Словацкий политолог, внештатный сотрудник Фонда Карнеги БАЛАШ ЯРАБИК рассказал "Апострофу" о результатах встречи Дональда Трампа и Владимира Путина, прогрессе в мирном урегулировании конфликта на Донбассе, строительстве газопровода "Северный поток-2" в обход Украины и отношениях Киева с Брюсселем.
Про встречу Трампа с Путиным
Видно, что нет доверия между Трампом и практически всем американским истеблишментом. Я не ожидал, что будет что-то об Украине. Американская позиция более-менее однозначна. Украинцы пытались даже купить американскую поддержку: есть разные контракты – например, на уголь и ядерное топливо. И после того как Трамп согласился с поставками вооружений, политика США [в отношении Украины] стала практически такой же, как была – нет изменений. Не в компетенции Трампа договориться по Крыму – он просто не сможет это сделать. И я не думаю, что Россия может в этом вопросе как-то торговаться.
Про Донбасс
Уже есть Минские договоренности. Можно договориться о чем-то новом, но в итоге будет то же самое: какой-то политический процесс и гарантии безопасности – каким образом и когда передать территорию Украине. Ничего больше, на мой взгляд, не придумаешь.
И у меня есть ощущение, что Россия тоже это хорошо понимает: что они, допустим, потеряли Украину как минимум на одно или два поколения, что сейчас изменить ситуацию практически невозможно. Но это больше ощущение, чем осознанный факт.
Специальный представитель Государственного департамента США по вопросам Украины Курт Волкер провел несколько пресс-конференций и сказал, что США ожидают шагов от России. Нельзя исключать, что тет-а-тет что-то об Украине было. Но мне трудно представить, что. Какая-то договоренность Трампа с Путиным мирному процессу не помогла бы. Думаю, даже наоборот.
Про "Северный поток-2"
Я думаю, что американцы точно понимают, что "Северный поток-2" будет. Проект уже в такой фазе, что остановить его невозможно, можно только мешать ему. Если бы такие попытки были год или полтора назад, может быть, это бы и дало результат. Если Трамп будет выступать против запуска газопровода, поддержка проекта населением Германии будет лишь повышаться.
Я согласен с политическими аргументами, почему Германии не надо было реализовывать проект "Северный поток-2". С другой стороны, есть сильные экономические аргументы: российский газ гораздо дешевле, чем LNG (сжиженный природный газ, – "Апостроф"). И немцам газ очень нужен из-за новой энергетической политики, в рамках которой они закрывают атомные электростанции – остаются газ и уголь. Но из-за угля по выбросам парниковых газов Германия – первая в ЕС.
Про отношения Украины с Евросоюзом
Евросоюз действительно считает, что акцент должен быть на имплементации реформ и Соглашения об ассоциации. Без этого двигаться некуда. Киеву надо бы посмотреть, что работает в Соглашении об ассоциации, DCFTA, а что нет. Украина имеет очень хороший результат в торговле со странами ЕС, но проблема в том, что европейский рынок пока не может заменить российский. В Молдове только в прошлом году торговля с ЕС впервые превысила по объему торговлю с Россией. Но там российское эмбарго действует уже где-то десять лет.
Полный текст интервью читайте на "Апострофе" в ближайшее время.