеме: НДС – 20%, акциз на бензин – 213,5 евро за тонну, на дизель – 139 евро за тонну.

Покончить с остальными налоговыми льготами призван законопроект №8401, который уже одобрен Верховной Радой в первом чтении. Основные "новые старые" нормы, которые он предусматривает, - отмена единого налога в размере 2% и возвращение предприятий, которые его уплачивают, в общую систему налогообложения, а также возобновление в полном объеме налоговых проверок.

Разработан данный законопроект в правительстве. Главным аргументом в пользу его принятия является подписанный меморандум с МВФ, который, в частности, предусматривает возобновление налогообложения для бизнеса. Финансисты фонда считают, что, испытывая потребность в значительной международной финансовой поддержке, Украина должна, по крайней мере, собирать те налоги, которые может.

Такая постановка вопроса, с одной стороны, выглядит достаточно справедливой, однако профильные специалисты отмечают, что разработанный правительством законопроект содержит ряд спорных моментов, которые могут привести к ухудшению экономической ситуации и повышению коррупционных рисков.

Меньше всего споров вызывает отмена 2%-го единого налога.

"С момента его введения всем было понятно, что это временная мера в чрезвычайной ситуации, - пояснил в комментарии "Апострофу" координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман. - И он не имел большой популярности среди отечественных предприятий. На этот налог перешли всего около 40 тысяч ООО и 300 тысяч ФОПов. Большинство из них и до этого работали на едином налоге и, фактически, воспользовались возможностью платить 2% вместо 5%. Поэтому отмена этой нормы является вполне логичным шагом".

Руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский согласен с тем, что данный налог должен быть отменен, поскольку им в значительной мере воспользовался бизнес, который не нуждался в государственной поддержке. Например, игорный бизнес и импортеры, которые благодаря этой льготе получили возможность почти не платить налоги.

"Однако, если с 1 июля одновременно отменить этот порядок для всех предприятий, это может привести к существенным техническим проблемам, - сказал эксперт изданию. - Следует иметь в виду, что значительная часть предпринимателей, которые сейчас платят 2%-й налог, будут не возвращены на 5% налог, а переведены на общую систему налогообложения, и им нужно время на подготовку. Именно поэтому со стороны правительства было бы правильно при отмене этого порядка налогообложения предусмотреть переходный период и отменять его постепенно, начиная, например, с заведений торговли".

Также законопроект в нынешнем виде не учитывает тот факт, что сегодня значительное количество предпринимателей находятся за границей.

"Женщины ФОПы, которые с начала вторжения уехали из страны, не могут закрыть свои предприятия, поскольку за границей нельзя получить необходимые для этого электронные подписи, - говорит Илья Несходовский. - Поэтому после отмены льгот им начнут начислять налоговую задолженность, которая будет предъявлена им сразу же по возвращении домой, что может стать еще одним стимулом для того, чтобы остаться за границей".

К тому же, хотя вопрос о возвращении к уплате НДС уже назрел, часть экспертов считает, что бизнес еще недостаточно пришел в себя для того, чтобы платить налоги так, как если бы войны не было.

"Бизнес восстанавливается, однако все равно находится в сверхсложных условиях, — сказал в разговоре с "Апострофом" эксперт CASE Украина Владимир Дубровский. - Поэтому, рассматривая возврат к предыдущей налоговой модели, необходимо подумать о мерах, которые хотя бы частично компенсируют потери. В первую очередь это может быть введение налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль. А также было бы целесообразно вернуться к проекту сокращения нагрузки на заработную плату, который рассматривался до начала российского вторжения".

Штрафы "задним числом"

Если отмену льготного налогообложения можно считать – с оговорками – оправданной мерой, то возвращение проверок может стать чувствительным ударом для бизнеса. Ведь проверки являются одним из основных инструментов коррупции в налоговой.

"Опыт 2022 года показал, что проверки не являются универсальным средством поддержки налоговой дисциплины, — говорит Владимир Дубровский. - Отечественные предприниматели и без них достаточно добросовестно платят налоги. Это видно из того, что при падении ВВП в прошлом году почти на треть сумма налогов сократилась только на 8%. Конечно, не все предприниматели отличаются образцовой добросовестностью, и проверки нужны, но точно не в таком количестве, как их любит проводить налоговая".

Больше всего бизнес раздражают проверки использования регистраторов расчетных операций (РРО).

"Тотальное внедрение РРО для мелких предпринимателей с самого начала было ошибкой, - говорит Владимир Дубровский. - А возобновлять проверки их использования во время войны - преступление. Вернуть проверки можно только при одновременном принятии закона, который отменит тотальную фискализацию и внедрит рискоориентированный подход, при котором РРО обязаны будут пользоваться только определенные группы предпринимателей, у которых риск налоговых злоупотреблений самый высокий. Навязывать РРО продавцам пирожков или шаурмы - нерациональное решение" .

Кроме того, по словам Олега Гетмана, нормы закона, который намерена принять Верховная Рада, выписаны таким образом, что в случае, если он будет принят в нынешнем виде, налоговики получат возможность штрафовать предпринимателей задним числом за весь период, когда проверки использования РРО не проводились.

"Конечно, законопроект должен быть исправлен таким образом, чтобы лишить налоговиков такой возможности, - считает эксперт. - Любые штрафы могут налагаться только за нарушения, которые будут выявлены после того, как проверки возобновятся".

Также при подготовке документа ко второму чтению законодателям следует уточнить сферу применения РРО. Нужно избавить от необходимости иметь РРО самых мелких предпринимателей, которые по роду своей деятельности никогда не достигнут оборотов более 5 миллионов гривен в год, например, торговцев на рынках. Ведь РРО никак не повлияет на размер их налогов, а лишь станет для них дополнительной финансовой нагрузкой.

"И, наконец, если правительство считает необходимым возобновить проверки, то они должны быть жестко регламентированы, – добавляет Олег Гетман. – Налоговая должна работать исключительно с рискованным бизнесом, выявляя крупных "схемщиков", не трогая "белый" бизнес".

Такие изменения будут иметь особое значение накануне анонсированной перезагрузки налоговой.

"Новые сотрудники, которые будут приходить в службу, должны четко отдавать себе отчет, что они идут не "зарабатывать" на коррупции, а работать за зарплату, — говорит Владимир Дубровский. - Поэтому очень важно именно сейчас предельно сократить объемы проверок, чтобы перекрыть коррупционные потоки".

По словам Олега Гетмана, сегодня профильные специалисты вместе с представителями парламента и правительства работают над разработкой поправок в закон, которые помогут сделать его более благоприятным для бизнеса. Конечно, для такой работы нужно время, так что принять и запустить в действие данный закон до 1 июля будет достаточно проблематично. Тем более, что это противоречит Бюджетному кодексу, согласно которому изменения в налогообложение должны приниматься не менее чем за полгода до их внедрения.

"Ввиду этого, и большого объема работы по доработке законопроекта, скорее всего, до июля этот закон принят не будет, - прогнозирует Гетман. - Поэтому все ведущие бизнес-ассоциации и аналитические центры обратились в комитет и фракции парламента с предложениями ввести закон только с соблюдением требований Бюджетного кодекса, то есть с 1 января 2024 года. И мы надеемся, депутаты прислушаются и учтут предложения бизнес-сообщества".

Читайте также: "Пеньюары для ВСУ": как украинских волонтеров налогом облагали

Новини партнерів

Читайте также

Рай для избранных: что не так с налоговой системой в Украине

В Украине налоговая система требует кардинальных реформ, но вот рубить с плеча нельзя - и вот почему...

Украинцы, делитесь вашими доходами: что предполагает национальная стратегия-2030

Большинство положений Национальной стратегии доходов, подготовленной правительством, вредны для украинской экономики

Принуждение к взяткам: в Украине начинаются налоговые проверки бизнеса

МВФ потребовал от Украины возобновить налоговые проверки предпринимателей, что это значит