Те, кто поднял шумиху из-за того, что Трамп и его команда будут слишком дружественными по отношению к президенту России Владимиру Путину, ошиблись и упустили из виду более важный вопрос. Если администрация Трампа серьезно относится к своей цели — улучшения отношений США с Россией, то как именно она может сделать это, пишет старший научный сотрудник в Институте Брукингса Майкл О'Хэнлон.
Безусловно, Путин и его окружение бескомпромиссны, поэтому вернуть отношения РФ и США в правильное русло будет непросто. Однако уменьшить риск соперничества и войны, понимая то, что для Путина расширение НАТО является основной проблемой, можно.
США ничего не должны русскому "силачу", и речь не идет об извинениях за расширение НАТО, в том числе за вхождение в Организацию Договора и трех бывших советских республик. США не должны отказываться от демократических друзей — Украины и Грузии – и предоставить их российскому доминированию. Однако Штатам нужен способ, который поможет этим странам.
Сегодня мы, возможно, имеем худший из всех миров. На саммите НАТО 2008 года пообещали возможное членство Украине и Грузии в Альянсе. Однако обещание не содержало каких-то конкретных временных рамок. Сейчас эти две страны, а также другие восточно-европейские нейтральные государства, не имеют какой-либо защиты от НАТО. Зная о возможной заинтересованности в них, у Путина есть основания ослаблять эти страны и влиять на их неустойчивость, чтобы лишить их права на членство в Альянсе.
Расходы на вооруженные силы у некоторых из них, в том числе у Грузии и Украины (а также Армении и Азербайджана — в основном из-за их соперничества) уже превышают уровень требований НАТО — тратить 2% ВВП, но большинство из этих стран просто слишком малы и бедны, чтобы дать отпор вмешательству Москвы. Кроме того, они слишком близко находятся к России, чтобы НАТО мог защитить их без развертывания большой и постоянной передовой обороны. Так, президент Украины Петр Порошенко в настоящее время рассматривает возможность проведения внутреннего референдума по вопросу возможного членства страны в НАТО — это еще больше раздувает пламя.
Пришло время, когда западные страны начали стремиться к договоренностям о новой архитектуре безопасности для нейтральных стран в Восточной Европе. Концепция этого ядра — это постоянный нейтралитет, по крайней мере, с точки зрения формального членства в договорных взаимных оборонных организациях. Новый договор может быть между странами "дуги Европы": Украиной, Молдовой и Беларусью, Грузией, Арменией и Азербайджаном, Кипром и Сербией, и, возможно, другими балканскими государствами. Процесс обсуждения должен начаться в рамках НАТО, а затем должны подключиться и нейтральные страны, тогда можно будет проводить и официальные переговоры с Россией.
Новая архитектура безопасности потребует, чтобы Россия, как и НАТО, дала обязательства поддерживать безопасность Украины, Грузии, Молдовы и других стран в регионе. России придется вывести свои войска из этих стран под надзором, и только после этого нынешние санкции могут быть сняты. Вопрос с Крымом можно было бы разрешить различными способами, в том числе и отказаться от аннексии, а иначе пришлось бы пока отложить этот вопрос. Нейтральные страны сохранили бы свое право на участие в многосторонних операциях даже в тех, которые могут проводиться во главе с НАТО.
Новый порядок безопасности также будет гарантировать нейтральным государствам право выбирать свою форму правления, политическое руководство, дипломатические отношения и экономические объединения. Примечательно, что Россия тогда могла бы получить прерогативу присоединиться к Европейскому союзу.
НАТО упорно работал над отношениями с Россией со времен холодной войны. Альянс согласился не размещать значительные иностранные боевые силы на территории любого из ее новых членов и после окончания холодной войны. И даже сегодня после нескольких лет российских провокаций он развернул только 5 тысяч военнослужащих в странах Балтии и Польше. НАТО также создал такие механизмы, как Партнерство ради мира, чтобы выйти на какие-то совместные пути построения диалога с Россией и другими бывшими советскими республикам.
Тем не менее, россияне видят ситуацию по-другому. Большинство воспринимают НАТО как физическую угрозу, многие рассматривают это как некое оскорбление со стороны бывшего врага, который подошел вплотную к их границам.
Безусловно, нет гарантии, что Путин заинтересуется этой идеей. Он может предпочесть ей продолжение прежней политики российского возвеличивания и спорного отношения с Западом.
Тем не менее, попытка переговоров должна быть предпринята. Если Россия отказывается вести переговоры по доброй воле, то прежняя политика ужесточения отношений с РФ будет оставаться в силе. Однако, с такой идей у Трампа есть реальный шанс положить начало лучшего курса отношений между США и Россией.