RU  UA

воскресенье, 28 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Транспорт и связь

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

На вес золота: когда на АЗС появится бензин, и сколько он будет стоить

Некоторые ограничения на продажу топлива сохранятся до конца войны

Некоторые ограничения на продажу топлива сохранятся до конца войны Фото: Pixabay

В Украине не хватает автомобильного топлива. При этом, как это всегда бывает во время дефицита, на некоторых АЗС его можно купить, но по ценам вдвое выше, чем установило правительство. "Апостроф" выяснял, когда бензин и дизель появятся в свободной продаже.

Бензин из-под полы

Рынок автомобильного горючего в Украине продолжает лихорадить. После нескольких недель относительно благополучного положения, когда хоть и с определенными ограничениями, и не на всех АЗС автомобиль все же можно было заправить, в стране снова возник дефицит.

Большинство заправок закрылось, а многие из тех, где бензин все же есть, перестали считаться с государственными ценовыми ограничениями. Как результат, стоимость литра бензина иногда достигает 75 гривен, а дизеля - 80 гривен. Напомним, что предельные цены для розничных продаж, установленные Министерством экономики 5 мая, составляют для бензина 37,69 гривны за литр, а дизеля – 42,63 гривны за литр. Для премиальных марок продавцы могут устанавливать 5%-ю надбавку, следовательно цены не должны превышать 39,57 гривны для бензина А-95 и 44,76 гривны для дизельного топлива.

По словам директора консалтинговой группы "А 95" Сергея Куюна, в таком режиме работают единичные АЗС или небольшие сети, расположенные, как правило, за пределами крупных городов, где контроль над их деятельностью несколько ослаблен.

Часть сетей не решаются открыто выставлять завышенные цены, однако и не соблюдают ограничений, установленных правительством. На стелах они указывают нули или цифры, не имеющие ничего общего с реальными ценами (например, 0,99 или 0,1). Однако знающие люди могут приобрести там бензин за наличные по 50-60 гривен за литр.

Наиболее крупные и респектабельные сети подобных методов себе, как правило, не позволяют и торгуют, придерживаясь определенных правительством предельных цен. Однако они страдают от недостатка товара и не могут удовлетворить все потребности потребителей, из-за чего перед работающими АЗС выстраиваются километровые очереди.

Обострение проблемы дефицита горючего, как объяснил Сергей Куюн, связано с серией российских ракетных атак на нефтебазы по всей стране и разрушением единственного в Украине крупного нефтеперерабатывающего предприятия – Кременчугского НПЗ. Этот завод до войны удовлетворял потребности украинского рынка бензина примерно на 50%. Остальные нужды закрывались импортом, преимущественно из россии и Беларуси. После начала войны доля завода на рынке значительно возросла. Поэтому его остановка вызвала острый дефицит.

"На сегодняшний день единственным каналом поставки горючего в Украину остался импорт со стороны стран Европейского Союза, - говорит эксперт. - И хорошая новость состоит в том, что необходимые объемы нефтепродуктов там есть - на нефтеперерабатывающих предприятиях и складах в соседних странах. Однако украинская транспортная инфраструктура никогда не ориентировалась на поставки нефтепродуктов из Европы и сегодня технически не готова к резкому наращиванию объемов поставок".

По словам Куюна, в настоящее время Украине не хватает железнодорожных цистерн для перевозки нефтепродуктов. Эту нехватку можно было бы частично перекрыть за счет автомобильных перевозок. Однако для этого существует ряд барьеров технического и бюрократического характера.

"Многие украинские бензовозы не отвечают техническим требованиям, предъявляемым Европейским Союзом, и из-за этого не могут пересекать западную границу, - говорит эксперт. - В то же время, в течение длительного времени украинские перевозчики страдали от нехватки специальных разрешений на перевозки внутри ЕС".

Преодолевая преграды

На сегодняшний день идет работа по устранению препятствий, которые мешают поставкам. Бензовозы дооснащаются в соответствии с европейскими требованиями, а правительство работает над снятием административных барьеров. Европейские партнеры, как правило, идут навстречу, понимая тяжелую ситуацию, в которую попала Украина, и важность бесперебойного снабжения горючим.

В частности, Министерство инфраструктуры Украины и Министерство инфраструктуры и развития Польши уже достигли договоренности об отмене разрешений для всех перевозчиков, осуществляющих международные перевозки топлива. Отныне как украинские, так и польские бензовозы могут свободно в любом количестве пересекать украинско-польскую границу. Для этого им лишь нужно не менее, чем за сутки пройти регистрацию, заполнив специальную электронную форму.

"Новые правила уже вступили в силу, и их преимуществами могут воспользоваться как украинские, так и польские перевозчики. Благодарен польской стороне за конструктивную работу", - заявил министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков.

Что касается ценообразования, то в ближайшее время правительству следует сохранить государственное регулирование, считает Сергей Куюн.

"Введение свободного ценообразования было целесообразно в марте, - объясняет он. - Тогда это стимулировало бы трейдеров более активно работать в направлении поиска альтернативных каналов поставки. Однако в нынешней ситуации освобождение цен не даст результата. Поскольку дефицит связан не с экономическими причинами, а с ограниченными транспортными возможностями, переход на свободное ценообразование приведет лишь к резкому скачку цен без увеличения объемов поставок".

По словам эксперта, формула, применяемая на сегодняшний день Кабинетом министров при расчете предельных цен, учитывает стоимость доставки с европейских заводов и позволяет работать с прибылью.

Куюн прогнозирует, что благодаря мерам, которые сегодня принимают трейдеры и перевозчики, напряженность на рынке, скорее всего, удастся снять в конце мая – начале июня.

Конечно, трудности со снабжением сохранятся до конца войны, однако некоторые ограничения можно будет смягчить. Также можно надеяться, что скоро увеличится количество работающих АЗС, и возрастет норма отпуска бензина на один автомобиль – до 20-30 литров вместо нынешних 10-ти.

Таким образом, автомобилистам придется немного подождать и с пониманием отнестись к ситуации - ведь в стране идет война.

Новини партнерів

Читайте также

Полеты во сне и наяву: можно ли возобновить авиасообщение в Украине

В Украине возникла идея возобновить авиасообщение еще до окончания войны - возможно ли это

Вне зоны досягаемости: кто погасил "Киевстар" и когда он заработает

Компания Киевстар подверглась масштабной хакерской атаке, когда восстановится связь и есть ли угроза для других мобильных операторов Украины

Поляки наглеют: между Киевом и Варшавой разгорается новый конфликт

Польские перевозчики грозят перекрыть пункты пропуска на границе с Украиной - что происходит