Первая ночь, с 17 на 18 октября, в палаточном городке, который митингующие установили на улице Грушевского под Верховной Радой, прошла относительно спокойно. Немногочисленные участники с энтузиазмом восприняли протестную акцию, организованную Михеилом Саакашвили и Ко. Многие из них верят политическим лидерам, которые вывели их на улицы, но другие – не спешат. "Апостроф" пообщался с митингующими, чтобы понять, чего хотят люди.
При входе в палаточный городок на бочке сидит Валерий, мужчина лет 60-ти. Ночь он провел в палатке, а до этого весь день – на митинге, организованном оппозиционерами.
"Я поддерживаю политиков, которые выступают на сцене. Они ничего плохого не сказали", - рассказывает "Апострофу" Валерий.
"Нужно заставлять. Нет? Значит, гуляйте, пацаны, делаем перевыборы, - включается в разговор его напарник Александр. Из толпы его выделяет голубая футболка с надписью "Порошенко мародер", которую, как объясняет активист, он себе подарил на день рождения. – Девять студий отказались делать мне такую футболку, сказали, чтобы я им больше не звонил. А одна согласилась за 300 грн".
Протестную акцию собеседники "Апострофа" называют не иначе, как Майданом, и живо обсуждают несостоявшийся ночной разгон протестов. По их словам, полиция собиралась идти штурмом и не пускала к Верховной Раде людей, которые привозили новые палатки и спальные мешки. Приятным воспоминанием стал недолгий визит народных депутатов Мустафы Найема, Светланы Залищук, Егора Соболева, а также Михеила Саакашвили и Давида Сакварелидзе, которые быстро решили конфликт.
"Вчера я увидел, что нынешняя полиция, как и "беркутня", готова на все. Что им скажут, то и сделают", - заявляет Валерий.
Организаторы протеста создали условия для тех, кто решился заночевать в правительственном квартале – привезли продукты, чай, одноразовую посуду и устроили полевую кухню.
"У нас кухне пока всего хватает. Меню у нас однообразное – гречневая каша с тушенкой, чай. А вот кофе у нас нет", - рассказывает "Апострофу" ответственный за питание Дмитрий.
Хотя дефицит продуктов все-таки наблюдается. Так, чай разбирают очень быстро.
Относительно стабильная ситуация и с условиями временного проживания. В палатках участники протеста разложили доски, на которые постелили спальные мешки. Но все это не спасало от холода, поэтому в палатке установили небольшую печь для обогрева. Чтобы уберечь от воров оставленные в палатке личные вещи, у каждого шатра дежурят его "жители". Умыться и воспользоваться туалетом многие ходят в отель "Киев", куда протестующих без проблем пускают.
Приходят к митингующим и некоторые киевляне.
"Я не могу стоять здесь все время, поэтому пытаюсь хоть копеечкой помочь. Так как я – пенсионерка, то для меня это вложение в это дело", - рассказала "Апострофу" Ирина.
В толпе простых митингующих корреспондент "Апострофа" встретил одного из организаторов протестов Давида Сакварелидзе.
"Я до четырех утра был здесь. А потом ушел спать в гостиницу. Мы будем дежурить, если нужно будет. Вчера же разгона не было", - объяснил Сакварелидзе, почему он и главный зачинщик протестов Михеил Саакашвили не остались вместе с участниками акции ночевать в палатке.
За него сразу же заступилась пожилая женщина, отказавшаяся называть свое имя.
"Это все провокационные вопросы! Я прихожу сюда каждый день и не жду, чтобы Саакашвили здесь дежурил целую ночь. А мы должны просыпаться, чтобы молодежь имела большую пенсию в будущем, не такую, как я сейчас. Мы должны благодарить этих людей, которые нас будят", - выступила активистка.
Ее поддержал еще один участник протеста Юрий.
"Зачем здесь такое количество людей? Они должны днем быть готовы принимать решения. Здесь были Семенченко, Соболев, Парасюк. Зачем всех собирать?" – заявляет он.
Акцию под Верховной Радой мужчина называет не протестом, а "принуждением слуг народа" к выполнению их функций и обещаний.
"Стоя здесь, мы показываем нардепам, что с каждого из них будет спрос", - поясняет Юрий.
Но не все участники акции протеста спешат защищать политиков. Например, Олег не доверяет политическим лидерам.
"Я стою здесь, чтобы снять эту власть, это быдло и принять нужные законы", - рассказывает мужчина. Настроен он достаточно радикально, для защиты палаточного городка "одолжил" щит у Нацгвардии. Олег косо поглядывает в сторону правоохранителей и уверяет, что ночью снова "будет штурм".
Медиков в палаточном городке под Верховной Радой лишь двое, однако пока они справляются с возникающими проблемами.
"Пьяных ночью не откачивали. Единственное, что было, это приступ эпилепсии. А так люди обращаются с головной болью, отравлением, - рассказывает вице-президент Всеукраинского объединения медиков Майдана Ирина Захарченко. – Лекарств сейчас не очень много, поэтому медики ждут помощи от партии Саакашвили "Рух новых сил". Какие-то медикаменты они сами докупают, также люди могут помочь".
Одной политикой жизнь в палаточном городке не ограничивается. Среди митингующих затесались просто желающие прославиться – они подходят к журналистам и политикам, предлагая свои бизнес-идеи.
Чаще всего среди протестующих можно встретить мужчин и женщин среднего возраста, реже – молодежь. 19-летние студенты Ольга и Павел также ночевали на Грушевского, они пришли под Верховную Раду бороться за создание антикоррупционного суда. Напомним, что это одно из главных требований протестов наряду с отменой депутатской неприкосновенности и новым избирательным законодательством.
"У нас как брали взятки, так и будут брать. Но если будет [антикоррупционный] суд, то будут больше бояться и думать, что они делают", - говорит Павел. Хотя молодой человек и готов "стоять до конца", драться он ни с кем не хочет, ведь родители будут переживать.
Пока "Апостроф" общался с молодыми людьми, начался новый конфликт между правоохранителями и митингующими. Первые не пропускали в палаточный городок людей с едой и спальными мешками, вторые баррикадировались и пытались усилить линию защиты. За заграждением появились стражи порядка в балаклавах, в толпе сразу припомнили "Беркут". Разрешать конфликт поспешили Егор Соболев, Давид Сакварелидзе и Семен Семенченко, которых охраняли бойцы из батальона "Донбасс".
"Они меня защищают от нападения с ножом, гранатой", - обиженно ответил Егор Соболев на вопрос "Апострофа", зачем ему охрана.
Конфликт решился быстро. Правоохранители в балаклавах получили приказ отойти, который выполнили с облегчением. Один из силовиков признается "Апострофу", что не хочет с кем-то драться.
"Если будет отдан такой приказ, я имею право его не выполнять. И я не буду его выполнять", - заявил он.
Впрочем, позже произошла еще одна стычка. Сотрудники правоохранительных органов попытались вернуть щиты, ранее захваченные протестующими. Завершилось это противостояние задержанием 11 человек. Всех их правоохранители уже отпустили.