"Не очень приятный район – сплошная промзона", - такое часто можно услышать о той или иной местности Киева от местных жителей и гостей столицы. Прозмона – это неэстетично, уныло и даже депрессивно. И главное – неудобно. Конечно же, лучше иметь возле дома не останки советского завода, а лесопарк, сквер или хотя бы торговый центр. Но что делать с забытыми и никому не нужными промышленными "монстрами", когда-то кормившими город, а ныне внушающими уныние? Куда их девать, а главное – как? И что должно быть вместо них, чтобы столица стала свободнее дышать? На эти и другие вопросы ответы искал "Апостроф".
Обломки советской эпохи
Согласно данным департамента промышленности и предпринимательства КГГА, общая площадь промышленных, коммунально-складских и смешанных по функциям территорий Киева составляет 6912 га.
"Промышленный и коммунально-складской сектор экономики города формируют 9426 крупных, средних и малых промышленных предприятий, расположенных в 20 промышленных районах и ряде промзон, а также предприятий, расположенных за пределами промрайонов" , - сообщили "Апострофу" в КГГА.
Почему в Киеве так много огромных промышленных зон? Их киевлянам в наследство оставил Советский Союз.
"Предпосылками для появления огромных промышленных территорий в пределах украинских городов был безумный индустриальный рост времен Советского Союза и тот факт, что территории под это выделяли бесплатно. Соответственно редко при их освоении заботились об эффективности решений или полифункциональности застройки" , - сказал "Апострофу" архитектор и урбанист Владимир Йосипчук.
С обретением независимости произошел ряд экономических преобразований, в результате которых большое количество промышленных территорий столицы постепенно пришло в упадок, в то время как стоимость смежных участков увеличилась. Это привело к появлению огромных участков неприглядных и нефункциональных помещений.
Все по плану?
В начале 2020 года в коммунальном предприятии "Институт генерального плана г. Киева" было заявление об уменьшении площади промышленных и коммунально-складских территорий путем повышения эффективности использования земельных участков и производственных фондов. Таким образом, были определены объекты, подлежащие функциональному перепрофилированию. Проще говоря – вместо заброшенных промышленных территорий должны появиться офисные и торговые центры, либо инновационные пространства.
"Планируется перепрофилирование около 1662 га территорий для общественной многофункциональной, жилой многоквартирной застройки, озеленения и инженерно-транспортной инфраструктуры в промрайонах "Подольско-Куреневском", "Днепровском", "Никольская Борщаговка", "Нивки", "Отрадном", "Теличка", "Воскресенском", "Дарницком", в промзонах "Корчеватое" и "Пирогово" , - говорится в заявлении планировщиков.
Смотрите: Туннель, металлолом и психушка: необычные места для любителей индастриала в Киеве
О реализации таких амбициозных планов в КГГА на официальный запрос "Апострофа" ничего не рассказали. Поэтому мы решили поинтересоваться, каким развитие этих территорий видят специалисты-урбанисты.
"Очевидно, что могут мешать столице только те промышленные зоны, которые сейчас не используются или создают экологическую опасность для сопредельных территорий, - сказал Владимир Оверчук. - Универсального решения для всех промзон нет, и быть не может. Перед тем, как принять решение, каким образом должна развиваться промзона, нужно сначала понять ее масштаб, как она использовалась раньше, и используется сейчас, изучить ее окружающую среду, оценить ценность этой территории для города. На основе собранных данных нужно делать выводы и планировать будущее".
Реинкарнация: ТЦ, ночной клуб, парк
В Киеве немало известных объектов, которые сейчас являются любимыми местами для работы и отдыха, а когда-то были промышленными зонами. Ряд жилых домов, торговых центров или фуд-кортов показывает пример перепрофилирования старого производства. Самые известные из них:
1. Unit City – первый в Украине инновационный парк, вмещающий офисы, коворкинги, выставочные площадки и конференц-залы. Раньше это была территория Киевского мотоциклетного завода. Правда, чтобы попасть в ближайший креативный офис, нужно проделывать огромный путь той же промзоной, потому что далеко не вся территория бывшего завода освоена должным образом.
2. ТРЦ Cosmo Multi Mall на части территории бывшего завода "Большевик".
3. ЖК "Комфорт Таун" – оригинальный жилой комплекс в Днепровском районе, построенный по концепции "город в городе". Мини-городок построили на месте бывшего завода "Вулкан".
4. Kyiv Food Market – городской фуд-холл, где работает более двух десятков ресторанов, кафе, заведений быстрого питания. Все это инвесторы построили на территории бывшего завода "Арсенал".
5. На месте бывших производственных пространств модно стало обустраивать ночные клубы и арт-пространства. Например, бывшая лентоткацкая фабрика стала арт-пространством Closer, где ночной клуб сочетается с концертной площадкой, художественным центром и зоной отдыха. Организаторы даже отыграли один из фестивалей электронной музыки "Лента", приурочив название к прежней деятельности, с которой связывают это место. На территории бывшего советского завода работает и пространство возле станции метро "Лесная" - Art-zavod Platforma уже принял в своих стенах немало независимых исполнителей. К тому же, там можно хорошо отдохнуть в творческой атмосфере.
"Бывают случаи, когда промышленные здания уже не используются в соответствии с первоначальным назначением. Однако их расположение в пределах микрорайона или квартала, а также тот факт, что большинство городской молодежи сейчас желает работать в сфере услуг, диктует новые направления для существующих зданий. Таким образом эти здания приспосабливаются под новые функции - офисы, коворкинги, фуд-корты, художественные галереи и т.д., и формируют общественные пространства. К таким пространствам можно отнести Unit City в Киеве, Kivsh и LEM Station во Львове, Promprylad в Ивано-Франковске", – рассказывает Владимир Йосипчук.
Куда девать остатки промышленности?
Примеров успешного перепрофилирования в Киеве немало, но еще больше заброшенных полностью или наполовину территорий, с которыми город не знает, что делать. Кстати, предприятие не обязательно должно быть заброшено – город знает немало примеров, когда завод или фабрика работает в убыток и приносит своей деятельностью больше вреда, чем пользы.
Да и инвестиций сразу на все промзоны не напасешься. Остается ждать, пока постепенное развитие городов сделает свое дело.
"Сценариев развития территорий может быть множество. Бывают случаи, когда к нам обращаются владельцы предприятий, успешно работающих и производящих продукцию, но само руководство предприятия понимает, что они оказались не в том месте, и уже не в то время - у них нет места для развития, они создают неудобства для своей среды, вынуждены довозить сырье или работников с других территорий, тогда как стоимость их участка в разы превышает стоимость таких же участков на более удобных для этих производств территориях", - говорит Владимир Йосипчук.
Более 9 тысяч промышленных предприятий – это немало даже для города-миллионника. Но есть промзоны, особо бросающиеся в глаза и постоянно оказывающиеся в центре информационных поводов. Среди них наиболее известны следующие:
1. ЗАО АТЕК (проспект Победы, 83)
Машиностроительный завод "Красный экскаватор", который во времена независимости переименован в ЗАО "АТЕК" - один из старейших заводов Киева, имеющий долгую и извилистую историю. После падения Союза не только сменил название, но и стал банкротом. Вокруг завода уже много лет идут судебные дела, а в 2014 году произошел рейдерский захват территории. Так или иначе, остатки "Красного экскаватора" существенно портят картину района вблизи станции метро "Святошин".
2. Электронмаш (ул. Кольцевая, 4)
Единый имущественный комплекс государственного предприятия "Электронмаш", выставленный на продажу по стартовой цене 66 млн гривен.
Здесь изготавливают, согласно уставу, компьютеры и периферийное оборудование. За 2020 год доход предприятия снизился почти вдвое: с 26 до 14 миллионов гривен за год. Правда, снаружи предприятие выглядит вообще заброшенным – заброшенные территории, разрушенные здания не производят впечатление того, что здесь существует хоть какая-то жизнь.
3. Дарницкий мясокомбинат (ул. Оросительная, 5)
Построен в 1931 году, когда-то он входил в тройку лучших мясоперерабатывающих предприятий. Сейчас здесь уже не производят ни мяса, ни колбасы – с 2016 года на 110 тысяч квадратных метров аварийных зданий наведываются только сталкеры. Но недавно начали говорить, чем бы эти руины заменить. Наиболее вероятные варианты – новое производство или логистический центр.
4. Цех завода "Киевтрактордеталь" им. Лепсе (бульвар Вацлава Гавела, 16)
Территория между проспектом Победы и бульваром Вацлава Гавела – сплошная промзона. Ее частью является предприятие производственного объединения "Киевтрактордеталь" им. Лепсе. Заводу уже исполнилось около 100 лет. Сейчас это 6 взаимосвязанных между собой цехов, откуда вывезли весь металл – там царит атмосфера запущенности. Но в цехах не безлюдно: некоторые мелкие фирмы здесь арендуют офисы. Как ни странно, действует и пропускная система. Особый интерес представляют подвальные помещения под цехами. Есть на территории завода и зимний сад.
5. Завод "Большевик" (проспект Победы, 49/2)
Огромное и очень скандальное заброшенное предприятие родом с XIX века недавно почти по стартовой цене было продано на аукционе. Покупателем стало ООО "Дженерал Коммерс", связываемое с основателем холдинговой компании UFuture Василием Хмельницким. Потенциальные покупатели на аукционе откровенно говорили, что их интересует прежде всего земля, на которой находится предприятие. Судя по всему, можно вскоре ждать новый ЖК, хотя неизвестно, где может поместиться еще один жилой фонд возле метро "Шулявская", где и так проблемы с развязками.
6. Агрокомбинат "Пуща-Водица" (ул. Полковая, 57)
Государственное предприятие "Научно-исследовательский, производственный агрокомбинат "Пуща-Водица" до начала 2000-х был одним из наиболее мощных аграрных предприятий. В настоящее время огромные территории предприятия фактически заброшены. Сейчас инвестор планирует вложить деньги в освоение этих территорий и обустроить здесь новый жилой микрорайон с 54% зеленых зон. Согласно детальному плану территорий, одними домами не ограничатся, так как в плане предусмотрены школа, три детских сада, стадионы, амбулатория семейных врачей.
По мнению экспертов, это правильный подход, ведь без соответствующей инфраструктуры жилищный комплекс на такой огромной территории, как бывшее промышленное предприятие, только создаст лишние проблемы для города.
"Масштабная территория того или иного предприятия может привести к появлению полноценного городского района со всем набором функций, необходимых для самостоятельного городского развития. Когда перестает функционировать производство на территориях 20-30 га или больше, такие территории не могут планироваться исключительно под жилую или офисную застройку. Ведь количество людей, которые будут перемещаться к таким объектам утром и вечером, создадут значительные проблемы для города. Такие территории должны иметь разнообразие функций - от офисов до жилья - с полным набором заведений в сфере обслуживания - от детских садов и школы до больницы и похоронного бюро. Обязательно нужно обеспечить такие районы общественным центром и зелеными территориями, либо же хотя бы продумать прогулочные маршруты" , - считает Владимир Оверчук.
Именно такой опыт можно увидеть в западных странах, говорит архитектор – использование разных методов ревитализации промышленных территорий.
"Иногда на месте металлургических заводов и портов возникают музеи и художественные галереи, иногда эти территории используют для возведения элитной жилой застройки. HafenCity в Гамбурге, Kabelwerk и Gasometer в Вене, реконструкции старых припортовых территорий в Гдыне, Амстердаме и Копенгагене - урбанистические преобразования, о которых достаточно информации в интернете. Однако гораздо лучше посещать эти проекты вживую, чтобы вдохновиться атмосферой, которая теперь царит там", - говорит Владимир Оверчук.
Опасность для людей
Но одно дело, если предприятия портят только эстетику и настроение, а совсем другое – когда представляет реальную опасность для жизни и здоровья людей. Таковым, в частности, является бывший завод "Радикал", который для создания своей продукции использовал ртуть. Ее остатки на территории уже неработающего предприятия представляют угрозу всему городу, особенно Лесному массиву, где расположен завод (ул. Красноткацкая, 61). Сообщалось, что показатели испарений ртути превышают норму от 4 до 16 раз, а летом – в 40 раз.
Поэтому закрытый завод называют "вторым Чернобылем". Еще в начале 2010-х годов отсюда вывозили зараженную землю. Ситуация осложняется тем, что территория не охраняется, а рядом находятся жилые дома. Более того, застройщик планирует здесь еще новое жилье. Люди плохо осознают находящуюся рядом опасность, а хуже всего, судя по всему, что это не осознают власть имущие – потому что дальше разговоров годами дело не идет.
Невозможность немедленной демеркуризации, в частности, объяснялась тем, что предприятие, которое этим занимается, осталось на оккупированной территории.
В ответ на запрос "Апострофа" в КГГА рассказали, что выделяли средства на очистку территории ОАО "Радикал" в 2018 году.
"Но решением Антимонопольного комитета Украины от 16.01.2020 № 34-р определено недопустимым дальнейшее финансирование мер, направленных на очистку территории и объектов предприятия за счет городского бюджета, потому что владельцем отходов является Арбитражный управляющий ОАО "Радикал" , - ответил "Апострофу" и. о. директора департамента промышленности и развития предпринимательства Владимир Костиков.
В КГГА также сказали, что по вопросу очистки территории завода уже подготовили письмо-обращение к правительству.
Смотрите: Недостроенный Киев: есть ли шанс очиститься от призраков Советского Союза?
Вопрос лишь в том, почему в Киеве так радостно захватывают архитектурные достопримечательности, а огромные промышленные территории так и остаются непривлекательными для инвесторов.