RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Политика

Как прокуратура Крыма искала идеи мирного урегулирования на Донбассе

Про обыски в аналитическом центре и ограничение работы СМИ

Про обыски в аналитическом центре и ограничение работы СМИ Доктора и полиция, оперативно прибывшие на вызов, несколько часов не могли попасть в офис МЦПД, чтобы оказать своевременную помощь и обеспечить защиту граждан Фото: УНИАН

13 апреля, в чистый четверг, сотрудники ГПУ и СБУ под процессуальным руководством прокуратуры АР Крыма провели обыски в "Международном центре перспективных исследований", где также расположена редакция интернет-издания "Апостроф" и другие негосударственные организации. Около пяти часов более двух десятков сотрудников фактически держали в заложниках, с целью дальнейшего изъятия из офиса материалов, которые имеют какую-либо причастность к разработке плана "Идеи по урегулированию конфликта на Донбассе". Процесс сопровождался чередой действий со стороны правоохранительных органов, правомерность которых еще должны определить юристы. Речь идет, в частности, от незаконного присвоения ключей, взлома и блокировки входных дверей до применения физической силы и запрета воспользоваться правовой помощью адвокатов и даже медицинской помощью. Об этих и другие "жутких" событиях на улице Институтской в Киеве, за несколько сотен метров от Администрации президента – в материале "Апострофа".

Лицом вниз

Сотрудники "Апострофа" и МЦПИ еще до сих пор приходят в себя и пытаются понять, что именно произошло в четверг. Организация, которая занимается анализом внутренней и международной политики, проводит публичные консультации относительно актуальных для Украины проблем за средства международных доноров, даже в худшие времена не становилась объектом подобных атак правоохранительных органов. Провести обыск центра, который регулярно получает финансирование фонда Сороса, британского, швейцарского, голландского, финского и других международных и европейских правительств и организаций было за пределами допустимого даже для Януковича, Пшонки или Захарченко.

"Я такого не знала за 25 лет существования независимой Украины, ни при Кучме, ни при Януковиче. А при Януковиче, например, я и наша организация четко выступали против его политики, но к нам не приходили с обысками. Если есть какое-то конкретное обвинение, не то обвинения, что есть какие-то планы, которые были лично высказаны, то, очевидно, надо было об этом сказать. Обвинения в разработке планов – вообще не в Уголовном кодексе. Итак, это идеологическое преследование. И это очень опасно", — заявила в комментарии "Детектор медиа" украинский социолог, специалист в области политической и электоральной социологии, директор фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина.

Но, видимо для нынешнего президента Петра Порошенко и генерального прокурора Юрия Луценко подобное поведение в пределах допустимого. Поэтому примерно в 16:15 по киевскому времени в офис аналитического центра ворвались полтора десятка человек в штатском вместе с тремя бойцами спецподразделения Альфа, представившись изначально клиринговой компанией. Руководитель следственной группы Александр Удовиченко, уже после представившись "крымской прокуратурой", показал постановление суда о проведении обыска в офисе МЦПИ в связи с обвинениями центра в причастности к разработке плана "Идеи по урегулированию конфликта на Донбассе".

Предложения Василия Филипчука, который, согласно постановления прокуратуры АР Крыма, проходит свидетелем по делу "мирного плана" депутата Андрея Артеменко, пройти в помещение ГПУ для дачи всех объяснений или по крайней мере допустить адвоката для оказания правовой защиты, представителями прокуратуры были проигнорированы.

Все, что происходило дальше, от блокировки дверей, грубого нарушения законных прав присутствующих – до использования физической силы к вышеупомянутому господину Филипчуку с целью изъятия личных вещей, можно сравнить с чем угодно, только не с законом. И все это происходило в то время как адвокаты, народные депутаты, журналисты, скорая и полиция пытались попасть в помещение. Впрочем, ни одного шанса на правовую защиту или медицинскую помощь у них не было.

По словам юристов, сейчас КПК настолько изуродован, что любой процесс может превратиться в произвол. Особое беспокойство вызывают те процессы, где не участвуют СМИ — люди становятся беззащитными Фото: УНИАН

И это не говоря уже о целом ряде "мелких" нарушений закона со стороны правоохранителей: кражи телефона, запрета пользоваться средствами связи, "случайной" порчи медицинского аппарата, отказа представиться на многочисленные требования, привлечение явно "подставных" понятых (парни скорее походили на штатных сотрудников органов, или, как минимум, стажеров), отказа внести в протокол мнение присутствующих, препятствование журналистам выполнять их профессиональные обязанности, отказа пускать скорую помощь (!) к сотруднику, которому стало плохо, срыв рабочего процесса двух коллективов и так далее. Фактически коллектив стал заложником вопиющих противоправных действий тех, кто называют себя прокурорами Крыма. Жаль, что свою силу они "успешно" продемонстрировали относительно безоружных аналитиков, а не к тем, кто непосредственно способствовал аннексии Крыма.

"Обыски в МЦПИ — это позор правоохранительных органов. Видимо, в Украине всех сепаратистов переловлено вместе с коррупционерами. Такое впечатление, что институты власти играют в игру "Тупой и еще тупее". Каждый день — шедевр тупости", - отметил соучредитель Украинского института будущего Юрий Романенко.

Юрист Леонид Сиваков, один из адвокатов, который пытался попасть в помещение для оказания правовой помощи, в комментарии "Апострофу" отметил, что все вышеперечисленные действия – противоправные, поэтому непременно станут предметом дальнейшего судебного разбирательства.

"Количество нарушений процессуального кодекса таково, что все совершенные действия можно считать просто незаконными, и те, кто их делал, должны быть привлечены к ответственности", - добавил юрист.

По его словам, в настоящее время Уголовно-процессуальный кодекс настолько изувечен, что, фактически, любой процесс может превратиться в произвол. "Представьте, что творится там где нет СМИ и где людей некому защитить. Мы должны инициировать изменения в УПК относительно решения следователя приобщать или не приобщать к следственным действиям адвокатов по требованию. Такое требование должно приниматься в обязательном порядке, а не так как сейчас, когда следователи принимают решение, опираясь исключительно на собственное желание или нежелание".

Враги с "идеями мира"

Формальной причиной атаки на МЦПИ является работа по разработке моделей мирного урегулирования конфликта на Донбассе. Отметим, что каждый гражданин Украины имеет право обсуждать и публично выражать свое мнение по любым политическим вопросам, и это право закреплено в Конституции. МЦПИ уже длительное время осуществляет ряд проектов, направленных на урегулирование конфликта на Донбассе.

"Работа в свое время была основана в рамках проекта по мирных диалоговых инициатив, который финансировался правительством Нидерландов, а затем в рамках проекта фонда Сороса в Украине под названием "Моделирование внедрения Минских соглашений". Мы проработали несколько вариантов того, как может развиваться ситуация в Донбассе, выделили 4 модели, сравнили их плюсы и минусы и предложили для публичного обсуждения как все эти модели, так и наше предложение по наилучшей для Украины - хорватской, с применением инструмента внедрения международной переходной временной администрации на неконтролируемой территории", - говорит Филипчук.

Представленные модели мирного урегулирования были предметом многочисленных обсуждений с представителями украинского политикума, дипкорпуса, экспертной среды. Подробнее об этом можно прочитать, например, здесь, здесь или здесь. Последняя ссылка является наиболее показательным, ведь ярко демонстрирует, что все эти сценарии – не результаты какого-то тайного заговора, а вполне публичной деятельности, в которой государство принимало активное участие, о чем свидетельствует, в частности, присутствие на обсуждениях представителей МинТОТ.

Почему: три версии

Понять, почему деятельность, гарантированная Конституцией и международными обязательствами Украины, стала предметом судебного решения относительно атаки на аналитический центр, трудно. Однако, возможных причин несколько. Первую вероятную причину уже озвучил сам Филипчук. Заключается она в том, что ему, фактически, досталось через провалы украинской власти и дипломатии.

"Я вернулся только что из Соединенных Штатов. Я думаю, что именно то, что я был в США и имел возможность общаться и Белом доме, и с представителями Совета нацбезопасности, и в Конгрессе... так достало нашу власть, что решили устроить сразу маски-шоу", — рассказал Филипчук.

То есть глава МЦПИ был принят в таких кабинетах в США, куда уже несколько месяцев несмотря на все усилия не могут попасть украинские дипломаты. Проще говоря, в Белом Доме когда речь идет об Украине готовы больше доверять независимому эксперту, чем представителям официальной власти. Видимо, поэтому еще не произошла давно анонсированная встреча президента с Трампом.

О второй возможной причине – идет широкая атака со стороны Порошенко на гражданское общество и всех, кто могут проявить недовольство установлением в Украине фактически авторитарно-олигархического режима. Проходить е-декларирование представителей антикоррупционных организаций, нападки и прессинг антикоррупционных активистов, преследование нелояльных политиков и СМИ, все более тотальный контроль над информационным пространством и усиления атмосферы ненависти и истерии – все это частички одной картины. Власти хочется контролировать все, а тех, кого не контролирует – уничтожить или дискредитировать.

"Обыск в общественной организации осуществляется в виде настоящей борьбы с "врагами народа", которыми, якобы, являются независимые эксперты, вооруженные в лучшем случае лишь ноутбуками. Упорство и неразборчивость поведение силовиков в подобных действиях по отношению к независимого аналитического центра вместе с принятием закона, который дискриминирует антикоррупционные ГО, принуждает к признанию факта наступления на гражданские свободы в стране на четвертом году после Майдана", — прокомментировал ситуацию исполнительный директор фонда "Возрождение" Евгений Быстрицкий.

Третья версия – самая страшная, поэтому в ней хотелось бы ошибаться. Так как, сегодня в Украине, фактически, каждый, независимо от положения, может оказаться под прицелами "пшонковских последователей", если хоть словом обмолвится о планах мирного урегулирования конфликта на Донбассе. Очевидно, что власть почему-то этого очень боится. Ведь уже сам факт официального обвинения - подготовка "Идей по урегулированию конфликта на Донбассе" – является уникальным. Янукович и его прокуроры искали хотя бы какой-то видимости законности, как, например, неправильное оформление водителя, как это было у нынешнего генпрокурора Луценко. Сейчас же генпрокурор, складывается такое впечатление, вопросами такой законности не беспокоится. Если власть действительно преследует людей за планы мирного окончания войны, то совершенно очевидно, что сама она стоит на противоположных позициях. И это, увы, означает, что пока эта власть будет у власти – война будет продолжаться.

"Боюсь, что в СБУ существует некий идеологический подразделение, которое этим занимается. Еще более опасно, скажем, высказывания в Facebook Юрия Луценко, который как генеральный прокурор должен быть на страже соблюдения закона. Но он там выразился, уже не помню дословно, но с точки зрения, что это все правильно. И именно он и сказал: А вы что, разделяете планы Филипчука? ". Планы у людей могут быть какие угодно, планы – это не преступление", — отметила директор фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина.

Читайте также