RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Четыре претензии к генеральному прокурору Луценко

Четыре аспекта в работе Юрия Луценко, которые указывают на несоответствие должности

Четыре аспекта в работе Юрия Луценко, которые указывают на несоответствие должности Фото: EPA/UPG

Юрий Луценко занимает должность генерального прокурора два года – с мая 2016-го. За это время он продемонстрировал на практике, как человек без юридического образования может успешно воплощать "реформу" и выполнять пожелания власти по закрытию уголовных дел. Есть несколько аспектов, согласно которым можно твердо заявить, что занимаемая Луценко должность – не его.

Юридический аспект

12 мая 2016 года депутаты Верховной Рады одобрили президентское постановление о назначении Юрия Луценко на должность генерального прокурора. В этот же день парламент принял законопроект №4645 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно деятельности Генеральной прокуратуры Украины". Впервые за всю историю независимой Украины все делалось очень быстро.

За изменения в закон, позволяющие человеку без опыта и юридического образования возглавить ГПУ, депутаты проголосовали в полдень, а уже в половине первого спикер его подписал. Через 45 минут закон подписал президент. В 14:50 Петр Порошенко сделал представление о назначении Луценко генпрокурором. Через 15 минут его подали на рассмотрение руководству Верховной Рады, а в 18:15 Юрий Луценко стал генеральным прокурором.

Альтернативный проект о назначении генпрокурора путем конкурса не рассматривался, и нардеп Елена Сотник тогда заявила, что срочность назначения именно Луценко диктовалась необходимостью заморозить уголовные дела некоторых народных депутатов, которые два года не рассматривались в ГПУ. Они же, по ее мнению, безоговорочно поддержали кандидатуру Луценко на пост генпрокурора.

Тогда же лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко, а также много юристов заявили, что практически каждое положение законопроекта №4645 нарушает права человека, особенно в части заочного судопроизводства, которое будет применено по 32-м статьям Уголовного кодекса.

18 мая 2018 года пресс-служба Конституционного суда Украины сообщила, что закон, который позволил назначить Юрия Луценко генеральным прокурором, будет проверен на соответствие Конституции. В суд поступило представление от 45 народных депутатов. Субъекты права на представление ссылаются на то, что Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно деятельности Генеральной прокуратуры Украины" не соответствует Конституции Украины, потому что была нарушена процедура его рассмотрения, принятия и вступления в силу.

Народный депутат Виктор Чумак, который представляет группу депутатов, подписавших представление в КСУ, рассказал "Апострофу", что было аналогичное решение Конституционного суда по нарушению регламента при принятии так называемого закона "Колесниченко-Кивалова". Решение о признании его неконституционным было принято 28 февраля 2018 года.

"Подать представление в КСУ по части нарушения регламента любого закона достаточно сложно, потому что существуют очень противоречивые решения этого суда касательно признания таких вот законов неконституционными. Поэтому после аналогичного решения по языковому закону мы подали именно этот проект закона. Он цинично подготовлен и цинично принят даже не с точки зрения назначения именно Луценко, а с точки зрения нарушения регламента для достижения определенной цели. Да, цель была назначить Луценко, но за один день он прошел полностью процедуру назначения", - сказал Чумак. Нардеп также сообщил, что по истечению трех месяцев можно ожидать позицию Конституционного суда по этому вопросу.

Фото: EPA/UPG

Профессиональный аспект

У предшественника Луценко Виктора Шокина "делом чести" было довести до логического завершения "дело Гонгадзе". Юрий Луценко 30 мая 2016 года пообещал, что в течение месяца он расскажет о том, что происходит в деле заказчиков убийства журналиста. Через месяц общественность ничего не получила, а в пресс-службе генпрокурора сослались на то, что "дело Онищенко" сейчас важнее.

Действительно, в середине июня 2016 года глава САП Назар Холодницкий передал генпрокурору материалы для представления на привлечение к уголовной ответственности, задержание и арест нардепа Александра Онищенко. В начале июля Рада сняла с него неприкосновенность, а также дала разрешение на его арест. А потом начались странности: более недели ведомство Луценко возилось с текстом переданного им уведомления о подозрении Онищенко, потом в ГПУ сообщили, что текст этот не соответствует требованиям и нормам УПК. В результате за 20 дней в ГПУ создали все предпосылки для продления нахождения Онищенко на свободе, дали ему возможность беспрепятственно покинуть страну и исключили возможность объявления парламентария в международный розыск.

Вторым ярким уже пиар-проколом Луценко за первые месяцы в должности Генерального прокурора было заявление, что низкие зарплаты прокуроров являются мифом.

"Я потребовал данные о том, сколько получают на руки работники прокурорских структур. Например, моя зарплата - 35 тысяч гривен. Это серьезный рост зарплаты после Верховной Рады. Низовой прокурор получает не менее 12 тысяч гривен", - рассуждал в начале своей карьеры Луценко. Непрофессионализм проявился в завышенных цифрах зарплат, что "Апострофу" подтвердили сотрудники местных прокуратур, работавшие в 2016 году.

Возвращаясь к анализу дел по чиновникам, в том числе и вип-представителям прошлого режима, можно сделать вывод, что не только господин Онищенко "кладёт на лопатки" нынешнюю власть в судах из-за границы. Луценко обещал до прошлого года передать в суд дела экс-министра доходов и сборов Александра Клименко, экс-министра внутренних дел Виталия Захарченко, бизнесмена Сергея Курченко, экс-вице-премьера Сергея Арбузова, экс-премьер-министра Николая Азарова; уже в этом году - внести в Раду представление на снятие депутатской неприкосновенности с Евгения Бакулина.

В марте 2018 года Луценко заявил о том, что в деле экс-министра юстиции Елены Лукаш не нашлось достаточно доказательств для предъявления обвинения. Напомним, в 2015 году Лукаш подозревали в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 191 и ч. 2 ст. 366 УК Украины. Ей инкриминировали завладение во время пребывания в должности средствами госбюджета в размере 2,5 млн грн.

В свое оправдание Луценко заявляет, что никак не влияет на работу Департамента спецрасследований ГПУ (об этом речь пойдет чуть ниже). Самое главное – генпрокурор сетует, что, имея приговоры чиновникам категории "Б", он постоянно терпит обвинения в отсутствии результатов по категории "А" (подследственность НАБУ).

Межведомственный аспект

Из непрофессионализма, о котором часто говорят, и нежелания проявить профессиональные качества в важных уголовных делах вполне логично вытекает конфронтация Луценко с руководителями других ведомств. К примеру, в первые полгода своей работы он решил, что нужно закрыть доступ к ЕРДР для сотрудников НАБУ (на основании закона о НАБУ, доступ был открыт еще Виктором Шокиным, - "Апостроф"). Это последовало после ряда конфликтов с обысками в самом бюро, в том числе после обвинений со стороны ГПУ в незаконной прослушке детективами НАБУ по одному из уголовных производств.

Осенью 2017 года Луценко заявил, что НАБУ отказывается принимать дела ГПУ. Конфликт с передачей дел длился не один месяц.

Серьезным конфликтом с вмешательством в работу НАБУ было дело экс-первого заместителя главы Госмиграционной службы Дины Пимаховой, когда Луценко на брифинге в Киеве заявил, что детективы не имели права предлагать ей взятку. В НАБУ отреагировали следующим образом: "Считаем недопустимой ситуацию, когда генеральный прокурор сознательно вводит общество в заблуждение, сообщая ложные факты и предлагая "произвольно" трактовать законодательство. Таким образом, он фактически дает "зеленый свет" дальнейшим атакам на новые антикоррупционные органы".

Пресс-служба НАБУ ответила на обвинение насчет агентов таким образом: "Генпрокурор не в полной мере ознакомлен с базовыми правовыми принципами проведения оперативно-розыскных действий" (ОРД).

Не успел угаснуть этот скандал, как в марте 2018 года стало известно, что ГПУ дала санкцию на прослушку руководителя САП Назара Холодницкого. Многие эксперты сошлись во мнении, что ведомство Луценко сделало это не без интереса со стороны Банковой. САП процессуально курирует НАБУ, и Холодницкий визирует уведомления подозрений высшим должностным лицам.

Фото: gp.gov.ua

В частности, третьего мая специализированная прокуратура открыла уголовное производство по материалам пленок беглого нардепа Александра Онищенко о коррупции с участием президента Украины Петра Порошенко. В ответ последовало решение Печерского райсуда, который обязал ГПУ открыть дело против НАБУ по иску экс-главы ГФС Романа Насирова, ныне объявившего о своих политических амбициях.

Кроме того, Луценко не может начать нормально работать с начальником Департамента спецрасследований ГПУ Сергеем Горбатюком.

В частности, Горбатюк постоянно заявляет о попытках давления на следователей своего департамента. Это проявилось в деле упомянутой Елены Лукаш. Горбатюк подчеркнул, что год и два месяца Луценко не подписывал ей уведомление, хотя сам Горбатюк и его следователи писали жалобы и проводили совещания. Не было названо ни одной причины затягивания расследования, что привело к обвинению в том, что Горбатюк ничего не собрал и дело пришлось закрыть.

Имиджевый аспект

Сергей Горбатюк поделился с "Апострофом" важной информацией, касающейся имиджа Генеральной прокуратуры Украины. В частности, в деле Пола Манафорта, бывшего консультанта Виктора Януковича и Партии регионов, а также экс-руководителя избирательного штаба Дональда Трампа, американские СМИ заявили, что Украина тормозит расследование со своей стороны. В США считают, что причиной этого является нежелание Украины портить отношения с Трампом в свете предоставления США военной помощи нашей стране. 4 мая сенаторы из Демократической партии США написали письмо генпрокурору Юрию Луценко, выразив обеспокоенность по поводу сообщений о том, что ГПУ предприняла шаги, препятствующие расследованию спецпрокурора Мюллера.

На самом деле, как рассказывает Горбатюк, никакого торможения с его стороны не было.

"34 наши производства по коррупционным преступлениям экс-топ-чиновников за день до вступления изменений в судебном производстве (15 декабря 2017 года, – ред.) генпрокурор Луценко отдал в НАБУ, в том числе и те, где упоминается Манафорт. Он проверялся на связь с высокопоставленными чиновниками, которые совершали преступления в Украине - отдельно по нему дел нет. В январе САП вернула все эти дела нам (Департаменту спецрасследований, – "Апостроф".) назад, но мы это оспаривали. Эти 34 дела ходили туда-сюда", - рассказал Горбатюк.

Фото: пресс-служба Юрия Луценко

Он также рассказал, что после второго возвращения из САП его Департаменту было поручено расследовать эти дела. А дела, связанные с американским политтехнологом, оставались "висеть".

"Мы написали докладную генпрокурору, что нам это тоже нужно расследовать, поскольку имя Манафорта связано с расследованием в отношении преступной организации. Сам он отправил очередное указание, что все дела, зарегистрированные после 15 ноября 2015 года, должны быть переданы в НАБУ. Мы снова написали докладную записку с просьбой о передаче этих дел нам. Но на протяжении всего апреля не было никакой реакции. И только после статьи в газете New York Times от 5 мая нам было поручено расследовать и эти производства. Мы потеряли время с ноября по май", - рассказал Горбатюк о причине торможения дел с упоминанием Манафорта, задавая при этом риторический вопрос, для чего и кому была нужна эта "игра".

По мнению юриста Анны Маляр, Луценко пошел на поводу у элиты (то есть АП) для сохранения статус-кво наиболее приближенных к власти. А недавнее заявление главы ГПУ о том, что, чтобы побороть коррупцию, должна сесть "большая рыба", за которую отвечает НАБУ, говорит об уходе от ответственности за свою работу.

Вместе с тем, журналист, эксперт по правоохранительной тематике Владимир Бойко утверждает, что, по его информации, Луценко специально поставили в ГПУ, чтобы за деньги закрывать уголовные производства и продавать дела.

В результате уровень недоверия населения к прокуратуре, согласно опросу, проведенному в конце прошлого года во всех областях Украины, кроме Крыма и оккупированной части Донбасса, составляет более 74%.

Александр Леменов, главный эксперт Антикоррупционной группы РПР, заявил, что Луценко ничем не отличается от всех своих предшественников: пользуется сомнительными успехами, не провел никакого реформирования, а сейчас ещё оказался и не в состоянии начать набор в Департамент, который будет процессуально координировать следствие Госбюро расследований.

Это также подтверждает и то, что Луценко уже может быть неинтересна должность генерального прокурора. Уже более двух месяцев в экспертных кругах обсуждают то, как глава ГПУ ведёт торги за должность премьер-министра, в частности, с представителями "Народного фронта". Это также объясняет частые вылеты Луценко в США и Европу под видом рабочих визитов, говорят знакомые с ситуацией собеседники.

Возникает тогда резонный вопрос: зачем стране такой генеральный прокурор? Впрочем, на момент, когда Луценко проложит путь в политику, должно появиться решение КСУ.

Читайте также