Украина за несколько лет собрала доказательную базу и подала в Международный суд ООН иск против РФ по двум конвенциям — Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации, юрисдикцию которых признает РФ. Хотя не стоит забывать о том, что Россия намеревалась разорвать отношения с судом в Гааге.
Пресс-секретарь МИД Марьяна Беца объяснила причины затяжной подготовки подачи иска Украиной – готовилась доказательная база. А также она предупредила: процесс рассмотрения может занять несколько лет. "Апостроф" поинтересовался у экспертов: каковы шансы Украины на успех в этом деле, а также чего ждать от России.
Юрист-международник Александр Мережко:
В тексте этих двух конвенций, по которым Украина подает иск, предусмотрена обязательная юрисдикция Международного суда ООН. Но там есть один момент: в этих конвенциях говорится, что прежде чем государство будет подавать иск в Международный суд ООН, оно должно попытаться провести процедуру переговоров, чтобы была возможность уладить этот спор на двусторонней основе. И только в том случае, если не удается уладить этот спор, то тогда государство получает право на то, чтобы обратиться в Международный суд ООН и уже он принимает это дело в производство. Поэтому и подача в суд иска заняла столько времени. Украина в данном случае сделала все правильно. Грузия в свое время сделала ошибку, когда РФ свершила в отношении нее агрессию. Тогда возникли проблемы с тем, что РФ начала массовое выселение граждан Грузии и, по сути говоря, Грузия рассматривала это как нарушение конвенции о ликвидации расовой дискриминации. Тогда она поспешила обратиться в Международный суд ООН, минуя вот эти двусторонние процедуры. Украина здесь такой ошибки не сделала.
Я считаю, что у Украины в этом деле перспектива очень хорошая. Сейчас самое главное, чтобы Международный суд ООН не отказал в принятии иска, чтобы он принял это дело к производству, начал его рассматривать. Но дела в Международном суде ООН, как правило, длятся рассмотрения годами, это правда. Тем более, надо исходить из того, что Россия будет всячески затягивать это. Она понимает, что если Международный суд ООН вынесет решение, то это будет колоссальный юридический международно-правовой удар по престижу России. Она не сможет в открытую игнорировать решение Международного суда ООН. Это было бы просто беспрецедентно даже для такой страны-агрессора, для такого нарушителя международного права как Россия. Потому что международное сообщество, весь мир не поймет, если Россия нагло проигнорирует международное решение суда. Это очень невыгодно РФ и она это прекрасно понимает. Она будет делать все, чтобы как минимум затянуть это дело на года.
Аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Евгений Ярошенко:
Украина очень долго собирала различные доказательства. Ведь, если ее доказательная база будет очень сильной, то страна сможет выиграть иск против России, и это покажет, что длительное ожидание оправданно. Потому что такие сложные преступления против международного права, как агрессия, преступления против человечности, расследуются годами, бывает и десятками лет. Например, до сих пор продолжаются разбирательства дел в Международном трибунале по делу бывшей Югославии. Хотя начался трибунал еще в середине 90-х годов.
Важно также отметить, что кроме собственно иска против России, украинское правительство должно готовить общество к коммуникационной кампании, объяснять, что Международный арбитраж — это очень длительный процесс, здесь нет быстрых решений. Чтобы не вышло так, как с Небесной сотней. В обществе хотят, чтобы быстро наказали причастных к массовым убийствам, в связи с этим все делается в спешке, из-за чего что сторона обвинения очень быстро и легко может выиграть апелляцию.
Такая подача Украиной иска - это правильный шаг с точки зрения отстаивания интересов. Мы не имеем возможности военным путем, или с помощью экономического давления как-то влиять на Россию. В нашем распоряжении — политические, дипломатические и юридические инструменты. Если мы их максимально рационально будем использовать, мы с одной стороны повышаем свои шансы на то, чтобы хотя бы частично привлечь Россию к ответственности, с другой - укрепляем свои международные позиции.
Российский журналист и публицист Леонид Радзиховский:
Вполне возможно, что такие суды могут тянуться годами. Тут нужно обязательно знать самое важное: признает ли Россия юрисдикцию этого суда? Если Россия признает юрисдикцию Гаагского суда над собой, то она естественно в суде участвовать будет. Если она не признает… Скажет, то ну и ходите в суд, вы для нас никто. В таком случае предмета рассмотрения не существует. Если признает юрисдикцию, то в таком случае Россия естественно будет отрицать все обвинения, из-за чего рассмотрение может затянуться на долгие годы. Ее поведение абсолютно очевидно: она пошлет в Гаагский суд несколько своих представителей, которые естественно будут отрицать на 100% все обвинения Украины. Дальше процесс затянется на неопределенный срок на достаточно долгое время, чтобы не иметь политической актуальности.
Российский политолог Андрей Пионтковский:
Будет РФ участвовать в этом Международном суде ООН или не будет, в любом случае решения суда она выполнять не будет. И мне кажется, в Киеве это прекрасно понимают. Это очень важный акт для РФ с политической точки зрения, пропагандисткой – еще раз подтвердить и юридически закрепить в сознании мира ее агрессию. Никаких материальных последствий в смысле – выплаты по искам, до тех пор, пока она не проиграет войну, которую она ведет против Украины, конечно, не будет.
Я не знаю, что решат в Москве. Мне кажется, что вряд ли они будут участвовать в процедурах затягивания рассмотрения этого иска, потому что сам факт их участия, необходимость оправдываться – это уже большой пропагандистский проигрыш. Скорее всего, РФ не признает юрисдикцию суда по этому вопросу, и не будет участвовать. Но это не значит, что та мера, которую предприняла Украина неправильная. Наоборот. Но я считаю, что она очень запоздалая, как и целый ряд других возможностей юридического характера в отношении России. Ведь вообще говоря, ситуация довольно странная: продолжается война почти три года, а между Россией и Украиной нормальные дипломатические и торговые отношения. Вот вчерашний иск Украины – очень важный шаг, мне кажется, в закреплении той реальности – реальности войны между двумя государствами.