RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Культура

Министерство уничтожения Киева: как Минкульт меняет исторический облик столицы

Ведомство помогает застройщикам сносить исторические здания Киева

Историческая застройка, Киев, минкульт ЖК Tetris Hall на фоне исторического здания Фото: Апостроф / Роман Петушков

Киев быстро меняет свой внешний вид. Все чаще исторические здания попадают под ковш экскаватора ради нового жилого комплекса или бизнес-центра. С такими темпами в ближайшие десятилетия столица изменится до неузнаваемости. Вместо небольших кирпичных усадеб с уютными двориками, центр Киева будет застроен многоэтажными ЖК, окруженными высокими заборами. "Апостроф" рассказывает, благодаря кому старый Киев, который мы знаем, скоро окончательно исчезнет.

Но прежде чем мы начнем разбираться с проблемами украинской столицы, нам стоит познакомиться с термином, который будет иметь одно из решающих значений в уничтожении исторической застройки города. Это термин - "исторический ареал".

Исторический ареал - это установленная на уровне приказа профильного министерства зона, в который Министерство культуры и информационной политики Украины (далее - МКИП) контролирует любые строительные работы, реагирует на угрозы разрушения домов, проводит надзор за выполнением работ по исследованию, консервации, реабилитации, реставрации, ремонту, приспособлению и музеефикации памятников, а также согласовывает размещение рекламы. Любые работы в историческом ареале, в том числе и земельные, должны быть согласованы с МКИП.

В Украине существует 160 населенных пунктов с установленным историческим ареалом. Это как крупные города, так и поселки городского типа. Таким образом в населенных пунктах создаются исторические зоны где сберегается архитектура, развивается туризм и проводятся культурные мероприятия. Единственный город, который до сих пор остается без исторического ареала - Киев.

Нет приказа

31 октября 2014 года Министерство культуры остановило действие своего приказа об утверждении исторического ареала. Под приказом стоит подпись тогдашнего министра культуры Евгения Нищука.


С этого времени застройщики получили возможность проводить работы без согласования с профильным министерством, ведь отсутствие исторического ареала позволяет согласовывать все работы с органами местной власти.

Ответ министерства

"Апостроф" обратился в МКИП, чтобы узнать, почему министерство до сих пор не утвердило зоны исторического ареала. Но вместо конструктивного ответа по существу вопроса, работники министерства написали эмоциональный текст, в котором пытаются оправдать отсутствие приказа, но в итоге подтверждают, что исторического ареала в столице нет.


Министерство утверждает, что приведенная в нашем запросе информация о том, что в Киеве не действует приказ о исторический ареал не соответствует действительности и рекомендует ознакомиться с актуальной информацией на официальном сайте МКИП по соответствующей ссылке, что мы и сделали:

Также МКИП утверждает, что существующие на сегодня исторические ареалы города Киева были установлены историко-градостроительным опорным планом, утвержденным решением Киевского городского совета в составе генерального плана города Киева.

Так, в генеральном плане Киева есть "исторический ареал", но он не был утвержден в установленном действующим законодательством порядке. Согласно постановлению Кабинета министров Украины №318, исторический ареал утверждается не Киевсоветом, а профильным министерством на уровне приказа. А приказа об утверждении нет. Это же постановление отмечает, что "Ответственными за определение границ и режимов использования исторических ареалов является Минкультуры и уполномоченные им органы охраны культурного наследия".

В 2019 году это также подтвердил Верховный суд в своем решении № 826/5755/17, который указал на "отсутствие утвержденных границ исторического ареала города Киева". Стоит отметить, что в последнем абзаце МКИП все же признал отсутствие исторического ареала, отметив, что имеет всю необходимую актуальную научно-проектную документацию относительно исторического ареала Киева, но до сих пор ее не утвердил.

Между тем, отсутствием приказа про исторический ареал активно пользуются застройщики, которые могут строить без согласования с министерством - все вопросы по строительству можно "решить" на уровне местной власти.

Роль министерства в уничтожении архитектуры

Из прочитанного можно подумать, что министерство отстранилось от проблем защиты культурного наследия и выполняет роль статиста, не реагируя на уничтожение исторического центра столицы. Но на самом деле МКИП фактически способствует ликвидации исторической архитектуры.

Например, в 2019 году Министерство культуры разработало проект постановления Кабинета министров № 452, в котором усилило критерии для включения исторических зданий в Реестр памятников Украины местного значения.


Теперь под критерий "памятника архитектуры" не попадают дома, построенные известными архитекторами. Постановление усложняет включение многих уникальных домов в Реестр памятников, что в дальнейшем может привести к их уничтожению.

Под проектом постановления стоит подпись Евгения Нищука.

1 / 1
1 / 1
1 / 1

Осведомленные источники "Апострофа" сообщили, что подготовкой главных документов по уничтожению культурного наследия занимались заместители господина Нищука, но на наш взгляд, это отнюдь не снимает с экс-министра ответственности за решения, под которыми стоят его подписи.

"Серые кардиналы" министерства

Сейчас ситуация не улучшилась. Должность первого заместителя министра занимает Ростислав Карандеев, известный тем, что выдал скандальный приказ о не занесении в Реестр памятников архитектуры одной из украшений Святошинского района столицы - исторической дачи 19 века на проспекте Победы 130/1.

Заместитель Светлана Фоменко прославилась тем, что в 2019 году НАПК нашло в ее декларации признаки уголовного преступления и передало соответствующую информацию в НАБУ. "Апостроф" поинтересовался у Бюро открыли ли детективы уголовное дело и на какой стадии оно находится.


Как видно из ответа, заместитель министра Фоменко не фигурирует в уголовном производстве в статусе подозреваемой или обвиняемой. Но предоставление информации о статусе уголовного производства невозможно из-за норм ст. 222 УПК Украины, которая запрещает разглашение сведений досудебного расследования. Учитывая, что обычно НАБУ довольно долго собирает доказательства и тщательно изучает все обстоятельства преступлений, такое досудебное расследование может длиться годами.

"Серый" реестр

Особое "усердие" проявляют работники министерства при внесении памяток в Государственный реестр недвижимых памятников Украины. "Апостроф" поинтересовался, сколько заявок на внесение в Реестр получило министерство от киевского Департамента охраны культурного наследия (Далее - ДОКН) и по скольким приняло хоть какое-то решение.

Как удалось выяснить, с 2018 года по 1 квартал 2021 года только по Киеву МКИП получило 992 заявки на внесение в Реестр (без объектов киевского некрополя). За два года "напряженной" работы министерство внесло в Реестр аж 21 объект, 2 объекта признало такими, которые не подлежат внесению в Реестр. Выходит, что МКИП за два года обработал целых 2.32% заявок от общего их числа.

1 / 1
1 / 1

Снести нельзя сохранить

Вызывает удивление некоторые фрагменты министерского законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения разрушения и уничтожения недвижимого культурного наследия", который "завис" в Верховной Раде.

Предложенный МКИП проект закона № 4561 усиливает ответственность за повреждение и уничтожение объектов культурного наследия, предлагает создать специальную полицию по охране культурного наследия и культурных ценностей. Но, несмотря на некоторые плюсы, в проекте содержится предложение легализовать незаконные строительства, которые ранее получили разрешение на земельные работы в пределах исторических ареалов и охранных зон.

"Незавершенное строительство зданий и сооружений в пределах зон охраны, буферных зон объектов всемирного наследия и исторических ареалов в случае согласования земельных работ с органом охраны культурного наследия до вступления в силу настоящего Закона является соответствующим Закона Украины "Об охране культурного наследия". На простом языке это означает, что МКИП предлагает считать законным уже начатое строительство в исторических зонах, в случае, если земельные работы согласованы с местным органом культурного наследия.

Также в законопроекте содержится предложение убрать из закона "Об охране культурного наследия" статью 30, обязывающую органы охраны культурного наследия запрещать любую деятельность юридических или физических лиц, которая создает угрозу памятнику или нарушает законодательство, государственные стандарты, нормы и правила в сфере охраны культурного наследия.

Вместо эпилога

Таким образом, Министерство культуры и информационной политики не выполняет своих функций по сохранению исторического облика Киева, затрудняет включение в государственный Реестр недвижимых памятников Украины и предлагает в своем законопроекте решения, которые могут угрожать объектам культурного наследия. Неудивительно, что депутаты не спешат рассматривать "министерский" законопроект.

Сейчас в сфере охраны культурного наследия существует двоевластие. За контролем над сферой культурного наследия идет активная информационная борьба между МКИП и киевским ДОКН. Оба органа критикуют друг друга, пытаясь за счет критики увеличить свое влияние и получить больше полномочий из-за изменений в законодательстве.

А тем временем из-за отсутствия исторического ареала и "дыры" в законодательстве, застройщики получили карт-бланш. Именно поэтому мы можем быть практически уверены в том, что исторический Киев, который мы знаем, скоро окончательно исчезнет.

Читайте также