RU  UA

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Инфраструктура

120 гривен на дорогу: что будет с транспортом в Киеве после подорожания

С весны транспорт в Киеве будет стоить дороже, чем в Западной Европе

С весны транспорт в Киеве будет стоить дороже, чем в Западной Европе Фото: Апостроф / Роман Петушков

В ноябре киевские власти объявили о том, что с 1 января 2022 года стоимость проезда в коммунальном транспорте Киева будет стоить 20 гривен. Позже мэр успокоил: подорожание переносится на весну. Тем не менее, проблема не исчезла - в среднесрочной перспективе дорога киевлян влетит в копеечку. Какие последствия это будет иметь для городского транспорта - пересядут ли люди из трамваев и троллейбусов в маршрутки? Ответы на эти вопросы искал "Апостроф".

Подорожание вполне нормальное

Еще в мае 2021 года КП "Метрополитен" и КП "Киевпасстранс" объявили об экономически обоснованном тарифе на проезд - не менее 22 гривны. Коммунальщики поставили ультиматум: либо больше дотаций, либо повышаем цены на проезд.

Через несколько месяцев выбор был сделан. С момента действия эпического подорожания разовая поездка в метро, трамвае или троллейбусе будет стоить 20 грн. Правда, платить такую сумму придется не всем: для пользователей карты киевлянина эта сумма уменьшится до 12 гривен. К тому же льготы обещают владельцам электронных билетов и проездных.

Эксперты говорят, что такое подорожание вполне нормальное. Оно обусловлено ростом цен.

"Подорожало все, за счет чего происходят муниципальные перевозки – газ, металл. Абсурдно, если при этом не вырастет цена на проезд. Если так происходит, то только два варианта: первый – цены и так были высокими, и этим пользовались перевозчики, получая высокие прибыли (но это не так). И второй вариант – перевозчики возят по старым ценам и работают в убыток", - говорит "Апострофу" основатель ОО "Инфраструктурная рада" Владимир Шульмейстер.

Еще одна причина – люди стали меньше использовать транспорт. По свидетельству главы Ассоциации перевозчиков Киева и Киевской области Игоря Моисеенко, пассажиропоток за период пандемии сократился в 2-3 раза.

"Цена поднимается, потому что увеличилась себестоимость перевозок одного пассажира. Одна из причин увеличения себестоимости - падение пассажиропотока. Меньше людей стали пользоваться транспортом. Этому способствовали транспортные ограничения и падение доверия людей, потому что это скопления людей, опасные в период пандемии", - говорит "Апострофу" эксперт по транспортному моделированию Дмитрий Беспалов.

Что вместо 20 гривен?

Для большинства пассажиров 20 гривен за проезд звучит невероятно, потому что если ехать в оба конца, то это уже 40. Хорошо еще, если приходится пользоваться одним транспортом, без пересадок. А если человек едет к метро, потом на метро, а затем – от метро? Сумма ежедневных расходов на проезд в таком случае - как минимум 120 гривен.

"В Киеве не все маршруты без пересадок. И в таком случае нужно будет платить почти европейские тарифы на транспорт", - говорит Дмитрий Беспалов.

"Я нахожусь в Варне. Чтобы добраться из пункта А в пункт Б, мне достаточно одного часа – с несколькими пересадками. Я покупаю билет на час и плачу за это в пересчете на наши деньги 16 грн. И получаю за это надежный, безопасный транспорт хорошего качества, который ходит строго по графику, - говорит Владимир Шульмейстер. - А здесь я сел, заплатил 20 грн, пересел - и уже 40 грн".

Фото: Апостроф / Александр Гончаров

По мнению эксперта, повышение цены нужно людям "продать". И желательно не просто так, а взамен на улучшение качества перевозки. Например, новый подвижной состав или движение коммунального транспорта по графику, который будет отображаться на каждой остановке.

"Люди хотят удобный, комфортный транспорт, который ходит по расписанию, но это стоит денег" , - говорит Владимир Шульмейстер. - Вопрос еще в том, на сколько повышать. Если было 8 грн, а стало 20 - нужно объяснить людям, почему так много. Нужно, чтобы вышел премьер и сказал: уважаемые, мы, пользуясь вашими деньгами, не справились с ценой 8 грн, поэтому повышаем ее, а если с ней не справимся – увеличим ее снова, взамен мы обещаем вам комфорт. Людям крайне важно, чтобы автобус ходил по расписанию. Каждый же хочет планировать свое время".

Глава ассоциации перевозчиков добавил, что дотации на общественный транспорт – это нормальное явление.

"Общественный транспорт постоянно дотируется – это приемлемая практика. В европейских странах транспорт также дотационный и убыточный. Транспорт дотируется за налоги киевлян, и поэтому киевлянин может требовать для себя определенных преференций", - говорит председатель Ассоциации перевозчиков Игорь Моисеенко.

Люди пересядут на маршрутки?

Эксперты не прогнозируют пустые троллейбусы и заполненные маршрутки даже после подорожания. Уверены, что люди привыкнут. Хотя бы потому, что выбора у них не будет – Киев не такой маленький город, чтобы ходить пешком из пункта А в пункт Б.

"Пустые троллейбусы – это маловероятно. Конечно, в Киеве всегда был большой процент автомобилепользования – 90%. Человек, имеющий доступ к авто, выберет его в 90% случаев. У кого нет авто – поедут общественным транспортом. Рост цены до 20 грн - опасно с точки зрения перспектив роста общественного транспорта. Но пустые троллейбусы мы вряд ли увидим на этом этапе", - уверен Дмитрий Беспалов.

Эксперт напомнил, что когда выросли цены на горючее, то тоже говорили, что ездить не будут. Но люди скорее сокращали расходы на досуг или еду – и заправляли авто.

"Жаль, что людям придется пересмотреть свои семейные бюджеты и почувствовать дискомфорт" , - отметил Дмитрий Беспалов.

Фото: Апостроф / Роман Петушков

Более того, Дмитрий Беспалов считает, что возможны торги – шокировать население ценой в 20 гривен, чтобы после этого тариф в 15 гривен не вызывал столь жестких эмоций.

"Есть такая вещь: чтобы что-то непопулярное внедрить, предложат что-то хуже, а потом в рамках торгов снизят. Тогда недовольства будет меньше. 20 гривен – для меня тоже сюрприз. Я ожидал 12-15 гривен, как заявлял мэр в начале лета. И то скорее 12, потому что поднимать тарифы – политически непопулярно. Возможно, еще будет фаза торгов, и в итоге мы получим все же меньшую стоимость", - говорит эксперт.

Не исключено, что после новых тарифов на коммунальный транспорт цены на проезд поднимут и частные перевозчики.

"Цены точно подскочат. Но несколько позже", - говорит Владимир Шульмейстер.

Но в Ассоциации перевозчиков этот факт отрицают. И рост цен в маршрутках пока не прогнозируется.

"Цена от пассажиропотоков не зависит. Единственная причина, по которой маршрутки могут подорожать – если киевские городские власти будут требовать от перевозчиков соответствующих условий. И нужно будет покупать новый подвижной состав, отвечающий требованиям КГГА. А что касается автобусов, работающих, например, на 150 маршруте (речь идет о подвижном составе, обновленном этим летом, – "Апостроф"), то их стоимость должна быть 15-20 грн" , - говорит глава Ассоциации перевозчиков столицы и области Игорь Моисеенко.

Ответы на вопрос о судьбе коммунального транспорта "Апостроф" искал и у представителей киевских властей. К сожалению, так их и не получил – власти на контакт с журналистами в этом вопросе не пошли.