RU  UA

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Транспорт и связь

Авиакомпания за газовые деньги: зачем Украине еще один национальный перевозчик

Перевозчик будет использовать самолеты украинского производства

Национальный авиаперевозчик Фото: Pixabay

В Украине планируют создать государственную авиакомпанию. "Апостроф" разбирался, откуда возьмутся деньги на этот проект, и насколько целесообразно появление нового перевозчика в период жесточайшего кризиса, который обрушился на отечественную отрасль авиационных перевозок.

В Украине должен появиться государственный авиаперевозчик. Об этом заявил президент Владимир Зеленский.

Эту идею глава государства впервые озвучил в апреле этого года. По его словам, национальная авиакомпания будет эксплуатировать самолеты национального производителя - то есть самолеты компании "Антонов": "Почему на внутренних рейсах не летают наши самолеты? Где наши АН? Мы должны создать государственную современную авиакомпанию. На уровне Turkish Airlines или Singapore Airlines. Государство готово выделить на это деньги именно ради того, чтобы мы создали национального государственного авиаперевозчика".

Собственно, главная цель - это восстановить авиастроение в стране, загрузить заказами существующие предприятия. Последний раз "Антонов" работал на полную мощность в далеком 1990 году, когда еще выполнял заказы для Советского Союза. За годы Независимости было построено с десяток самолетов, а за последние пять лет - вообще ни одного.

Кроме восстановления авиапрома целью является также появление высококачественной авиакомпании, которая будет приносить прибыль государству. Хотя, как известно, внутренние рейсы в Украине, в отличие от зарубежных, преимущественно убыточные, поэтому о прибыли возможно говорить рано.

Цена мечты

Сколько может стоить президентская мечта?

В работе государственной авиакомпании планируют использовать самолеты АН-148 и АН-158. Цена таких самолетов - 30 миллионов долларов, однако государству их могут продать за 25 миллионов долларов за штуку.

То есть на закупку, условно, пяти самолетов государству необходимо будет выложить как минимум 125 миллионов долларов (3,5 миллиарда гривен).

Ан-158Фото: Википедия

А еще нужны аэропорты, которые в регионах, откровенно говоря, не в лучшем состоянии.

Эксперт по вопросам транспорта Кирилл Новиков говорит, что сегодня в национальном реестре числится 21 аэродром, из которых только 17 - это аэропорты. "В более-менее пригодном состоянии только 12-15 аэропортов. Это даже не во всех региональных городах они есть", - сказал он "Апострофу".

Возможно еще что-то будет сделано в рамках программы "Большая стройка", но и этого будет недостаточно.

В принципе, необходимые деньги на этот проект найти можно. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект (№4119) "О внесении изменений в закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2020 год" (относительно реализации положений статьи 11 закона Украины "О рынке природного газа")", предусматривающий взаиморасчет между государственным бюджетом, а также компаниями НАК "Нафтогаз Украины" и ОАО "Укрнафта", по результатам которого в государственной казне должен образоваться излишек в 10,3 миллиарда гривен. Эти средства будут направлены на инфраструктурные проекты, причем 5 миллиардов гривен запланированы как раз на государственную авиакомпанию.

Но законопроект еще не принят и даже не рассмотрен Радой.

Государственный или национальный

Речь также идет о возможном привлечении инвесторов. Однако, это будет, как минимум, государственно-частное сотрудничество, а не государственное предприятие. Хотя, надо отметить, та же Turkish Airlines сейчас только на 49% принадлежит государству, а на 51% - частным собственникам.

Но кто в эти далеко не лучшие для экономики времена решится вложить деньги в авиаотрасль, которая вероятно пострадала больше всех?

В комментарии изданию бывший заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер отметил, что внутренние инвесторы вряд ли захотят сейчас вкладываться в убыточную отрасль, а внешние просто не придут в Украину: "Украина не привлекает денежные поступления из-за отсутствия судебной реформы. Да и тем более в государстве уже есть сильные игроки - какой смысл в новом?".

В Украине есть так называемый "национальный перевозчик" - самая мощная в стране авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ), функционирующая с 1992 года, и относительно молодая авиакомпания SkyUp, которая позиционирует себя как украинского национального лоукостера.

На сегодня обе компании находятся в частных руках, но МАУ начинала свой путь именно как государственная компания и частной на все 100% стала лишь в 2011 году.

Кризис, вызванный пандемией COVID-19, нанес значительный удар по всем отраслям экономики. Но если большинство секторов хоть и медленно выходят из этого кризиса, понемногу адаптируясь к новым условиям, авиационная отрасль продолжает терпеть лишения (вместе с туристической).

Некоторые перевозчики, как, например, британская авиакомпания Flybe, так и не смогли справиться с проблемами и обанкротились. Однако другие, среди которых Air France и Lufthansa, благодаря государственной поддержке продолжают летать и ждут лучших времен.

Кирилл Новиков говорит, что во многих странах если правительство не выделяет деньги из бюджета на помощь авиакомпаниям, то хотя бы банки выдают им кредиты под небольшие проценты или им отменяют налоги.

Соучредитель компании SkyUp Александр Альба в одном из интервью признался, что 2020 год стал для перевозчика очень сложным. В период локдауна в компании были вынуждены уволить 10% работников. По его словам, SkyUp'у трудно выдерживать конкуренцию с другими компаниями, которые в своих государствах получили финансовую помощь.

Фото: Facebook компании

Не лучше ситуация в МАУ. Как отметил Владимир Шульмейстер, компания уже несколько последних лет показывает убыточные цифры, в связи с чем он удивляется, как вообще она выживает сейчас.

Помоги себе сам

Поэтому, вероятно, сегодня лучше было бы помочь уже существующим перевозчикам, а не создавать нового.

"Я не говорю, что государство должно получать все деньги из бюджета и помогать национальным авиакомпаниям, но и не надо создавать для них еще одного конкурента", - сказал Шульмейстер.

Кирилл Новиков тоже считает, что пока нет рациональной необходимости в создании государственной авиакомпании: "На сегодня авиаотрасль восстановилась лишь на четверть и когда вернется к прежним показателям - неизвестно".

Таким образом, можно констатировать, что сама идея создания национального авиаперевозчика, который будет использовать самолеты национального производителя, в целом неплохая. Но момент для этого выбран не самый удачный.

Не исключено, что форсированное создание мощной государственной авиакомпании в условиях экономических трудностей в отрасли приведет к банкротству других участников рынка. И здесь возникает вопрос: а не является ли это главной целью? Однако это может быть всего лишь совпадение.