В Киеве - самокатный бум. Кто-то уже ездит, а кто-то пока только мечтает. Для тех, кто хочет, но не решается, службы проката электросамокатов проводят мастер-классы. В одном из них принял участие "Апостроф", заодно узнав, каким образом такой вид передвижения вписывается в столичную инфраструктуру.
Преодолеть страх
Одна из семи киевских компаний, предоставляющих услуги по прокату электросамокатов, решила помочь желающим преодолеть психологический барьер и "оседлать" этот вид транспорта.
"Многие люди не знают, как начать поездку, - говорит "Апострофу" Александра, сотрудница службы проката. - Люди просто проходят мимо, поскольку у них страх, что они не смогут этого сделать. Также мы хотели проконсультировать по безопасности: что можно делать, а что нет. Потому что сейчас такая проблема, что на одном самокате ездит по два-три человека. Этого делать ни в коем случае нельзя. Правило такое: один человек - один самокат".
Мастер-класс для новичков и тех, кто хочет подробнее ознакомиться с правилами поездки на самокатах, проводился на Крещатике в первые дни июля. Сотрудники службы проката давали информационные буклеты и коротко объясняли, что нужно делать с самокатами, которые стоят на дороге.
"Скачать приложение, зарегистрироваться, присоединить карту, пополнить кошелек, затем ищете самокат и сканируете. Поездка начинается", - говорит Александра.
Разобравшись с приложением, остается дело за малым: взять самокат и тихонечко на нем поехать, желательно не распугивая прохожих.
Смотрите: Не пропускает даже пешеходов: в Киеве заметили злостных нарушителей на самокате, видео
Корреспондент "Апострофа" на собственном опыте убедился: для новичков дело не из простых. Но и напряженных тренировок не требует. Стоит потратить несколько минут на то, чтобы привыкнуть к самокату и начать нажимать на нужные кнопки. Есть кнопка скорости, и основная хитрость в том, чтобы нажать ее только наполовину, иначе самокат поедет в бешеном темпе - а для начинающего это не очень хорошо.
"Рекомендую сразу не нажимать скорость до упора, главное - хорошо оттолкнуться ногой. Чтобы уловить равновесие, баланс", - учит Александра.
Юлия всего 10 минут на мастер-классе, а уже уверенно ездит по центральной улице Киева.
"Я сегодня впервые встала на самокат, - рассказывает "Апострофу" девушка. - Решила пойти, потому что давно хочу научиться, но боялась. Я не знала, как пользоваться приложением, как взять этот самокат, как с ним обращаться, поэтому захотела научиться взаимодействовать с ним и преодолеть страх".
По словам Александры, на мастер-класс пришли около 30 человек. Большинство - новички, которые сразу же через несколько минут обретают уверенность. Хотя некоторые не решаются встать на самокат.
"Научиться уверенно ездить на самокате по силам каждому, - говорит Александра. - Главное - желание. Но учиться мы же советуем на велодорожках, а еще лучше - на безлюдном пространстве".
"Я взял самокат и сразу поехал, - говорит Андрей, собеседник "Апострофа". - Это оказалось легко как по мне, хотя я впервые встал на самокат, но это не велосипед, здесь все просто. Он достаточно маневренный и не прыгает даже по неровностям. Единственная проблема - узкие дорожки, мало места, что объехать людей".
Смотрите: В Киеве подростки сорвиголовы устроили покатушки на самокате на 60-метровой высоте: видео
"Круто было бы ездить на самокате на работу, но сейчас для меня это более приятное времяпровождение. Отправиться куда-то в магазин, либо на прогулку, либо в гости", - говорит Юлия.
А стоит ли страх преодолевать?
Несправедливо было бы сказать, что самокаты - это сплошной позитив. В Киеве есть немало скептиков, а то и откровенно недовольных самокатным бумом. Этому способствуют многочисленные ДТП, участниками которых становятся люди за рулем самокатов.
"Когда я иду по улице, мне страшно, - признается "Апострофу" Ольга, жительница столицы. - Потому что вокруг летают безумные люди на самокатах, подрезают, и все время кажется, что один из них притормозит прямо на меня".
Травмы на самокатах, к сожалению, тоже не редкость. Степан (имя изменено), собеседник "Апострофа", как-то сломал руку, не вписавшись в поворот.
"Нажал газ и не ожидал, что он так быстро разгоняется", - рассказывает парень, который катался на самокате всего второй день.
Тем не менее, Степан уверяет, что катание на самокате было удивительно приятным.
"Основная проблема - это люди за рулем самоката. Невнимательность, отсутствие концентрации... Мне кажется, что самокаты не должны ездить по тротуарам, там где ходят люди. Пусть власть пишет законы, делает велодорожки", - добавил парень.
Он отметил, что, когда упал, то ни один прохожий не подошел и не помог: "Такова уж ненависть к этим самокатам".
Но этот случай можно назвать легким. Время от времени в СМИ появляются жуткие истории о травмах во время езды на самокате.
Бесправные лихачи
Пока во власти не слишком торопятся комментировать ситуацию с велодорожками, которых, откровенно говоря, крайне мало - особенно на количество велосипедно-самокатного транспорта. По словам заместителя председателя КГГА Константина Усова, сейчас в Киеве насчитывается почти 4000 прокатных самокатов, а к концу года их может быть и 7000.
Статус самокатчиков тоже не урегулирован - официально они приравниваются к пешеходам, а потому спокойно могут разъезжать "змейкой между людей".
Все, что удалось сделать киевской власти - это подписать Меморандум о сотрудничестве с операторами услуг проката электросамокатов в Киеве. Он предусматривает, в частности, уменьшение скорости с 30-35 км/ч до 20 км/ч. В специально определенных (зеленых, пешеходных и исторических) зонах скорость должна достигать не более 14 км/ч. Также ограничили места передвижения самокатами - в частности, на Пейзажной аллее, пешеходной части улицы Сагайдачного и в некоторых исторических местах самокаты будут выключаться. Меморандумом также предусмотрено страхование человека, получившего травму в результате неисправности самоката.
По словам Константина Усова, этот Меморандум будет действовать, пока Верховная Рада не примет законопроект, который будет регулировать дорожное движение электросамокатов, приравняв их к велосипедному транспорту. На практике этот закон должен уменьшить хаос на дороге и разгрузить пешеходную часть от избытка самокатов, а самих пользователей выделить в новую категорию участников дорожного движения.