Украинская политика и коррупция, несмотря на декларируемый курс на реформы, по-прежнему благополучно сосуществуют друг с другом. И разоблачителями схем в политикуме зачастую становятся их же участники: в желании отомстить они начинают сдавать бывших сообщников. Сейчас таким персонажем выступает беглый нардеп Александр Онищенко, который дозированно сливает имеющийся у него компромат на представителей власти. Однако одно из последних расследований журналистов о том, что Онищенко якобы скупал для Банковой голоса у фракции "Батькивщина", сам же депутат назвал фейком. Были ли подобные коммерческие отношения в парламенте и что в Верховной Раде и в окружении украинских политиков говорят о скандале с покупкой голосов, узнавал "Апостроф".
Обвинения во лжи
Парламентская коалиция в составе пяти фракций просуществовала до 2016 года, когда из нее официально вышли "Батькивщина", "Самопомич" и Радикальная партия Олега Ляшко (хотя последняя заявила о переходе в оппозицию еще в сентябре 2015-го), а "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт" самостоятельно сформировали не слишком стабильное большинство. Но даже до распада этого состава коалиции разношерстным фракциям сложно было приходить к общим решениям в голосованиях за законопроекты и в поддержке кандидатур на важные государственные должности.
Недавно в центре внимания СМИ оказалось журналистское расследование о скупке голосов в Верховной Раде. Народный депутат Александр Онищенко, покинувший территорию Украины из-за возбужденного против него уголовного дела, якобы рассказал журналистам, как Администрация президента использовала его в качестве переговорщика между Банковой и Юлией Тимошенко. Задачей нардепа, по данным журналистов, было договариваться насчет голосов "Батькивщины" в обмен на конкретную сумму. Со стороны Петра Порошенко ему давали указания представители БПП Игорь Кононенко и Сергей Березенко (который позже опроверг подобные слухи), а также Макар Пасенюк – финансовый советник президента.
В качестве доказательств журналисты-расследователи опубликовали скрины переписок Онищенко, которые, по их словам, депутат им лично предоставил еще полтора года назад. Переписка изобилует специфической терминологией (например, "первый" – президент; "мадам", "барышня" – Тимошенко; "единичка" – один миллион долларов; "оттанцевать" – рассчитаться).
Но сам Онищенко заявил, что все это ложь: мол, никакие переписки с подобным содержанием он журналистам не показывал.
"Я конкретно рассказывал о коррупции Кононенко и Порошенко. Все остальное – это вымыслы журналистов. Они полтора года думали, рисовали, что им выгодно", - заявил в комментарии "Апострофу" беглый нардеп.
Журналиста Дмитрия Гнапа, одного из авторов расследования, Онищенко обвинил в работе на Администрацию президента – якобы тому заказали "мочить" определенных личностей, в этом случае Юлию Владимировну.
В ответ на это журналист лишь смеется. "Каким образом нас могла подкупить Банковая, если мы разоблачаем их в том числе? – резонно замечает он в беседе с "Апострофом". – Мы рассказываем, что эти люди передавали неправомерную выгоду народным депутатам, что фактически является составом преступления. То есть Банковая – соучастник в этом подкупе. Если они так уверены в своих домыслах, пускай опубликуют доказательства".
Читайте также: В Украине началась "охота за головами": на что сделает ставку Порошенко и чем ответит Аваков
Был ли подкуп
В Верховной Раде о работе в режиме "куплю-продам" говорят аккуратно.
"О деньгах слышал в основном из "пленок" Онищенко, но лично не видел. Я расспросил некоторых людей из его окружения, и те подтвердили, что это – правда", - рассказывает "Апострофу" нардеп из "Народного фронта", пожелавший не называть себя.
Парламентарий вспомнил, как в свое время Порошенко к себе приглашал и Николая Мартыненко, экс-депутата и главного спонсора "фронтовиков". "Первый", по словам источника, требовал от него верности и участия в схемах президента, но не получил желаемого ответа.
"Если кто-то и брал деньги, то они об этом даже в своем окружении не будут говорить, - сказал собеседник, добавив, что его фракции подобные предложения не поступали: – Мы же в коалиции и голосуем".
Однако в парламентских "договорняках" не всегда "участвуют" сумки с деньгами. Голоса могут обмениваться, например, на выгодные политсиле кадровые назначения. Другими словами, фракция в обмен на положительное голосование за какое-то решение может требовать назначить своего человека на определенную должность. "А там уже начинается дерибан", - поясняет журналист Дмитрий Гнап.
Формой оплаты могут также быть распределение субвенций, которым занимается правительство, или дележка средств госбюджета.
"Такой скупки голосов в "Батькивщине", о которой рассказывает Онищенко, не было. Порошенко – не из тех людей, кто будет легко расставаться с деньгами. Но если переговоры и велись, то это касалось бюджетных денег и субвенций", - сообщил источник "Апострофа", приближенный к окружению президента.
При этом переговоры могли вестись не обязательно через Березенко и Кононенко, участвовать в них мог любой представитель БПП. "Кто-то хорошо знаком с каким-то человеком из другой фракции, например, в связи с этим его также могут привлечь к таким переговорам", - добавил собеседник издания.
О плате в виде субвенций говорит и нардеп от БПП Сергей Лещенко. "Батькивщина" перестала критиковать правительство в последнее время. Это может означать, что у них есть какие-то договоренности", - поделился он своими наблюдениями с "Апострофом".
В самой "Батькивщине" решили лишний раз не ворошить эту тему и не делали никаких заявлений после журналистского расследования. Но в ответ на вопрос "Апострофа" в окружении Тимошенко стали убеждать, что это все сказки.
"Юля не контролирует половину фракции, они сами решают, как им голосовать. Если бы ей понадобились голоса под конкретные законопроекты, ей бы пришлось разговаривать с каждым отдельно", - сказал источник издания в политсиле Тимошенко.
Больше всего собеседника "Апострофа" смутили рассказы Онищенко о том, как проходила продажа голосов, о которой говорится в расследовании. "Он как-то странно подал схему. Это больше похоже на представления обывателя, как все происходит, но не человека, который мог участвовать в процессе", - считает источник.
Продолжает открещиваться от переговоров с лидером "Батькивщины" и сам Онищенко. "Тимошенко на меня вообще внимания не обращала в то время. Более того, она проголосовала за снятие с меня неприкосновенности и арест", - заявил беглый нардеп "Апострофу".
Дмитрий Гнап поясняет такую позицию Онищенко тем, что он возлагает большие надежды на лидера "Батькивщины".
"Она значительно выросла в рейтингах, стала фаворитом президентской гонки. Очевидно, что публикация такой информации невыгодна для Онищенко, который пытается восстановить с ней связь. Поэтому он начал все отрицать", - объясняет журналист.
И итоге замять историю пытаются все участники – Онищенко, Тимошенко и Порошенко. "Привлечение внимания к этому расследованию никому из них не выгодно. А Тимошенко и Порошенко в этом случае даже могут попытаться объединить свои усилия, чтобы убрать из информационного пространства эту тему", - отметил в комментарии "Апострофу" политолог Петр Олещук.
Пока же все имеющиеся материалы журналисты передали Национальному антикоррупционному бюро для эффективного расследования.
Но тягу представителей парламента к продаже голосов будет сложно искоренить, пока власть рассматривается ими исключительно как источник реализации бизнес-интересов и доступ к финансовым потокам.