RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика
Мнение

С мыслями об отпуске: чего ждать от депутатов в первую неделю работы Верховной Рады

Парламентская осень обещает быть непростой, но пока депутаты даже не согласовали повестку дня новой сессии

Парламентская осень обещает быть непростой, но пока депутаты даже не согласовали повестку дня новой сессии Начинается работа пятой сессии Верховной рады восьмого созыва Фото: УНИАН

Сегодня, 6 сентября, начинается работа пятой сессии Верховной Рады восьмого созыва, которая откроется ежегодным обращением президента Петра Порошенко к украинскому народу. Перед парламентом стоит ряд важных задач, среди которых - принятие бюджета на 2017 год, изменений в бюджет текущего года, замена 12 членов ЦИК и принятие закона о спецконфискации. Кроме того, депутаты попытаются разобраться с изменениями в Конституцию в части децентрализации и законом о выборах на Донбассе. Впрочем, как выяснил "Апостроф", в течение первой пленарной недели от депутатов, которые только вернулись из отпусков, вряд ли стоит ждать серьезной законодательной работы. На согласительном совете, который состоялся в понедельник, 5 сентября, не удалось даже утвердить повестку дня сессии.

Парламентская осень обещает быть горячей, ведь перед депутатами стоит непростая задача достичь согласия по документам, которые так и не удалось принять в течение прошлой пленарной сессии. Один из ярких примеров - законопроект о спецконфискации незаконно присвоенных Виктором Януковичем и его окружением денег. Законопроект, который является приоритетным для "Народного фронта", напомним, не нашел всецелой поддержки у партнеров "фронтовиков" по коалиции, из "Блока Петра Порошенко" и депутатов других фракций. Это не единственный законопроект, относительно которого в коалиции нет согласия. Еще одним критически важным вопросом является замена 12 из 15 членов ЦИК, срок полномочий которых истек в июне 2014 года. "Фронтовики" хотят оставить в составе Центризбиркома первого заместителя председателя Андрея Магеру, но в представлении президента, внесенном в парламент, его кандидатуре места не нашлось.

Если говорить о важных законопроектах, относительно которых есть уверенность, что они будут приняты, то среди таковых можно назвать, пожалуй, лишь Госбюджет-2017. Впрочем, опыт предыдущих лет подсказывает, что и новый Госбюджет будут, скорее всего, принимать уже под Новый год и в спешке. Что же касается других важных законопроектов, даже несмотря на большой общественный запрос уверенности в их принятии нет. Среди таковых, в частности, предоставление полномочий Национальному антикоррупционному бюро для самостоятельного принятия решений о прослушивании телефонов чиновников. Существует большой риск, что этот законопроект так и не будет принят в связи с продолжающимся противостоянием между ГПУ и НАБУ. Если говорить об экономике, то неясной до конца остается перспектива принятия законов, нужных для продолжения сотрудничества с МВФ. Еще в конце прошлой сессии депутаты не могли разобраться, о каких конкретно законопроектах идет речь. Точного их перечня долго не было, и некоторые депутаты заявляли, что правительство хочет "пропихнуть" среди МВФских законов и те, которые к сотрудничеству с международным фининститутом не имеют никакого отношения.

Наверняка серьезную дискуссию в парламенте вызовут вопросы внесения изменений в Конституцию в части децентрализации и принятия законопроекта о выборах на Донбассе, под которые в парламенте и даже в коалиции так и не удалось найти голоса. Фактически, реформу по децентрализции тормозит пункт об особом порядке местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской области, иначе говоря - "об особом статусе части Донбасса".

Похоже, на Западе уже смирились с тем, что в том виде, который есть сейчас, изменения в Конституцию так и не будут приняты. Однако принятие изменений является важным вопросом для самой Украины. Поэтому, скорее всего, президенту и парламенту не останется ничего другого, чем разработать новый проект изменений. Под вопросом также остается и вопрос внесения в парламент законопроекта о выборах на Донбассе. О том, что к разработке этого законопроекта причастен президент Петр Порошенко, в свое время проговорился госсекретарь США Джон Керри. Несмотря на это, украинские политики по-прежнему уверяют, что никакого наработанного законопроекта нет. Однако не следует забывать, что меньше чем через полгода перед западными партнерами Украины вновь встанет вопрос продления санкций против РФ. Страны ЕС будут ждать от Украины прогресса по выполнению Минских соглашений, и в случае отсутствие такого закона или хотя бы законопроекта это может создать проблемы.

Еще один широко анонсированный законопроект, на котором споткнулась Верховная рада на прошлой сессии, касался принятия изменений в закон о регламенте. Вопреки ожиданиям спикера парламента Андрея Парубия, в конце прошлой сессии его так и не удалось проголосовать даже в первом чтении. Главная причина - депутаты из разных фракций, прежде всего, мажоритарщики, не хотят работать в течение месяца три пленарных недели вместо двух, как сейчас.

Наверняка вызовет споры в парламенте и необходимость дать ответ польскому парламенту на его постановление о признании геноцидом в отношении поляков действий украинских националистов в 40-х годах прошлого века. На этот счет в Верховной раде уже зарегистрированы два проекта постановлений - №4948 и №5012. В первом проекте постановления, зарегистрированном группой депутатов во главе с Борисом Тарасюком, говорится об осуждении решения польского парламента. Во втором, автором которого является нардеп Олег Мусий, предлагается признать геноцид украинцев со стороны поляков. Конечно, "польский вопрос" сегодня не является столь уж насущным, однако рано или поздно украинские депутаты будут вынуждены ответить своим польским коллегам.

Также, как сообщил "Апострофу" нардеп от "Батькивщины" Сергей Соболев, до Нового года парламент должен будет продлить мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения, который заканчивается в этом году.

Впрочем, как удалось выяснить "Апострофу", в течение первой пленарной недели от депутатов вряд ли стоит ждать серьезной законодательной работы. То, что будет происходить в парламенте в ближайшие дни, можно назвать скорее "разогревом". Нардепы вернулись из отпусков, и только сейчас будут начинать переговоры. Даже традиционного совещания лидеров депутатских фракций на Банковой, которое обычно собирает Порошенко, еще не было. С другой стороны, 5 сентября состоялось заседание согласительного совета, однако повестка дня сессии, за которую завтра должен проголосовать парламент, окончательно на нем утверждена не была. Переговоры по ней продлятся еще в течение 6 сентября, и нет уверенности, что увенчаются успехом. Не исключено, что депутаты будут договариваться о так называемом "пакете", куда каждая фракция или депутатская группа захочет запихнуть свои "хотелки". И речь может пойти не только о законопроектах, но и о кадровых вопросах.

Официальный старт "парламентской осени-2016" даст президент Петр Порошенко. 6 сентября он с трибуны Верховной Рады выступит со своим ежегодным обращением к украинскому народу и, очевидно, заявит о тех законопроектах, которые, по его мнению, должны быть приняты депутатами в первую очередь. В этот же день депутаты по представлению ГПУ должны снять неприкосновенность с судьи Николая Чауса и принять присягу 7 депутатов, избранных на промежуточных выборах в Раду.

Главной интригой этой осени остается вопрос, удастся ли БПП и "Народному фронту" сохранить коалицию. Ведь депутаты из внекоалиционных фракций неоднократно заявляли, что реально в коалиции нет 226 голосов. Подтверждает это и тот факт, что самостоятельно коалиции не удалось принять ни одного законопроекта или провести кадровое назначение. Дееспособность парламента до сих пор обеспечивалась договоренностями с другими депутатскими группами и фракциями.

В то же время социологические опросы показывают, что рейтинги внекоалиционных политических партий растут: прежде всего, речь идет о "Батькивщине" и "Оппозиционном блоке", а рейтинг второй крупнейшей партии в парламенте, "Народного фронта", снизился до уровня социологической погрешности. Очевидно, что те политические силы, которые набирают все большую популярность, могут захотеть перекроить состав парламента, в том числе - и с помощью политических акций, например, тарифного или какого-либо другого майдана. И чем ближе к зиме, тем вероятность проведения таких майданов будет все выше, особенно на фоне зимних счетов за газ. В этой ситуации логичным для президента, спикера и глав коалиционных фракций будет всеми средствами снизить напряжение в обществе и сохранить действующую коалицию. Ведь Украине, которая борется с российской агрессией, нужна надежная властная вертикаль и дееспособный парламент.

Читайте также