RU  UA

суббота, 11 мая
  • НБУ:USD 39.40
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.40
Инфраструктура

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Недостроенный Киев: есть ли шанс очиститься от призраков Советского Союза?

В столице Украины находится не один десяток заброшенных строек, многие из них стали "легендарными"

В столице Украины находится не один десяток заброшенных строек, многие из них стали "легендарными" Фото: kiev.informator.ua

Руины недостроев, большинство из которых "родом из СССР", нет-нет, да привлекают к себе внимание среди современных урбанистических ландшафтов. История у них до боли похожа: в пик перестройки (извините за каламбур) их лихо и амбициозно начинали, а после провозглашения независимости эти объекты становились похожими на игрушки мальчишек, которым надоело играть в строительство. И они никому не нужны, разве что нуждающимся и бездомным, а изнутри многих из низ доносится концентрация не самого приятного содержания воздуха.

Конечно, на внешнем виде города такие объекты сказываются не лучшим образом - это же можно сказать об имидже и туристической привлекательности. В успешных городах и странах дома сияют новизной и опрятностью. Недострои же - синоним заброшенности, деградации. Они создают устойчивые ассоциации с отсталыми странами. Почему же власть так плохо заботится об имидже своей страны?

"К сожалению, в Украине большинство заказчиков не имеет достаточных средств для возведения здания в начале строительства, - говорит "Апострофу" архитектор и СЕО АIММ Анна Искиердо. - В государственном секторе финансирование выделяется на год и ежегодно пересматривается. Даже при наличии строки финансирования это не является гарантией для строительства. Именно так большинство постсоветских недостроев и появилось. А продолжать (строительство) нет смысла, поскольку их функционал уже давно потерял актуальность".

По словам архитектора, недострои могут стоять от 5 до 15 лет, чтобы не был утрачен смысл в их достройке.

Читайте также: Министерство уничтожения Киева: как Минкульт меняет исторический облик столицы

"Апостроф" решил несколько приблизить угол зрения на наиболее "легендарные", преслвутые недострои, которые пестрят уже более 20-30 лет, и выяснить, как они появились, почему их перестали строить и когда будет принято решение избавиться от них. Потому что в большинстве случаев в словосочетании "строить нельзя снести" пунктуация уже очевидна.

Днепровские башни

Кто не знает о плеяде небоскребов, возвышающихся аккурат перед Троещиной? Шесть похожих на ракеты башен "украшает" Радужный массив уже добрых 20 лет. Это должны были быть если не самые высокие, то одни из наивысших в Киеве жилых домов из монолитного железобетона - 35 этажей, с вертолетной площадкой на каждой башне и автономным энергообеспечением. Планировался также подземный паркинг на 400 мест.

Но что-то пошло не так - и сейчас дома пустуют, с разной степенью неготовности к эксплуатации.

"Это башни, построенные вопреки государственным строительным нормам - как эксперимент, - говорит "Апострофу" Александр Сергиенко, директор аналитико-исследовательского центра "Институт города". - Строя такие высокие "квази-небоскребы", строители допустили ряд инженерных ошибок, в результате которых эти небоскребы наклонились. Это незаметно глазу, но лифты в них работать не могут".

Заказчиком строительства выступило Главное управление внутренних войск МВД Украины, вложив в него около 130 млн гривен, намереваясь получить для своих военнослужащих около половины квартир из всех имеющихся. Строительство началось в 1999 году, на конец 2002 уже планировали сдать дома в эксплуатацию. Сначала темпы были довольно продуктивными, но впоследствии строительство было приостановлено. В 2005 году оно и вовсе прекратилось: строителям не выплачивали зарплату.

"По информации Министерства внутренних дел Украины, процесс строительства объекта затянулся вследствие прекращения государственного финансирования и невыполнения двумя привлеченными инвесторами-застройщиками своих обязательств по достройке объекта перед заказчиком", - комментирует "Апострофу" депутат Киевсовета Анна Старостенко, которая занимается проблемами Троещины.

Замена нескольких застройщиков ("Укриндустрия", "УкрАзияБуд", "Этьен-Вест", "Алес-строй") ситуацию не изменила. В 2011 году строительство было полностью заморожено. В 2014 году объект передали на баланс Нацгвардии. Сейчас Нацгвардия ищет инвестора и планирует выставить объект на Prozorro.

Достроить башни просят и в петиции, зарегистрированной в феврале этого года.

В 2019 году объектом заинтересовалось ООО "Житлоекономия", но после изучения проектной документации там решили, что браться за это экономически невыгодно.

Фото: Апостроф / Ярослава Тюпка

Анна Старостенко называет Днепровские башни настоящей болью района. Но их дальнейшую судьбу невозможно решить силами одного города, так как объекты находятся в ведении государственных структур - здесь нужна воля и принятие решений на уровне государственных органов власти.

"Как депутат от Троещины я неоднократно обращалась к правительству, в соответствующие министерства, к народным депутатам с просьбой включиться в решение судеб этих объектов, однако даже не всегда получала ответ", - говорит Анна.

Она добавляет, что уже четвертый год подряд силами Киевской городской власти создается новый парк с водными объектами вдоль просп. Генерала Ватутина между ул. Владимира Маяковского и ул. Оноре де Бальзака. В этом году завершаются работы по третьей очереди этого парка, расположенной в непосредственной близости к долгострою.

"Чтобы обезопасить всех, кто будет отдыхать в парке, на сегодня почти завершено обновление забора со стороны парка - в этом нам помогают предприниматели Деснянского района, которые профинансировали закупку материалов, и бойцы Национальной гвардии, которые собственно осуществляют демонтаж старой ограды и установку новой. За что им огромная благодарность от всех жителей района", - говорит Анна Старостенко.

Саму территорию долгостроя также охраняют работники Нацгвардии.

Александр Сергиенко уверяет, что исправить ошибки строителей вполне возможно, была бы на это воля.

"Надо было искать решения; исправлять ошибки строителей. Если даже падение Пизанской башни остановили, то почему это нельзя, я не понимаю", - отметил господин Сергиенко.

Речь идет о том, что Пизанскую башню зафиксировали в очень простой способ - выбрав часть земли, уменьшили давление на башню, в результате чего она зафиксировала свой уклон.

Среди всех старых недостроев только Днепровские башни и можно восстановить, убеждена Анна Искиердо.

"Там освоено очень много средств, и быстрее их достроить, нежели разобрать. Другой вопрос, что уже все квартиры проданы и нет финансовой заинтересованности в достройке. На такого рода достройки нужна большая государственная воля", - отметила архитектор.

Театральный корпус на Львовской площади

В сердце исторического центра - еще один "исторический" недострой. Большинство прохожих, особенно молодых людей и прибывших, воспринимают гигантские руины на Львовской площади как должное, не подозревая, что это и зачем. Конечно, не все помнят, что в далеком 1973 году было принято решение о строительстве нового учебного корпуса театрального института им. Карпенко-Карого, для чего выделили землю площадью 3 га. Проект разрабатывали известные киевские архитекторы Олег Уманец, Анатолий Добровольский и Януш Виг, которые являются авторами таких громких проектов как Мариинский дворец или Киевский фуникулер.

Корпус планировали ввести в эксплуатацию в конце 80-х, но как раз в то время его и заморозили. Вероятно, что авария на ЧАЭС этому поспособствовала: все средства пошли на ликвидацию последствий катастрофы. Затем приказал долго жить и Советский Союз, наступило первое десятилетие новой эпохи, породившее не один и не два мрачных недостроя - памятники советским иллюзиям.

Фото: Апостроф / Ярослава Тюпка

Объект находится на балансе КНУ им. Карпенко-Карого, но денег на все это у них нет, и у государства, конечно, тоже. Очереди инвесторов тоже нет, а между тем, здание уже десятки лет стоит без всякой консервации, и вряд ли продолжение строительства имеет смысл. Здесь же должна была быть станция метро "Львовская брама", но ее постигла та же участь, что и театральный корпус.

Снести сооружение - еще та проблема, ведь под ним ходят люди и ездят автомобили. Нужны безвибрационные технологии демонтажа и перекрытие дороги. А желающих построить здесь торговый центр почему-то пока не нашлось. Поэтому приходится осторожно ходить и ездить, ведь кто знает, не отвалится ли кусок горе-корпуса. Ведь и экспертизы о состоянии недостроя пока не было.

"Очевидно, что за состояние этого здания несет ответственность Министерство культуры. Если университету оно не нужно, то в таких случаях рачительный хозяин продал бы этот объект. Сколько бы он не стоил - но какую-то копейку принесет. Такое золотое место в сердце Киева, просто золотая земля. Однако возможно за это кусок земли идет борьба. И это не позволяет кому-то продать его на законных основаниях, - комментирует Александр Сергиенко. - Как тут не вспомнить о гостином дворе? Сколько раз Киев просил отдать этот гостеприимный двор на баланс города. Семь лет стоит он, разрушается, но правительству жалко отдать просто так киевлянам эту жемчужину. В результате она разрушается. Это абсолютное государственное жлобство".

Дарницкий железнодорожный вокзал

Мог стать уникальным инфраструктурным решением, а стал не слишком уникальным киевским недостроем. Его начали строить в 2004 году, предварительно снеся старое здание 1953 года. Под вокзалом планировалась станция метро Сырецко-Печерской ("зеленой") линии. Суточная пропускная способность вокзала рассчитана на 14600 человек, общая площадь здания - почти 71 000 квадратных метров, а ориентировочная стоимость строительства составляла 1,7 млрд гривен.

Фото: wikipedia.org

Недострой, который уже почти был завершен, остался без крыши, из-за чего здание уже невозможно восстановить - ведь осадки и другие силы природы неизбежно повредили конструкцию. В 2015 году говорили, что за дело взялась Укрзализныця: намереваясь разместить там свой офис, заказала экспертизу. Но больше об этом никто не слышал.

Впоследствии в СМИ появилась информация о передаче объекта в концессию и возведения на этом месте что-то вроде сочетания вокзала с торгово-развлекательным комплексом.

"Апостроф" обратился к АО "Укрзализныця" с вопросом о дальнейшей судьбе руин и получил неожиданный ответ.

"Запрашиваемая вами информация не относится к информации о поставке товаров, услуг и цен, и не является такой, которая представляет публичный интерес", - заявили в акционерном обществе.

Что ж, поскольку в "УЗ" решили, что именно они определяют уровень общественного интереса опасного недостроя возле многолюдной зоны вокзала, о деталях дела можно только догадываться.

Ледовый дворец возле Ипподрома

Еще одна финансовая жертва аварии на ЧАЭС - огромный спортивный комплекс, который должен был приумножать спортивные достижения, а взамен отпугивает прохожих. Распад СССР традиционно ознаменовал и распад потенциальной арены для хоккеистов, а также фехтовальщиков, тяжелоатлетов и лучников.

На самом деле нормальными темпами строительство крытой арены не отличалось с самого начала. В 90-х вообще остановилось. В 2000-х городские власти, а затем и инвесторы, пытались возобновить строительство. За него якобы взялся спонсор одного из хоккейных клубов - ОАО "Укрсоцбудинвест". Решением Киевского городского совета ему объект и передали - предприятие купило здание и взяло в аренду на 25 лет землю под ним, которая принадлежит Министерству молодежи и спорта.

Инвестор планировал возвести здесь не только спорткомплекс, но и отель с ресторанами. Как пишет "Обозреватель", компания готова предоставлять площадку для проведения соревнований 30-32 раза в год.

Фото: wikipedia.org

Но реализовать такой выгодный проект не удалось. В 2010 году ОАСК отменил ряд решений Киевсовета, в результате чего инвесторы потеряли возможность распоряжаться землей. Зато в 2019 году тогдашний министр Степан Кубов сообщил о кредите на сумму 1,6 млрд гривен, который Канада даст Украине на строительство ледовой арены. Но история заглохла в водовороте дальнейших событий, таких как, смена власти, пандемия, кризис. А между тем воры постепенно разбирают крытую арену и уже вынесли оттуда все, что могли.

Государственный комитет по материально-техническому обеспечению СССР возле метро "Левобережная"

Жители левого берега "красной" ветки метро ежедневно наблюдают за архи-уродливым недостроем, который постоянно прикрывают какими-то гигантскими полотнами с философскими текстами. Во время Евровидения-2017 одно из таких полотен сползло от ветра, в результате чего Киев, где тогда проходил конкурс, с трудом избежал позора.

Недострой тоже родом из СССР. Классический образец советской архитектуры начал возводиться в 1984 году, а с обретением Украиной независимости строительство замерло. В 90-х годе на него засматривалось Министерство финансов, в 1999 году здание оказалось на балансе НАК "Нафтогаз", а в 2018 году решением Кабмина его передали Нацполиции. Тем не менее, на продолжение строительства это никак не повлияло.

Недостроенная психиатрическая больница на Дорогожичах

В живописной Кирилловской роще прячутся еще одни руины - и они могли стать пристанищем для психически и душевнобольных. Сейчас здесь рисуют граффити, прыгают с веревками, играют в пейнтбол и даже снимают кино. Говорят, строительство корпуса прекратилось из-за ряда смертельных случаев, которые довольно часто случались на том месте. Да и сейчас случаются, несмотря на то, что достроить корпус, традиционно заброшенный с распадом Союза, никто даже не пытался. Поэтому эти руины, вероятно, здесь до тех пор, пока их не уничтожит время. А пока о этот недострой интересен разве что в контексте экстремального времяпрепровождения и необычных прогулок.

ДК "Бомж" на Виноградаре

В отдаленном уголке города, живописном спальном районе Виноградарь, расположился забытый Богом и властью дом культуры, но впрочем он не забыт жителями того же Виноградаря. Хотя бы потому, что это стало любимым местом для тусовок наркоманов и приютом бездомных (отсюда и народное название). Также компании любознательных детей и подростков время от времени совершают "набеги" на недостроенный ДК, рискуя здоровьем и жизнью среди кусков арматуры и дыр. А внешний вид, напоминающий гигантский туалет, который очень давно не убирали, подарил недострою еще одно не менее "живописное" название: дворец мусорного ужаса.

Фото: Семен Широчин / facebook.com/camrador

Название "дворец" возникло не на пустом месте: в нем действительно что-то, что напоминает постапокалиптический королевский замок.

Здание задумывалась как настоящий центр советской культурной жизни: 4 этажа, 2 сцены, гримерки, раздевалки и комнаты отдыха. При строительстве применялись новейшие технологии, необычный внешний вид должен был радовать глаз эстетов, и до сих пор сохранились фрагменты отопительной и вентиляционной систем. Строительство прекратили из-за якобы ошибки в проектировании фундамента.

"Дворец культуры "Бомж", как его прозвали в народе, более 30 лет стоит недостроенным: и пользуется плохой репутацией, даже у поклонников заброшенных зданий", - пишут пользователи соцсетей.

"Своеобразная Мекка для людей без определенного места жительства, центр местных наркоманов и общественный туалет, где каждый желающий может "сэкономить 3 гривны". Если кто-то из жителей соседнего дома решит продать квартиру, за подобный вид из окна придется доплачивать. Кроме того, мимо этого недостроя проходит популярный маршрут до ближайшего крупного супермаркета. Вам бы хотелось ходить мимо этого "чуда"? Внешний вид и постоянные посетители здания доставляют неудобства жителям", - говорит житель Виноградаря и администратор одноименной фейсбук-страницы.

Ожоговый центр на Троещине

Кроме знаменитых башен на Троещине есть еще один недострой. Там находятся живописные обломки едва ли не самого большого в Киеве незавершенного строительства. Им должен был стать огромный ожоговый центр, предназначался для пострадавших от аварии на Чернобыле.

"Недострой по адресу ул. Милославская, 58 (так называемый Ожоговый центр) в Деснянском районе находится на балансе ОАО "Научно-исследовательское медицинское объединение "Диалир", - рассказывает "Апострофу" депутат Киевсовета Анна Старостенко. - Здесь планировали построить Республиканскую клиническую больницу на массиве "Троещина" (по проекту Министерства здравоохранения). В 1990 году даже было начато строительство учреждения, где предполагался ожоговый центр на 160 коек, хирургический корпус на 400 коек с операционным блоком, терапевтический корпус на 440 коек, диагностический центр и консультативная поликлиника".

Но, опять же, все "испортил" распад Советского Союза - пострадавшим не суждено лечиться в модерновом центре. Несколько раз осуществлялись слабые попытки привести здание в порядок.

В СМИ пишут, что в 1995 году "Укргазпром" заключил договор с "Научно-исследовательским медицинским объединением" о совместной деятельности по достройке комплекса и даже профинансировал строительные работы. Но соответствующее распоряжение КГГА вышло только в конце 2004 года. История растянулась на десятилетия.

"В 1998 году финансирование проекта было приостановлено без его консервации, - говорит Анна Старостенко. - Это привело к разрушению большинства сооружений. В целях завершения строительства городскими властями в течение 2003-2005 годов инициировался вопрос передачи объекта в коммунальную собственность территориальной общины города Киева, однако не было поддержки у соответствующих государственных органов власти. На сегодня продолжаются судебные дела о банкротстве балансодержателя".

Конструкции уже не восстановить, поэтому дальнейшая судьба ожогового центра определена. Но о том, чтобы его сносить, тоже речь не идет. Правда, любителей маргинально потусить здесь тоже уже нет: здания стали хорошо охранять.

Необычная архитектура центра привлекает клипмейкеров и фотографов с андеграундным уклоном. В частности, здесь снимали видео панк-рок группа Сергея Михалка Brutto и украинский инди-бэнд Zapaska.

Фото: kiev.informator.ua

Интересно, что прямо у руин недостроя оборудовали коттеджный городок для судей КСУ.

"Продажа участков, именно участков с недостроенными зданиями через Prozorro - наиболее правильный способ решения болезненного вопроса", - говорит Анна Искиердо.

Стоит отметить, что в провинциальных городах "советские недострои" уже давно превратились в ТРЦ и офисные центры. Но в столице, где казалось, сам Бог велел вкладывать и модернизировать, трогать руины почему-то никто не спешит. Почему же инвесторы так радостно уничтожают памятники архитектуры ради ЖК и ТРЦ, а уродливые недострои стоят годами и десятилетиями, вместе с ценной землей под ними? Наверное, ответ кроется в том, что городской и государственной властям тесно рядом.