Лайм

Режиссер фильма "Правило боя" Алексей Шапарев: Где все эти патриоты? В Украине кино нафиг никому не надо

Известный режиссер рассказал, что восстанавливать отечественное кино приходится без поддержки украинских спонсоров

Известный украинский режиссер, сценарист и актер Алексей Шапарев, который сам родом из Донецка, считает, что украинскую историю должен знать каждый гражданин, обожает своего бультерьера и собачьи бои, уже успел разочароваться в политике, а недавно представил первый украинский спортивный экшн "Правило боя". В интервью Лайму Алексей Шапарев рассказал о том, что мешает развиваться украинскому кино и как найти деньги, чтобы снять фильм.

- Как возникла задумка сделать "Правило боя"?

- Я сам придумал это все (смеется). Захотелось сделать хорошее украинское кино. А началось всё с разговора с одним телепродюсером, который предложил сумму за серию вроде 30 000 долларов. Это очень мало! Я с опаской берусь делать рекламный ролик с таким бюджетом, потому что боюсь, что чего-то не хватит по производству. Только рекламный ролик - это 30-60 секунд экранного времени, а вы хотите 45 минут за эти же деньги, при этом там должен сняться такой артист, сякой артист, у которого гонорар в день 1000 или 2000 долларов. И это как? А потом ты включаешь телевизор и видишь сериалы, которые смотреть же невозможно! Видно, что артисты там набраны по объявлению из газеты, а какой-то особняк падишаха-миллионера, у которого розы по 100 000 долларов, они снимают в ресторане с евроремонтом, прилепив туда какой-то ковер. Эти "газетные" сериалы в здравом уме и на трезвую голову воспринимать вообще невозможно!

- Из-за чего такая ситуация сложилась с качеством украинских сериалов?

- Ну, ситуация из-за чего - нищета, бедность, экономия… На нормального сценариста денег у них нет, также как и на нормального актера, режиссера, оператора и технику. Фотоаппарат или Blackmagic, две петлички и вперед!

- Но берут же где-то деньги, раз в последнее время много фильмов начали снимать.

- Слава Богу, это Госкино там что-то профинансировало, конкурс сделали. Подняли вон сколько картин, которые валялись много лет на полке, и было ощущение, что их никто никогда уже в жизни не доснимет. Люди начали доделывать фильмы, сейчас и в запуске много картин.

- Но можно же привлекать спонсоров?

- В Украине спонсоров нет, у нас, опять же, все нищеброды, а олигархи и миллионеры - все жлобы. Тут это кино нафиг никому не надо.

- Это как-то связано с политической ситуацией? Вы вообще тему политики комментируете?

- Да что о ней говорить? Надоела уже тема политики! Все политики - п******ы, так и напишите! Есть такая старинная китайская сказка, там приходили добры молодцы драться с драконом и, когда его побеждали, сами становились этим драконом. Дракон умер, да здравствует новый дракон! Поэтому все люди, которые рвутся в политику, - они негосударственные мужи. По-моему, только Черновол был государственный муж, а все остальные просто рвутся к кормушке, чтобы воровать, потому что ментальность наша такая. Совок зачем развалили? Для того, чтобы независимо от Москвы самостоятельно воровать можно было. И сейчас все то же самое. При прежних жуликах и ворах было плохо, а сейчас еще хуже, потому что к власти пришли вообще непонятно кто. Мое мнение, что все политики - хапуги, воры и взяточники. И я думаю, что со мной 80% страны согласится!

- Я знаю, что вы родом из Донецка. У вас остались родственники там?

- Нет, все переехали. В Донецке несколько друзей осталось, есть родственники в Авдеевке, но это, слава Богу, украинская территория. Там у меня старший брат и двоюродная старшая сестра. Я сам оттуда переехал в 1998 году.

- А с вашим сыном в Крыму вы общаетесь?

- Да, общаемся. В Крыму тоже все сложно, делать там нечего. Все бегают и кричат, что Путин молодец, а жрать нечего. Все - как у нас, у нас тоже жрать нечего, идет война и все то же самое. Сейчас меня политика вообще не интересует. Я раньше следил, болел чем-то, мы волонтерствовали, ездили, помогали, что-то старались сделать для страны и для людей…

- Это вы на Майдане волонтерствовали?

- Да нет, Майдан спокойно прошел мимо меня. Я не могу сказать, что я там был рьяный участник. В начале мне было абсолютно все по барабану. Я старался вообще отключиться от политики и даже не читать новости. Сам Майдан мне даже некий дискомфорт приносил, потому что мы работали в центре, и это было неудобно. А вот когда уже там жесть началась, стало понятно, что надо уже ж*** отрывать от стула и что-то начинать делать. После Майдана, когда было начало войны, мы очень много ездили, помогали, привозили деньги и все остальное. Но только все оно оказалась нафиг никому не надо. Потому что нашему правительству нафиг ничего не надо, они только врут! Врут по-черному, всем врут.

- Какие-то несовпадения были в том, что нам говорили, и в том, что вы видели там?

- Я - вообще капля в море, а ведь огромное количество волонтеров собирались массово, ездили, помогали людям. Ну, и где поддержка? Поддержки не было ни от кого, только одно вранье политическое. Поэтому мне это все перестало быть вообще интересно. Мне глубоко на них наплевать, мое мнение, что они все воры и взяточники. Пока не родится нормальный человек с нормальной ментальностью, который сильно любит свою страну, ничего не изменится. Они трындят направо и налево, "які ми там всі гарні українці" и "Україна - єдина, неделима". Пока вот этот популизм будет длиться, тут ничего хорошего не будет. Будет просто одна большая ж*** и все!

- Вы считаете, что у нас мало патриотов?

- Смотрите, сейчас мы выиграли конкурс Госкино с очень важным и серьезным фильмом на тему боя под Крутами. Это историческое событие, очень важное, я считаю, и поэтому я взялся за эту тему. Жители страны, особенно молодое поколение, дети, студенты и школьники, да и вообще каждый человек, если это гражданин, должны знать свою историю. Госкино финансируют фильмы не полностью, так у них прописано в положении. Так вот, вторую половину денег мы нашли не в Украине, понимаете? Это польские деньги. То есть полякам это важнее, чем нашим... не хочу говорить, кому! Вот она правда. Где все эти патриоты? В Канаде все себе домики построили уже давным-давно. А украинские спонсоры могут дать деньги, допустим, с условием: "Сними мою телочку, я тебе там "полтосик" накину". Ну, типа хорошо, но…

- "Полтосик зелени" - это мало?

- Для хорошего фильма - да (смеется). Лично в карман "полтосик" - это очень хорошо, а для фильма - это вообще ни о чем.

- Это за небольшой эпизод столько предлагают или за главную роль?

- Для главной роли все-таки надо работать по профессии. Ведь главная роль - это одно из самых тяжелых для актера испытаний, потому что даже при всем таланте, даже при вере всех, самого актера, режиссера, группы, при хороших отношениях не всегда получается тот результат, который ты себе планировал. Кино - это коллективный труд, в первую очередь, а помимо творчества и труда должно быть еще и товарищество. А если все будут грызться между собой, выяснять отношения, то "кіна не буде".

- Как же у вас сложилась обстановка с товариществом на съемочной площадке "Правила боя"?

- Нервозная (смеется). Но, вроде, все получилось. Тяжелый был проект, потому что мы все снимали без финансовой поддержки. А это не Госкино, это все сами, поэтому мы часто останавливались, перезапускались. Понятно, если бы нам сразу принесли в коробке от принтера много денег, все снималось бы быстрее и проще, все были бы счастливы и все было бы вообще "ух"! А так, когда с голой ж**** и с дырой в кармане, тяжело это делать.

- Вы сами из своих денег финансировали "Правило боя"?

- Сперва мы вкладывали деньги, которые были в нашей компании, в разработку, в тренировки, в подготовительный период. Снимали рекламу, и эти деньги вкладывали в этот фильм, затем за счет нескольких спонсоров, которые, слава Богу, появились и дали немного денег за продакт-плейсмент. Потом появился наш очень близкий друг, которому я рассказал это все, и он пообещал поддержать. Сам он - бизнесмен из Беларуси, полуполяк. Вот видите, опять же, не украинец! Вот в чем парадокс - украинское кино восстанавливает кто? Нашим украинское кино нафиг не нужно, это все слова и популизм.

- Как вам удалось привлечь чемпиона мира по боксу Александра Усика к фильму "Правило боя"? У него же невероятно плотный график и сложно найти время для таких проектов.

- Это заслуга исполнительного продюсера. Мы сидели с ней в кафе, и она предложила снять кого-нибудь из известных боксеров. Говорит: "Мы тут вот на днях снимали рекламу с Сашей Усиком, а он такой позитивный". Мы решили попробовать обратиться, в морду же не дадут, вроде, никому ничего плохого не сделали. Мы созвонились, и он неожиданно согласился и приехал. Он даже бегал с нами по площадке, спецдым разгонял полотенцем, когда задымели сильно и его стало больше по плотности.

- Как боксер Усик проявил себя в качестве актера?

- Абсолютно отлично! Я говорю всегда: если человек талантлив в чем-то, он талантлив во всем. Усик - талантливый спортсмен, и в другом у него тоже оказалось все хорошо.

- А Кличко вы не думали пригласить?

- Кличко сейчас совсем далеко от народа. У нас же все-таки кино про пацана из соседнего двора. А где пацаны из соседнего двора и где Кличко? Он - уже элита, недоступная, чуждая простого народа. И нужды наши им чужды, по-моему, они вообще живут уже за другой гранью.

- Как вы певца Женю Галича заставили заниматься боксом ради этой роли?

- Я не то что его заставил, все было гораздо проще! Он мне сам сказал: "Чувак, это так круто! Я уже столько бухал, и мне это так надоело, хочу уже спортом заниматься, это же такой стимул!" И он начал заниматься боксом, они очень подружились с Сережей Житниковским - это парень, который ставил все бои и трюки, постановщик-хореограф. И на этой теме они сдружились, по утрам бегали, друг за другом заезжали, тренировались на стадионе или, когда холодно, в спортклубе.

- Что вас вдохновило снять именно спортивную драму?

- Фильм "Воин" с Томом Харди. Это очень сильное кино, оно очень интересное. Я считаю, что в жанре спортивной драмы это один из самых ярких и самых лучших фильмов. Ну, еще "Малышка на миллион", это достаточно серьезный драматический фильм про женский бокс. А "Воин" интересен становится даже тем людям, которые не любят этот жанр.

- Чем вообще интересна тема уличных боев?

- Во-первых, сам по себе бокс - это очень интересно. Во-вторых, вы были когда-нибудь на настоящих боях, когда профессионалы дерутся, хотя бы олимпийцы? Это очень круто!

- Я только на на собачьих боях была.

- Собачьи бои - это очень жестокая штука, это две разные вещи. В начале 90-х я тоже ходил на такие бои, в Донецке это была очень популярная тема. В цирке каждое воскресенье устраивали бои, билеты продавали, приводили собак, все дрались - это все там чуть ли не официально было. Но когда ты молодой, тебе лет 20, у тебя мозги другие, и кажется: "Ой, как все круто!" А потом, когда твоей собаке отрывают ухо, и ты два месяца ее не можешь поставить на ноги...

- У вас тоже была бойцовская собака?

- Да, у меня всегда были бультерьеры! Мне сестра привезла одного из самых первых в Украине вообще, я тогда еще в школе учился. У меня всегда были только элитные собаки с родословной, по выставкам ходили. И сейчас у меня бультерьер - интерчемпион! Самое милое и доброе животное, девочка, зовут Купер. Я ее в Англии купил, а перед этим я полтора года упрашивал их продать ее мне. Там была такая бабушка, ее питомнику 60 лет. Она и говорит: "В Украину? А что это такое? Я даже не знаю, где эта страна находится". Потом она увидела мой сериал про эскимосов и сказала: "А, ну, это добрый человек, значит, у него семья есть, значит, я ему продам".

- То есть вы ей не рассказывали, что у вас бультерьеры в боях участвовали?

- Нет, конечно! (смеется) Боюсь себе представить, как бы она отреагировала!

- Чем человеческие бои от собачьих отличаются?

- Человеческие бои - это все-таки контроль, это спорт, это эмоции и это шоу. А там бесконтрольно все, там от одного движения до смертельного исхода - все просто и легко. Здесь тоже, понятно, риск есть, но все под контролем. Сам я не спортсмен, конечно, я далек от спорта, но я большой поклонник и почитатель.

- Вы сами в детстве спортом занимались? Дрались?

- Нет-нет, в детстве у меня другие увлечения были - самолеты какие-то. Ну, пару раз отгребал, конечно. Я всегда старался наврать, говорил, что у меня больное сердце. Хотите грех на душу брать - бейте. И люди сразу думали: "Так, мы его сейчас еще убьем чего доброго... Зачем нам в тюрьму..." То есть актерские задатки уже в детстве проявлялись (смеется).

- Ваша дочка тоже попала в фильм "Правило боя"?

- Денег не было на кастинг, поэтому взял свою дочку! (смеется) Я вообще хотел изначально двигать вперед молодежь, ведь это история молодых. А старая гвардия актеров мне больше там нужна была для того, чтобы поддержать молодых ребят. Когда молодой музыкант приходит в хороший, плотный, мощный коллектив, он сразу очень быстро начинает тянуться к ним и тоже начинает круто играть, как виртуоз.

- Фильм рассчитан только на Украину?

- Фильм будет показан за границей, конечно же, в нескольких странах. Уже порядка 15 стран проявили интерес к нашему фильму, и мы сейчас финализируем переговоры, а также занимаемся субтитровкой и дубляжом.

- Какие у вас ожидания?

- Посмотрим, что зрители будут говорить. Пока я слышу отзывы от приближенного круга друзей-товарищей, коллег - и всем пока нравится. Зрители же любят каждый свое определенное кино, нет человека, который бы все жанры любил.

- Лично вы какие жанры кино не любите?

- Я не могу смотреть арт-хаус и всё тут! Мне нудно его смотреть даже при какой-то невероятной игре и картинке. Мне скучно смотреть на индивидуальный внутренний мир какого-то непонятного человека. Я не очень люблю українське поетичне кіно, оно мне тоже кажется очень нудным. Хотя, конечно, в нем есть какие-то сцены, есть какие-то там эпизоды, которые сделаны очень круто и очень гениально.

- Какие вы фильмы посоветуете посмотреть как эксперт?

- Ой, ну я не люблю все эти "топ-10 фильмов"… Сложно сказать. Ну, вот недавно я смотрел "Девять жизней", там очень здорово сделан компьютерный кот, абсолютно реалистичный. Я его смотрел в русском дубляже, где кота озвучивает прекрасный актер Михаил Ефремов. "Безумный Макс" - отличный фильм. Ну, и конечно, "Отряд самоубийц", хотя многие его хают, я в восторге от этого фильма, а Марго Робби в моем списке теперь номер один!

У меня с "Отрядом самоубийц" очень дурацкая ситуация вышла, мне так стыдно было. Я поздно вечером возвращался домой и увидел двух девочек лет 15-16. Они, наверное, шли на какой-то день рождения, то ли какой-то в школе корпоративчик был... Они были одеты, как Харли Квинн, - тоже вот эти косички, у одной из них в руках дубина из папье-маше, молоток такой огромный. И вот они идут, хохочут что-то там между собой. А я, получается, не мог их на узком тротуарчике обогнать и шел какое-то время за ними, наблюдал, и мне стало как-то интересно. И я, старый дурак, вместо того, чтобы сказать: "Девочки, можно я пройду", начал насвистывать мелодию из фильма. И они так - раз, поворачиваются, увидели меня, изменились в лице, улыбки исчезли. И получилось, как будто старый маньяк-педофил в темном переулке… Мне так стыдно стало! Да, думаю, теперь будут говорить, какой-то мужик шел сзади и песни напевал из фильма. Если они когда-нибудь прочитают это интервью, то я хочу им сказать, что я ничего плохого не думал (смеется).

Читайте также