RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Отбеливание Порошенко или Украины: чьи интересы будут отстаивать американские лоббисты

Украина будет выплачивать американским лоббистам 50 тысяч долларов ежемесячно

Украина будет выплачивать американским лоббистам 50 тысяч долларов ежемесячно Имиджем Петра Порошенко займутся американские лоббисты Фото: Михаил Маркив/president.gov.ua

После победы Дональда Трампа на выборах президента США, в Украине озаботились тем, как наладить связи с новой администрацией Белого дома, учитывая, что практическая вся властная верхушка Украины была уверена в победе Хиллари Клинтон и неоднократно заявляла о своей поддержке кандидату от демократов. Для того, чтобы как-то улучшить отношения, Администрация президента Петра Порошенко наняла американскую лоббистскую компанию BGR Group. В самой администрации Порошенко неохотно комментируют данный контракт, а эксперты признают: лоббистская деятельность будет направлена скорее на то, чтобы отбелить репутацию Порошенко, а не для налаживания контакта между Украиной и США.

Демократы не выигрывают трижды

Украинские политики успели наговорить немало плохого о новоизбранном президенте США Дональде Трампе. Отличиться успели очень многие, в том числе, и министр внутренних дел Арсен Аваков, называвший Трампа "опасным маргиналом", и экс-премьер-министр Украины Арсений Яценюк, который заявлял, что Трамп бросает вызов ценностям свободного мира. Некоторые украинские депутаты и вовсе позволяли себе совсем резкие выпады в адрес нового главы США, называя его то идиотом, то популистом.

Нельзя не вспомнить и скандал с обнародованием амбарной книги, так называемой "черной бухгалтерии" Партии регионов, в которой фигурировал Пол Манафорт, сотрудничавший с Трампом во время его избирательной кампании. Также, ряд влиятельных политиков в Украине абсолютно открыто поддерживали кандидата в президенты от Демократической партии Хиллари Клинтон. Кроме того, на днях, влиятельное американское издание Politico опубликовало статью, в которой говорится, что чиновники из украинского правительства пытались помочь Хиллари Клинтон победить на президентских выборах, публично выражая сомнения в пригодности Дональда Трампа для поста главы США. В материале говорится, что украинские чиновники помогали союзникам Клинтон искать компромат на Трампа и его советников. Спустя два дня после публикации статьи, ее стал цитировать у себя на странице в Фейсбуке и Национальный комитет республиканцев. По словам украинского лоббиста в США Николая Воробьева, к этой публикации следует отнестись серьезно. "Издание Politicо можно критиковать, но оно распространяется в Конгрессе, во всех кафе и ресторанах Вашингтона. Это довольно влиятельно издание, которое читают. В статье было приведено немало фактов, которые не являются секретом о том, что АП Порошенко поддерживала Хиллари Клинтон и они были уверены, что она станет президентом, и по поводу компромата на Трампа то же самое. Есть факты, что представители демократической партии тесно сотрудничали с украинскими политиками по поводу компромата на Манафорта, "черной бухгалтерии" Януковича. Украинская власть сделала все, чтобы испортить отношения с нынешней администрацией Белого дома и я не знаю, кто у нас там может оставаться в союзниках, особенно, если Рекса Тиллерсона назначат госсекретарем, следовательно, как писало издание Politico, администрация сейчас закрыта для украинских политиков и я с этим соглашусь",- комментирует Воробьев.

Поэтому учитывая такое количество негативных факторов и неоднозначные действия украинских властей, отношения с новым главой США и следующей администрацией Белого Дома, придется выстраивать очень тяжело и долго.

Для того, чтобы хоть как-то улучшить отношения с Дональдом Трампом, администрация президента Порошенко наняла американскую компанию BGR Group, которая специализируется на лоббизме, адвокации и пиаре. Об этом говорится в документе, который можно найти в открытом доступе на сайте отдела регистрации иностранных агентов (FARA) министерства юстиции США.

BGR Group была основана бывшим главой комитета Республиканской партии США и губернатором штата Миссисипи Хейли Барбуром. Как говорится в документе, «цель деятельности компании - "усиление связи между США и Украиной и поощрение американских частных предпринимателей инвестировать в Украину». Украина будет выплачивать американским лоббистам 50 тысяч долларов ежемесячно, сотрудничество продлится вплоть до конца 2017 года.

Также, в документе указан и адрес клиента: Украина, Киев, Банковая,11, а ответственным лицом — Дмитрий Шимкив, который является заместителем главы Администрации президента. Сам Шимкив не опроверг тот факт, что его имя значится в контракте, однако отметил, что в документе, размещенной на сайте, есть неточности, не сообщив какие. Шимкив также добавил, что в ближайшее время они будут исправлены, но пока на сайте висит документ без малейших изменений.

В то же время, глава пресс-службы президента Андрей Жигулин заявил, что в тексте на сайте минюста США есть ошибки, однако на уточняющий вопрос «Апострофа», о каких неточностях идет речь, Жигулин не ответил.

Не стоит выдавать желания за партнерство

Руководитель вашингтонского Центра восточноевропейских перспектив Николай Воробьев считает, что в АП могут опровергать сотрудничество с американскими лоббистами, чтобы сказать, что договор был оформлен через третьих лиц, как это ранее делал экс-премьер Арсений Яценюк.

"Конечно, в АП будут говорить,что они не нанимали, или что нанимали какие-то третьи лица. Они могут делать так, как это было с Яценюком. Который лично не нанимал эту компанию, но они работали через британскую прокладку. То есть Яценюк платил им не лично как премьер-министр, а платила некая прокладка в Британии. Но понятно, откуда шли финансы. Деньги шли либо лично от Яценюка, либо от его окружения",- говорит лоббист "Апострофу".

Что касается сотрудничества компании BGR Group и украинской власти, то лоббист отмечает, что оно скорее будет направлено на улучшение имиджа Петра Порошенко, а не украинского государства. “Ничего плохого об этой компании я не слышал, она основана республиканцами, эта компания уже 30 лет работает на рынке и с ними уже давно велись переговоры. Они будут получать 600 тысяч долларов в год, что в принципе является средним чеком для лоббисткой компании такого уровня. Единственное опасение у меня в том, что эта компания будет способствовать не сколько развитию имиджа Украины, сколько развитию имиджа Порошенко и работать скорее на администрацию президента, за бюджетные деньги. Это все связано с тем, что Трамп как бы неожиданно для них стал президентом, а вся государственная украинская машина была направлена против Трампа и выступала за Хиллари Клинтон, распространяя ролики, разную информацию через посольства, свои группы влияния, поэтому мне кажется, что нанять лоббистскую компания это уже был такой финальный шаг после победы Трампа",- рассказывает Воробьев.

По мнению эксперта Института общественно-экономических исследований Николая Капитоненко, проблемы американо-украинских отношений следует решать не с помощью лоббирования или адвокации, а используя более действенные методы воздействия.

"Любые попытки решить проблемы украинско-американских отношений косметическими мерами – будь то лоббирование или адвокация – обречены на провал. Этим отношениям не хватает стратегической глубины и взаимозависимости, и это основной вызов, который сегодня стоит перед нами. Компенсировать его не удастся разговорами и призывами. Новая администрация в Вашингтоне будет прислушиваться к языку силы, эффективности, ресурсов и прагматизма. Сильная, дееспособная и демократическая Украина будет отвечать американским интересам, но если мы не докажем свою состоятельность ее построить, интерес США к нам снова сойдет на нет",- комментирует "Апострофу" эксперт.

Капитоненко полагает, что дефицит идей на повестке дня двусторонних отношений Америки и Украины, является очевидным. «Членство Украины в НАТО, предоставление американской помощи – вплоть до поставок летального оружия – это не приоритеты двусторонних отношений, а украинские пожелания. С такой повесткой дня можно построить клиентские отношения в сфере безопасности, но не стратегическое партнерство. Наша задача – понять интересы США и собственную ценность для их реализации. Без такого понимания лоббировать будет нечего»,- заключает Капитоненко.

К слову, лоббисты BGR Group уже попались на глупой ошибке. Так, пиарщик компании Джеф Бирнбаум ошибочно отправил запрос корреспонденту одного из украинских изданий, в котором он просит предоставить информацию на украинского олигарха и зятя экс-президента Леонида Кучмы Виктора Пинчука. Очевидно, что сообщение предназначалось для кого-то из Администрации президента Порошенко.

Так что вполне вероятно, что нанятые лоббисты действительно будут действовать в личных интересах президента Порошенко, а не для улучшения имиджа Украины в глазах новой американской власти.

Читайте также