Напряженность в отношениях между Россией и Украиной постепенно стихает. Ситуация обострилась после того, как РФ заявила, что 6 августа украинские диверсанты вторглись в Крым. Но 15 августа министр иностранных дел России Сергей Лавров призвал к спокойствию в регионе, а украинские силовики признали снижение активности российских войск на аннексированном полуострове. По мнению американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, способность России начать серьезные военные действия в Украине ограничена, но локальные вспышки в Крыму и на Донбассе выгодны для укрепления власти Кремля внутри Российской Федерации.
После событий на Майдане в феврале 2014 года Крым играет важную роль в противостоянии между Россией и Западом из-за Украины. Полуостров, населенный в основном этническими русскими и долгое время являвшийся базой для Черноморского флота РФ, был местом первоначальной реакции РФ на события в Киеве. Вскоре после свержения тогдашнего украинского президента Виктора Януковича российские солдаты без знаков различия, получившие известность как "зеленые человечки", захватили ключевые объекты в Крыму. Местные чиновники выразили желание присоединиться к России, и референдум по этому вопросу был организован в марте 2014 года. После того, как почти 95% жителей проголосовали в пользу присоединения к РФ (результат оспаривается западными наблюдателями), Российская Федерация 18 марта 2014 года формально аннексировала полуостров.
Отторжение Крыма прошло практически без ответа украинской армии. Украинские войска, которые находились на полуострове, либо перешли на сторону российских военных, либо вернулись в Украину. И хотя почти единодушные результаты референдума вызвали подозрения на Западе, реальность такова, что большинство жителей Крыма очевидно хотят стать частью России. Полуостров традиционно являлся наиболее пророссийской частью Украины, и многие в Крыму рассматривали отстранение Януковича как государственный переворот, спланированный при поддержке западных держав. В последующем Россия ясно дала понять, что вопрос принадлежности Крыма не обсуждается.
Аннексировав полуостров, РФ значительно нарастила там военное присутствие. В 2015 году регион был включен в состав Южного военного округа России, и там было размещено большое количество войск и военной техники, в том числе современных систем ПВО С-400. Развертывание военных сил в Крыму демонстрирует нежелание Москвы реагировать на санкции, которые Европейский Союз и Соединенные Штаты ввели против РФ в ответ на оккупацию Крыма, считают специалисты частной разведывательно-аналитической компании Stratfor.
Помимо милитаризации, Крым столкнулся с рядом политических и экономических проблем. Крымские татары (этническое меньшинство, составляющее около 10% населения полуострова) выступили против отделения от Украины. Несколько крымскотатарских активистов были арестованы за инакомыслие, что побудило многих бежать на украинскую территорию. Некоторые из них работали из Украины, чтобы подорвать власть России на полуострове. В ноябре 2015 года они вместе с украинскими ультранационалистами обеспечили блокирование около 70% поставок электроэнергии в Крым.
Вопрос энергоснабжения - только одна из проблем. Полуостров зависит от поставок пресной воды с материковой части Украины, которые также оказались под угрозой. Экономика Крыма страдает от торговых ограничений, принятых между Украиной и Россией. Экономические санкции против РФ добавляют еще больше проблем. Ко всему прочему, значительно снизился поток украинских туристов. Таким образом, повседневная жизнь после российской аннексии стала для крымчан куда более сложной, а сам полуостров, несмотря на все старания России, по-прежнему критически зависит от украинской инфраструктуры.
В Stratfor отмечают, что заявления об угрозе украинской подрывной деятельности в Крыму, в то время когда Кремль столкнулся со значительными политическими и экономическими трудностями, могли бы помочь Москве укрепить поддержку среди собственного населения. Способность России начать серьезные военные действия в Украине до сих пор ограничена, но отдельные вспышки напряженности в Крыму или на Донбассе могут обеспечить российскому лидеру Владимиру Путину большую поддержку на дому, применяя долгосрочное политическое давление на силы безопасности Украины и правительство этой страны.